Буксирные и буксировочные фонари

4.4.1.1 На судах группы I, предназначенных
для буксировки других судов, на передней или
задней мачте должны устанавливаться три фонаря,
один из которых одновременно должен быть
передним или задним топовым фонарем, а два
дополнительных с такой же характеристикой (см.
табл. 3.1.2, п. 1) должны располагаться выше
и/или ниже переднего или заднего топового
фонаря вертикально один над другим с рас­
стоянием между ними согласно 4.1.9.1.

В остальном установка буксирных фонарей должна выполняться так же, как это указано в 4.2.1 для топовых фонарей, имея в виду, что если три буксирных фонаря находятся на задней мачте, самый нижний из них должен быть расположен по меньшей мере на 4,5 м выше по вертикальной линии, чем передний топовый фонарь.

4.4.1.2 На судах, предназначенных для толкания
других судов, на фок-мачте должны устанавливаться
два буксирных фонаря, один из которых одновре­
менно должен быть передним топовым фонарем.
Второй фонарь должен устанавливаться согласно
требованиям 4.4.1.1.

4.4.1.3 На судах группы два буксирных фонаря
должны устанавливаться так же, как это указано в

4.4.1.1 и 4.4.1.2, причем вертикальное расстояние
между ними должно быть не менее указанного в

4.1.9.2 (см. также примечание 1 к табл. 2.4.1).

4.4.1.4 Буксировочный фонарь (п. 7 табл. 3.1.2)
должен устанавливаться на буксирных судах по
вертикальной линии над кормовым фонарем с
расстоянием между ними согласно 4.1.9.


4.4.2 Круговые фонари для судов, занятых
тралением.

4.4.2.1 Суда, занятые тралением, должны иметь
два круговых фонаря, расположенных вертикально
один над другим, причем верхний должен быть с
зеленым огнем, а нижний — с белым. Оба круговых
фонаря должны устанавливаться согласно требо­
ваниям 4.1.7 и 4.1.9.

4.4.2.2 Указанные в 4.4.2.1 фонари могут быть
как стационарными, так и поднимаемыми с
соответствующими приспособлениями для
одновременного их подъема и спуска.

4.4.2.3 На судах, занятых тралением, длиной 50 м
и более задний топовый фонарь должен быть
расположен позади и выше кругового фонаря с
зеленым огнем. Расположение фонарей на судах
длиной менее 50 м должно быть таким же, если на
них устанавливается топовый фонарь, упомянутый в
примечании 6 к табл. 2.4.1.

4.4.2.4 Дополнительные огни для судов, занятых
тралением на близком расстоянии друг от друга или
парным тралением, должны быть расположены на
наиболее видном месте на расстоянии не менее 0,9 м
в сторону от огней, предписанных 4.4.2.1, и ниже, а
вертикальное расстояние между дополнительными
огнями должно быть не менее 2 м.

4.4.3 Круговые фонари для судов, занятых
ловом рыбы.

4.4.3.1 Суда с выметанными в море снастями,
простирающимися по горизонтали от судна на
расстоянии не более 150 м, должны иметь два
круговых фонаря (один с красным огнем и один с
белым), установленных, как указано в 4.4.2.1 и
4.4.2.2 для фонарей на судах, занятых тралением,
причем верхний фонарь должен быть с красным
огнем. Нижний фонарь должен устанавливаться над
бортовыми фонарями на высоте не менее удвоенного
расстояния между круговыми фонарями с красным и
белым огнем.

4.4.3.2 Суда с выметанными в море снастями,
простирающимися по горизонтали от судна на
расстоянии более 150 м, должны иметь три
круговых фонаря, два из которых (один с красным
огнем и один с белым) должны быть установлены,
как указано в 4.4.3.1, а третий (с белым огнем)
должен быть расположен в направлении выметанных
снастей по горизонтали на расстоянии не менее 2 и
не более 6 м от расположенных по вертикальной
линии круговых фонарей. Этот круговой фонарь с
белым огнем должен устанавливаться на высоте, не
превышающей предписанную в 4.4.3.1 высоту для
кругового фонаря с белым огнем и не ниже бортовых
фонарей.

4.4.3.3 Суда, занятые ловом рыбы кошельковыми
неводами на близком расстоянии друг от друга, могут
выставлять два круговых фонаря с желтым огнем,


Часть III. Сигнальные средства




расположенных по вертикальной линии на наиболее видном месте на расстоянии не менее 0,9 м в сторону от огней, предписанных 4.4.3.1, и ниже.

Эти фонари должны попеременно давать проблески каждую секунду, причем продолжительность свечения и затемнения должна быть одинаковой.

4.4.4 Круговые фонари для лоцманских судов.
Лоцманские суда должны иметь два круговых

фонаря, расположенных вертикально один над другим, причем верхний должен быть с белым огнем, а нижний — с красным. Верхний фонарь должен устанавливаться на топе фок-мачты или вблизи топа фок-мачты. Оба круговых фонаря должны устанавливаться стационарно и в соответст­вии с требованиями, изложенными в 4.1.7 и 4.1.9.

4.4.5 Фонари сигнала «Судно, ограниченное в
возможности маневрировать».

4.4.5.1 Суда, ограниченные в возможности
маневрировать, должны иметь фонари, состоящие
из сочетания вертикально расположенных один над
другим трех круговых фонарей, причем верхний и
нижний фонари должны быть с красным огнем, а
средний — с белым. Эти круговые фонари должны
устанавливаться на наиболее видном месте согласно
требованиям, изложенным в 4.1.7, 4.1.9 и 4.2.1.3.

Когда практически невозможно расположить эти круговые фонари ниже топовых, они могут быть расположены выше заднего топового фонаря с соблюдением требований 4.1.9 или расположены на высоте между передним и задним топовыми фонарями. В последнем случае они должны быть вынесены на расстояние не менее 2 м по горизонтали от диаметральной плоскости.

4.4.5.2 Дополнительные круговые фонари судов,
занятых дноуглубительными или подводными
работами, предусмотренные в 2.4.2, для указания
стороны, на которой существует препятствие (два
круговых фонаря с красным огнем), и стороны, с
которой может безопасно пройти другое судно (два
круговых фонаря с зеленым огнем), должны быть
расположены на максимально возможном удалении
по горизонтали, но ни в коем случае не находиться на
расстоянии менее 2 м от круговых фонарей,
указанных в 4.4.5.1 Круговые фонари с каждого
борта должны располагаться вертикально один над
другим, причем верхний из них ни в коем случае не
должен находиться выше нижнего из трех круговых
фонарей, указанных в 4.4.5.1.

4.4.6 Фонари для парусных судов.

Если парусное судно снабжается круговыми фонарями, указанными в 2.2.7, они должны устанавливаться на топе фок-мачты или вблизи топа фок-мачты на наиболее видном месте. Круговые фонари должны располагаться вертикально один над другим с расстоянием между ними, указанным в 4.1.9, причем верхний фонарь должен быть с


красным огнем, а нижний — с зеленым. Эти круговые фонари не должны устанавливаться совместно с соединенным трехцветным фонарем.

4.4.7 Фонарь для судов на воздушной подушке.
Фонарь с характеристикой, указанной в п. 9 табл.

3.1.2, должен устанавливаться на судах на воздушной подушке таким образом, чтобы его огонь был видимым вокруг по всему горизонту. Установка этого фонаря должна быть стационарной.

4.4.8 Фонари для судов, стесненных своей
осадкой.

Если судно снабжается круговыми фонарями, указанными в 2.2.10, они должны устанавливаться на наиболее видном месте, вертикально один над другим с расстоянием между ними, указанным в 4.1.9.

Когда практически невозможно расположить эти круговые фонари ниже топовых, они могут быть расположены выше заднего топового фонаря (фонарей) с соблюдением вертикального расстояния между этими фонарями или расположены по вертикали между передним топовым фонарем (фонарями) и задним фонарем (фонарями). В последнем случае они должны быть вынесены на расстояние не менее 2 м по гори­зонтали от диаметральной плоскости.

4.4.9 Фонари для буксируемых судов или
объектов.

На буксируемых малозаметных частично погруженных судах или объектах или сочетаний таких судов или объектов должны быть установ­лены круговые сигнально-отличительные фонари с белым огнем.

4.4.9.1 При ширине судна или объекта менее 25 м
устанавливается по одному круговому фонарю в
носовой и кормовой оконечностях или вблизи них,
за исключением эластичных буксируемых емкостей,
на которых установка кругового фонаря в носовой
оконечности или вблизи нее не требуется.

4.4.9.2 При ширине судна или объекта 25 м и
более устанавливаются два дополнительных
круговых фонаря в крайних точках борта, чтобы
расстояние между ними было близким к ширине
судна или объекта.

4.4.9.3 При длине судна или объекта более 100 м
дополнительно устанавливаются круговые фонари
между фонарями, предписанными 4.4.9.1 и 4.4.9.2
так, чтобы расстояние между фонарями не
превышало 100 м.

4.5 СИГНАЛЫЮ-ПРОБЛЕСКОВЫЕ ФОНАРИ

4.5.1 Лампа дневной сигнализации.

Лампа дневной сигнализации должна храниться в рулевой или в штурманской рубке и должна быть всегда готова к использованию.



Правила по оборудованию морских судов



4.5.2 Фонарь маневроуказания.

Фонарь маневроуказания должен располагаться в той же самой продольно-вертикальной плоскости, что и топовые фонари и по возможности на высоте не менее 2 м от переднего топового фонаря; при этом он должен располагаться не менее чем на 2 м выше или ниже заднего топового фонаря.

На судне, которое имеет только один топовый фонарь, фонарь маневроуказания должен устанавли­ваться на наиболее видном месте на расстоянии не менее 2 м по вертикали от топового фонаря.

Фонарь маневроуказания должен быть уста­новлен так, чтобы его свет был виден вокруг по всему горизонту.

Если предусматривается одновременная подача световых и звуковых сигналов, то следует предусматривать также возможность отдельной подачи световых сигналов.

4.6 ЗВУКОВЫЕ СИГНАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА

4.6.1 Общие требования.

4.6.1.1 Звуковые сигнальные средства должны
устанавливаться таким образом, чтобы никакие части
конструкции или оборудования судна не создавали
звуковых помех и не снижали силы и чистоты звука,
издаваемого этими средствами.

4.6.1.2 Приводы к звуковым сигнальным
средствам должны иметь такую конструкцию,
чтобы исключалась возможность самопроизвольной
подачи звука под воздействием ветра, снега,
обледенения и т.п.

4.6.2 Свистки.

4.6.2.1 Свистки должны устанавливаться так, чтобы центр источника звука находился на высоте не менее 2,5 м над самой верхней палубой, простирающейся от борта до борта, и не менее чем на 0,5 м выше надстроек и других конструкций на этой палубе, которые могли бы мешать рас­пространению звука.

Уровень звукового давления собственного звукового сигнала, измеряемый в местах прослушивания звукового сигнала встречного судна (ходовой и верхний мостики, рулевая рубка и крылья ходового мостика) не должен превышать ПО дБ и, насколько это практически возможно, не превышать 100 дБ. Установленный на судне свисток должен удовлетворять требованиям табл. 3.3.1.

Единственный свисток на судне должен устанавливаться таким образом, чтобы максималь­ная сила его звука направлена была прямо по ходу судна.

В горизонтальной плоскости в пределах + 45° от основной оси свистка (в направлении прямо по ходу


судна) перепад уровня звукового давления свистка по отношению к предписанному уровню в основном направлении распределения звука не должен превышать 4 дБ. Во всех остальных направлениях в горизонтальной плоскости перепад уровня звукового давления по отношению к уровню на основном направлении не должен превышать 10 дБ и быть таким, чтобы дальность слышимости в любом направлении была не менее половины дальности слышимости на основном направлении.

4.6.2.2 Система подводки пара или воздуха
должна быть устроена так, чтобы подача этих
агентов без конденсата обеспечивалась в любое
время и при любом состоянии атмосферы.

4.6.2.3 Кнопки или ручные рычаги для
управления свистком должны размещаться на
постах управления судном. На судах неограни­
ченного района плавания и ограниченного района
плавания должны устанавливаться по крайней мере
одна кнопка (рычаг) в рулевой рубке и по одной
кнопке (рычагу) вне рулевой рубки, на крыльях
ходового мостика (если они имеются). На ос­
тальных судах должна устанавливаться по крайней
мере одна кнопка (рычаг) с каждой стороны мостика;
на судах длиной менее 20 м может устанавливаться
только одна кнопка (рычаг).

4.6.2.4 Если на судне свистки устанавливаются на
расстоянии более 100 м друг от друга, должны быть
приняты конструктивные меры, чтобы они не
действовали одновременно. Если из-за наличия
препятствий звуковое поле единичного свистка или
одного из свистков имеет зону значительно
сниженного уровня громкости сигнала, рекомендуется
установить систему соединенных свистков так, чтобы
предотвратить снижение этого уровня. Система
соединенных свистков должна рассматриваться как
один свисток. Свистки такой системы должны быть
расположены на расстоянии не более 100 м друг от
друга и установлены так, чтобы они могли действовать
одновременно. Частоты этих свистков должны отли­
чаться от частот других свистков не менее чем на 10 Гц.

4.6.2.5 На судах, плавающих в районах, где
возможно обледенение свистка, должен быть
предусмотрен его обогрев.

4.6.3 Колокол.

Колокол должен устанавливаться стационарно на открытом месте бака вблизи брашпиля или шпиля и обеспечивать уровень звукового давления не менее ПО дБ на расстоянии 1 м от него.

Колокол должен быть подвешен таким образом, чтобы было обеспечено его свободное качание в любую сторону не менее чем на 50° без касания каких-либо частей конструкции или устройств судна.

4.6.4 Гонг.

Гонг должен быть таким, чтобы его звук по тону и звучанию резко отличался от звука установленного


Часть III. Сигнальные средства




на судне колокола и должен обеспечивать уровень звукового давления не менее ПО дБ на расстоянии 1 м от него.

Гонг должен устанавливаться как можно ближе к кормовой оконечности судна в таком месте, где ничто не может помешать распространению издаваемого им звука, и подвешиваться согласно 4.6.3.

Стационарная установка гонга массой до 5 кг не обязательна, но для хранения его должно быть предусмотрено специальное гнездо, расположенное в кормовой части судна.

Колотушка гонга должна храниться в специальном гнезде в непосредственной близости к гонгу.


4.8 УСТРОЙСТВА ДЛЯ ХРАНЕНИЯ ПИРОТЕХНИЧЕСКИХ СИГНАЛЬНЫХ СРЕДСТВ

4.8.1 Для хранения пиротехнических сигнальных средств должны быть предусмотрены специальные водонепроницаемые металлические шкафы, встроенные в рубку на ходовом мостике, или металлический ящик, надежно закрепленный на палубе мостика.

4.9 УСТРОЙСТВА ДЛЯ ХРАНЕНИЯ ЗАПАСНЫХ ФОНАРЕЙ



4.7 УСТРОЙСТВА ДЛЯ ПОДЪЕМА И ХРАНЕНИЯ СИГНАЛЬНЫХ ФИГУР

4.7.1 На судах должны находиться соответствую­
щие устройства (мачты, штаги с достаточным количест­
вом сигнальных фалов) для подъема сигнальных фигур.

4.7.2 Сигнальные фигуры должны храниться вблизи
ходового мостика или вблизи устройств для их подъема.

Сигнальные фигуры несамоходных безэки­пажных судов могут храниться на буксирном или обслуживающем судне.


4.9.1 Для хранения запасного комплекта фонарей
на судах группы I должна быть предусмотрена
специально оборудованная фонарная кладовая или
специальный фонарный шкаф.

4.9.2 Устройства для хранения масляных фонарей
и горючей смеси, требуемой 2.2.6.5, должны
удовлетворять требованиям, изложенным в 2.1.5 и
п. 6 табл. 3.1.2.1 части VI «Противопожарная
защита» Правил классификации и постройки
морских судов.


5 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СИГНАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА СУДОВ СМЕШАННОГО ПЛАВАНИЯ


5.1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

5.1.1 Суда смешанного плавания в дополнение к
сигнальным средствам, требуемым разделами 2, 3 и
4, должны быть снабжены сигнальными средствами в
соответствии с настоящим разделом.

5.1.2 Состав, расположение и порядок несения
сигнально-отличительных фонарей и дневных
сигналов определяются Правилами плавания по
внутренним водным путям Российской Федерации и
местными правилами плавания.

5.2 СНАБЖЕНИЕ СУДОВ СИГНАЛЬНЫМИ СРЕДСТВАМИ

5.2.1 Суда смешанного плавания дополнительно
к сигнальным средствам, требуемым табл. 2.2.1, 2.3.1
к 2АЛ, должны снабжаться сигнальными средствами
согласно табл. 5.2.1.

5.2.2 Сигнально-отличительные фонари должны
быть электрическими. Их питание должно осуществ­
ляться в соответствии с 6.8.2, 9.3.1 и 19.1.2.1 части


XI «Электрическое оборудование» Правил классифи­кации и постройки морских судов.

5.2.3 Каждое судно должно быть снабжено запас­ными частями к сигнально-отличительным фонарям:

.1 одним светофильтром для каждого цветного фонаря, если в фонаре не применена цветная линза;

.2 одной электрической лампой на каждый электрический фонарь.

5.3 ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СИГНАЛЬНЫМ СРЕДСТВАМ

5.3.1 Основные характеристики сигнально-
отличительных фонарей должны удовлетворять
требованиям табл. 5.3.1.

5.3.2 Сигнальные флаги должны быть изготовле­
ны из шерстяной флажной ткани (флагдука)
достаточной прочности и стойкой окраски. Допус­
кается изготовление флагов из синтетических
материалов.

5.3.3 Сигнальные флаги должны быть квадрат­
ными. Размер стороны квадрата должен быть не
менее 1000 мм, а флагов-отмашек — не менее



Правила по оборудованию морских судов


Таблица 5.2.1

Суда Сигнально-отличительные фонари Дневные сигналы
топовый кормовой1 свето-импульсная отмашка2 круговой красный3 бортовые стояноч­ные 4 Сигнальный флаг «Б» (щит)5 Белый флаг-отмашка
Самоходные              
1 На судах шириной 5 м и менее допускается устанавливать один кормовой фонарь в диаметральной плоскости. Рекомендуется дополнительно устанавливать электрические фонари-отмашки с лампами накаливания. 3 Требуется для судов, перевозящих опасные грузы (взрывчатые и вредные вещества) или нефтепродукты. 4 Требуются для судов шириной более 5 м. 5 Требуется для судов, перевозящих нефтепродукты или опасные грузы.

Таблица 5.3.1

№ п/п Фонари и цвет огня Дальность видимости, не менее км Угол видимости огня фонаря
Общий угол, град Расположение углов видимости
3 4 5 6 7 8 9 10 Топовый белый Топовый красный Бортовой зеленый Бортовой красный Кормовой белый Круговой белый Круговой красный Бортовой стояночный белый Светоимпульсная от­машка: днем ночью Световая отмашка 5,5 3,7 3,7 3,7 3,7 1,85 3,7 2 4 4 225 225 112,5 112,5 135 360 112,5+ +112,5 112,5+ +112,5 От 112,5° на каждый борт от диаметральной плоскости судна по носу судна От 112,5° на каждый борт от диаметральной плоскости судна по носу судна От направления прямо по носу судна до 22,5° позади траверза правого борта От направления прямо по носу судна до 22,5° позади траверза левого борта От направления прямо по корме до 67,5° на каждый борт Вокруг по всему горизонту От траверза судна по 90° в нос и в корму От траверза судна к носу с перекрытием диаметральной плоскости на 22,5° и от траверза судна в корму с перекрытием диаметральной плоскости на 22,5° От траверза судна к носу с перекрытием диаметральной плоскости на 22,5° и от траверза судна в корму с перекрытием диаметральной плоскости на 22,5°

700 мм. Для судов длиной менее 20 м размер сто­роны квадрата флага должен быть не менее 500 мм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: