Проблема коммерциализации литературы

«Искусство принадлежит народу!» - этот лозунг провозгласил основатель советского государства В. И. Ленин. И с этим невозможно не согласиться: искусство в настоящее время действительно принадлежит массам, потому что именно она платит за него свои деньги. В мире, где литературный успех, определяется размерами гонораров и прибылей, серьезной продукцией в книжной индустрии становится плохая книга. Об этом пишет В. Аксенов в эссе с символичным названием «Крылатое вымирание» и приводит пример о том, как одно солидное американское издательство заплатило полуторамиллионный гонорар писательнице за книгу «Промельк чулка» (название ироничное, придуманное, очевидно, самим писателем). В анонсе книги представлен «захватывающий» сюжет о жизни девушек, в финале оказавшихся родными сестрами.

Романы такого рода, – продолжает Аксенов, - сочинялись в сталинском ГУЛАГе. Уголовники заказывали политическим романы с определенным сюжетом, особенно нравились про незаконных детей именитых князей. Романы эти нередко спасали жизнь сочинителям. Но сейчас, к счастью, нет сталинских ГУЛАГов, и не в Америке мы живем, однако посмотришь на наш книжный ландшафт и упадешь ниже всякого вкуса.

Огромный мир коммерческой халтуры загрязняет среду духовного обитания, диктует свои законы и жанры, формирует убогое массовое сознание. Коммерция вытесняет настоящую литературу. Отсюда вновь возникает вопрос: что делать? Рецепт возьмем все у того же Аксенова: у читателя должен быть свой внутренний цензор, который поможет отличить коммерческую халтуру от настоящей литературы, где существует «достоинство, независимость, вдохновение».

Приложение 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: