Проблематика произведений В. М. Шукшина

Проблему предательства, компромисса с совестью поставил

писатель В. М. Шукшин в киноповести «Калина красная». Герой повести Егор Прокудин – человек умный, от природы добрый и талантливый – в юности оступился, свернул с прямого пути, чтобы обойти трудности, но так и задержался на воровской дороге, где «одни ларьки и чемоданы». С этого момента и начался путь компромисса с совестью, предательства – матери, общества, самого себя. Жизнь искривилась, потекла по ложным законам. Но Егор Прокудин, безусловно, человек сильный, сумел-таки вырваться из тупика, куда загнала его воровская романтика. Человек он также самолюбивый. Все двадцать лет, что провел вне дома, не забывал о матери, но явиться к ней стриженому и нищему после очередной отсидки выше его сил. «Не время еще», - говорит он Любе, женщине, которая по-настоящему полюбила его. «Не время», потому что там, где родился и вырос, тюрьма – это позор, крайняя степень падения человека: что угодно, только не тюрьма. Лучше обмануть, прикинуться чужим, чем принести позор родному человеку.

А деньги? Ведь мог же посылать их матери. Как раз и не мог, потому что особенность характера Егора – ходить по краю. Вся жизнь пошла вбок, вся жизнь – загул. Наголодавшись, настрадавшись в детстве, думал, что деньги – это и есть праздник души, но понял, что это не так. А как? – так и не смог узнать, хотя муки совести перед матерью, любимой женщиной успел испытать.

В статье «Нравственность есть Правда» В. Шукшин попытался

объяснить особенности характера своих героев. Есть человек трезвый и разумный, который до конца понимает свое время и место, знает правду жизни, и если обстановка сложится против правды, то лучше о ней помолчать. Есть человек умный и талантливый – это творческий человек. Он найдет способ сказать правду. Гениальный обрушит правду «на головы и души людские». Даже если она убьет его. Но есть и такой тип человека, по мнению Шукшина, в котором соединились причудливым образом ум и трезвость, гениальность и талантливость. «Человек этот – дурачок», - пишет В. Шукшин. Много их было не от мира сего в литературе: юродивые, кликуши, странники. У Шукшина это герои-«чудики», тоже странные люди. Они совершают, с точки зрения здравой логики, необдуманные поступки: покупают, например, на последние деньги микроскоп («Микроскоп»), сбегают из тюрьмы за три месяца до окончания срока («Степка»). Есть среди них свои фантазеры-вруны («Миль пардон, мадам!»), мыслители («Алеша Бесконвойный») и даже задумавшиеся об устройстве государства («Штрихи к портрету»).

Что хотел показать нам своими героями Шукшин? Например, своим Степаном из рассказа «Степка», который составил основу фильма «Ваш сын и брат». Он, конечно, дурачок этот Степан, но писатель по-своему любит его. Не досидел три месяца и сбежал из тюрьмы, но сбежал-то не воровать и грабить – пришел открыто в свою деревню, чтобы вдохнуть запах родной земли, повидать отца с матерью. Могуч и властен оказался зов малой родины, откликнулась русская душа на этот зов. И пошел чудик Степан, потому что не утерпел, сгорела бы его душа за эти три месяца неволи. Кто в здравом уме поймет этот феномен русской души? Шукшин понял!

Или другой герой – Бронислав Пупков из рассказа «Миль пардон, мадам!» Имя свое получил при крещении, за что обиделся на священника, вызвался даже сопровождать его в район во время ареста. Во время войны служил санитаром в прифронтовом госпитале, вернулся в родные места, обзавелся семьей, работал, но душа требовала своего выхода и находила в сочинении невероятных историй. Одна из них о том, как он совершил покушение на Гитлера. Рассказывал он эту историю исключительно заезжим охотникам, потому что деревенские были уже сыты по горло байками доморощенного сочинителя, даже жена пригрозила, что его посадят за искажение истории. Ничего не мог поделать с собой Бронислав, видимо, служба обычным санитаром требовала героического наполнения. Это и мучило героя.

Проблему смысла жизни по-своему решают герои Шукшина. Они тоже

задаются вечными вопросами: зачем я родился, для чего живу? Но делают это как-то нелепо, неуклюже, опять же с точки зрения деревенской морали. Например, Алеша Бесконвойный в одноименном рассказе. Звали героя на самом деле Костей Валиковым – «Бесконвойным» его прозвали за неуправляемость характера, хотя слыл в колхозе работником старательным и трудолюбивым, не чурался никакой работы. Но в субботу и воскресенье ни под каким предлогом его нельзя было заставить работать. Суббота вообще для него был святой день – «в субботу он топил баню».

В этот день он размышлял о жизни, вспоминал прошлое, думал о будущем. Сам процесс подготовки бани вызывал у Бесконвойного чувство необычайной радости – душа звенела. Сначала колол дрова и таскал воду, потом по-особому, по-своему, растапливал каменку. Глядя на огонь, философствовал: «Два полена и то сгорают неодинаково, а вы хотите, чтоб люди прожили одинаково». Взволновало и открытие, которое совершил он, глядя на огонь: «Любая головешка, догорая, вспыхнет последним огнем – так и человек перед смертью горит желанием жить». И от этого немудреного открытия становилось спокойно на душе. Никто в деревне и не поверил бы, что Алеша серьезно вдумывался в жизнь, «что в ней за тайна, надо ли ее (жизнь) жалеть». Размышлял, правда, в пределах все тех же бытовых координат, в которых жил. О том, как дети вырастут, заведут свои семьи, будут приезжать к старикам в гости, а он будет гордиться ими. На все эти думы он отводил один субботний день, но это был его день, его личное пространство, войти в которое никому не было дано.

Все эти герои Шукшина вызывают у читателя понимание, душевные отклики, но есть и те, от которых хочется отмахнуться, как от назойливой мухи. Например, от Николая Николаевича Князева из рассказа «Штрихи к портрету» (сб. «Печки-лавочки»).

Князев родился в бедной семье, где об образовании и воспитании мало задумывались, ибо знали, что в деревне воспитывает труд. Герой рано обнаружил в себе способность к философствованию. Став взрослым, задумался о глобальном – о государственном устройстве. «Сколько всего наворочено! А порядка нет!» - приходит к мысли герой. И пишет главный труд своей жизни «О государстве». Что такое государство и как оно устроено? – задается вопросами Князев, пристает с ними к окружающим (чем не Сократ!), но люди его не понимают, отмахиваются от него, иногда и бьют. Создается впечатление, что герой страдает за истину, ведь он озабочен построением идеального общества, где «никто не ворует, не пьет, ни лодырничает» - каждый на своем месте «кладет свой кирпичик в грандиозное здание» государства. Благие мысли Князева разворачиваются до фантасмагорических объемов: «Ведь мы могли бы заасфальтировать весь земной шар! Прорыть метро до Владивостока! Построить лестницу до луны!» Вопрос «зачем?» не князевский вопрос – он озабочен глобальной мыслью «великого почина» (проблема «великого почина»). Поэтому все должны оставить свои повседневные дела: пахать и сеять, добывать руду и плавить металл, лечить и учить, наконец, создавать семьи и воспитывать детей. Нет, надо бросить все дела и ринуться строить лестницу до луны!

Мысли о едином трудовом порыве не оставляют героя даже вовремя отдыха. С вопросом о том, какой отдых тот предпочитает, пристает к дачнику Сильченко. Услышав, что рыбалку, не на шутку сердится. «Вместо того чтобы идти на рыбалку, люди взяли бы горсть земли, принесли в определенное место, и образовался бы огромный холм!» - возмущается Князев.

- Зачем? – спрашивает Сильченко, - может быть, лучше отдохнуть.

- Нет, с вашим бесполезным отдыхом вы нарушаете цепь человеческих полезных дел, - гневно отвечает философ.

По его мнению, все должны трудиться на благо государства. Таким образом, сам того не ведая, философ-демагог сформулировал «закон великого почина», когда личные интересы не должны мешать общегосударственным делам.

Не отпускает Князева и вечный вопрос о смысле жизни, но опять же он мыслит масштабными категориями.

- Вот, представьте себе, я, вы, дедушка несем бревно. Нам нужно пронести его 100 метров, а вы пронесли 50 метров, бросили и говорите: «У меня отпуск, я отдыхаю!»

- Бред какой-то! Что же отпусков не нужно что ли? – спрашивает Сильченко.

- Вот пронесем положенные 100 метров, тогда и отдыхайте!

Для Сильченко, не задумавшегося над глобальными вопросами бытия, смысл жизни в том, «чтобы работать, быть честным, защищать Родину, когда требуется». Для Князева это все «ответвления от главного смысла, но от какого, он и сам не знает.

Приложение 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: