Шпигаты, приемные и отливные отверстия и мусоропроводы

3.2.11.1 Отливные отверстия в наружной обшивке судна из помещений, расположенных ниже палубы надводного борта, или из надстроек и рубок на палубе надводного борта, оборудованных дверьми в соответствии с требованиями 3.2.2, за исключением указанных в 3.2.11.2, должны быть снабжены надежными и доступными средствами для предотвращения проникновения воды внутрь судна.

Каждое отливное отверстие трубопроводов, которые имеют или могут иметь в указанных помещениях открытые концы, как правило, должно быть снабжено одним невозвратным клапаном с принудительными средствами закрывания его с места, расположенного выше палубы переборок для судов, получающих в символе класса знак деления на отсеки, и выше палубы надводного борта для всех прочих судов. Средства для управления клапанами с принудительным закрыванием должны быть легкодоступными и должны быть снабжены указателем, показывающим, открыт или закрыт клапан.


Взамен одного невозвратного клапана с принудительным средством закрывания может быть установлен невозвратный клапан и запорный клапан, имеющий привод с палубы переборок или с палубы надводного борта соответственно.

На судах, не получающих в символе класса знака деления на отсеки, приводы клапанов санитарных отливных отверстий и шпигатов, выводимых за борт в районе машинных отделений, где имеется вахта, могут быть местными.

Если расстояние по вертикали от летней грузовой ватерлинии (для судов с лесным надводным бортом — от лесной летней ватерлинии) до открытого конца отливной трубы внутри судна превышает 0,0 1L, на отливной трубе могут быть установлены два невозвратных клапана без принудительного закрывания. При этом один клапан должен устанавливаться у борта, а второй должен располагаться выше самой высокой ватерлинии в соленой воде, допущенной для данного судна, в месте, всегда доступном в условиях эксплуатации. В тех случаях, когда между двумя невозвратными клапанами имеется запорный клапан с местным приводом, второй от борта невозвратный клапан может устанавливаться ниже самой высокой ватерлинии в соленой воде, допущенной для данного судна.

Если указанное расстояние до открытого конца отливной трубы внутри судна превышает 0,02L, может быть допущена установка у борта одного невозвратного клапана без принудительных средств закрывания. При этом на судах, удовлетворяющих требованиям части V «Деление на отсеки» Правил классификации и постройки морских судов, установка одного клапана допускается только тогда, когда расстояние от открытого конца отливной трубы внутри судна до аварийной ватерлинии будет не менее 300 мм.

Указанные требования об установке невозврат­ных клапанов не распространяются на отливные отверстия, которые должны быть обязательно закрыты в море, например, отверстия для осушения верхних бортовых балластных цистерн самотеком за борт. Для таких отверстий достаточно иметь запорные клапаны, управляемые с палубы.

На мусоропроводах вместо невозвратного клапана с принудительным закрытием с места выше палубы надводного борта могут быть установлены две задвижки, управляемые с палубы загрузки мусоропровода и снабженные системой блокировки. Нижняя задвижка дополнительно должна управляться с места выше палубы надводного борта. Расстояние между двумя задвижками должно быть таким, чтобы не препятствовать работе системы блокировки.

Внутренний конец мусоропровода рекомендует­ся располагать так, чтобы он возвышался не менее



Правила о грузовой марке морских судов



чем на 1000 мм над ватерлинией при осадке судна по летнюю грузовую марку и оставался выше ватерлинии при наклонении судна из этого положения до угла крена 8,5 ° на любой борт.

Если внутренний конец мусоропровода возвышается над летней ватерлинией более чем на 0,0 XL, то управление задвижкой с места выше палубы надводного борта не требуется, при условии что задвижка на борту всегда доступна в условиях эксплуатации.

В качестве альтернативного варианта верхняя задвижка может заменяться навесной непроницаемой при воздействии моря крышкой на внутреннем конце мусоропровода с одновременной установкой захлопки взамен нижней задвижки. Крышка и захлопка должны иметь блокировку, не допускающую их одновремен­ного открытия.

Детали конструкции мусоропровода, включая крышку, должны иметь толщину, достаточную для обеспечения прочности.

Приводы задвижек и/или навесной крышки должны иметь хорошо заметную маркировку: «Держать закрытым, когда не используется».

Внутренний конец мусоропровода должен быть расположен на 300 мм выше предельной линии погружения на пассажирском судне или самой высокой аварийной ватерлинии на грузовом судне, на которое распространяются требования части V «Деление на отсеки» Правил классификации и постройки морских судов.

3.2.11.2 Шпигаты, проходящие через обшивку и
берущие начало из закрытых надстроек, пред­
назначенных для перевозки грузов, могут
устанавливаться только в том случае, если бортовая
линия палубы надводного борта погружается в воду
при крене судна более 5°. В противном случае сток
должен осуществляться внутрь судна в соответствии
с требованиями гл. 7.12 части VIII «Системы и
трубопроводы» Правил классификации и постройки
морских судов.

3.2.11.3 В машинных отделениях, где имеется
вахта, управление забортными приемными и
отливными клапанами систем и трубопроводов
главных и вспомогательных механизмов может
осуществляться местными приводами. Приводы
управления должны быть легкодоступными и
должны быть снабжены указателями, показы­
вающими, открыт или закрыт клапан.

Полностью автоматизированные машинные отделения в отношении управления указанными клапанами приравниваются к машинным отделениям с обслуживающим персоналом, при условии что предусмотрены устройства, сигнализи­рующие о поступлении воды в эти помещения.

3.2.11.4 Шпигаты и сточные трубы, которые
берут начало с открытых палуб и из помещений, не


указанных в 3.2.11.1, и которые проходят через обшивку на расстоянии ниже 450 мм от палубы надводного борта или менее 600 мм над летней грузовой ватерлинией, должны быть снабжены невозвратными клапанами у обшивки.

Эти клапаны могут не устанавливаться, если толщина труб, расположенных ниже палубы над­водного борта и палубы закрытых надстроек, будет: 7 мм при внешнем диаметре труб не более 80 мм, 10 мм при внешнем диаметре труб, равном 180 мм, 12,5 мм при внешнем диаметре труб не менее 220 мм.

Промежуточные значения следует определять линейной интерполяцией.

3.2.11.5 Шпигаты из надстроек и рубок, от­
верстия для доступа в которые не имеют дверей,
отвечающих требованиям 3.2.2, должны быть
отведены за борт.

3.2.11.6 Вся бортовая арматура и клапаны,
требуемые настоящим пунктом, должны быть
изготовлены из стали, бронзы или из другого
одобренного Регистром вязкого материала.

Клапаны из серого чугуна или из подобного материала не допускаются.

Все трубы, требуемые настоящим пунктом, должны быть изготовлены из стали или из другого равноценного материала, одобренного Регистром.

3.2.12 Бортовые иллюминаторы, окна и свето­вые люки.

3.2.12.1 Бортовые иллюминаторы и окна вместе с
их стеклами и штормовыми крышками, если они
устанавливаются, должны быть прочной конструк­
ции, одобренной Регистром.

Под иллюминаторами понимаются круглые или овальные отверстия площадью не более 0,16 м2. Окна обычно представляют собой прямоугольные отверстия со скругленными углами. Круглые или овальные отверстия площадью больше 0,16 м2 рассматриваются как окна.

3.2.12.2 Бортовые иллюминаторы должны быть
снабжены внутренними, постоянно прикрепленными
на петлях, штормовыми крышками, если они
установлены:

ниже палубы надводного борта, в первом ярусе закрытых надстроек, в рубках и сходных тамбурах на палубе надводного борта, которые защищают отверстия, ведущие в расположенные ниже помещения или плавучесть которых учитывается в расчетах остойчивости.

3.2.12.3 Штормовые крышки, требуемые
настоящими Правилами, должны обеспечивать
водонепроницаемое закрытие иллюминаторов,
установленных ниже палубы надводного борта, и
непроницаемое при воздействии моря закрытие
иллюминаторов и окон, установленных выше
палубы надводного борта.


3 Условия назначения надводного борта для судов, совершающих международные рейсы




3.2.12.4 Бортовые иллюминаторы должны
устанавливаться так, чтобы их нижняя кромка была
не ниже линии, проведенной параллельно палубе
надводного борта у борта, самая нижняя точка
которой расположена выше летней грузовой марки
(или лесной летней грузовой марки, если она
назначена) на 2,5 % ширины судна или 500 мм,
смотря по тому, что больше.

3.2.12.5 На судах, надводный борт которым
назначается с учетом требований по аварийной
остойчивости, бортовые иллюминаторы, которые
могут оказаться погруженными в воду в любой
стадии затопления или спрямления судна в любом
из рассматриваемых случаев повреждения (не считая
случая повреждения отсека, в котором они
расположены), должны быть не открывающимися.

3.2.12.6 Не допускается установка окон в
районах, перечисленных в 3.2.12.2.

Окна и бортовые иллюминаторы в бортовой обшивке второго яруса надстроек, защищающих пря­мой доступ вниз или учитываемых в расчетах остойчи­вости, должны быть снабжены надежными, навешен­ными на петлях, внутренними штормовыми крышками.

Окна и бортовые иллюминаторы, расположенные с отступом от борта во втором ярусе надстроек или рубок, защищающих прямой доступ вниз, в помещения, перечисленные в 3.2.12.2, должны быть снабжены навешенными на петлях внутренними штормовыми крышками или, при условии обеспечения доступа к ним, постоянно прикреплен­ными наружными штормовыми крышками.

Штормовые крышки могут не устанавливаться на окна и иллюминаторы в помещениях второго яруса надстроек, если каютные переборки и двери отделяют эти иллюминаторы или окна от незащищенных сходов вниз.

3.2.12.7 Рубки, расположенные на возвышенном
квартердеке или на палубе надстройки менее чем
стандартной высоты, могут рассматриваться, в
отношении требований к штормовым крышкам как
расположенные во втором ярусе, при условии что
высота возвышенного квартердека или надстройки не
меньше, чем стандартная высота квартердека.

3.2.12.8 Иллюминаторы световых люков должны
иметь стекла толщиной, соответствующей их
размерам и расположению на судне, как это
требуется для бортовых иллюминаторов и окон.
Иллюминаторы световых люков, независимо от их
расположения на судне, должны быть защищены от
механических повреждений, а при их установке в
районах 1 или 2, — снабжены постоянно
прикрепленными внутренними или наружными
штормовыми крышками.

3.2.13 Штормовые портики. 3.2.13.1 Если фальшборт на открытых частях палубы надводного борта или надстроек образует


колодцы, должны быть приняты меры для быстрого стока воды с палуб и их осушения.

За исключением случаев, предусмотренных в 3.2.13.2, 3.2.13.3 и 3.2.13.4, минимальная площадь штормовых портиков А, м2, с каждого борта судна для каждого колодца в районе 1 должна определяться по приведенным ниже формулам, если седловатость палубы в районе колодца равна стандартной или больше ее. Минимальная площадь для каждого колодца на палубах надстроек в районе 2 должна составлять 1/2 площади, получаемой по этим формулам.

Если длина фальшборта / на участке колодца составляет 20 м или менее, то

(3.2.13.1-1)

А = 0,7 + 0,035/.

Если / больше 20 м, то А = 0,07/.

(3.2.13.1-2)

В любом случае нет необходимости принимать / больше 0,7L.

Если средняя высота фальшборта больше 1,2 м, требуемая площадь должна быть увеличена из расчета по 0,004 м2 на каждый метр длины колодца для каждой 0,1 м разницы по высоте. Если средняя высота фальшборта меньше 0,9 м, требуемая площадь может быть уменьшена из расчета по 0,004 м2 на каждый метр длины колодца для каждой 0,1 м разницы по высоте.

3.2.13.2 На судах без седловатости вычисленная в
соответствии с 3.2.13.1 площадь должна быть
увеличена на 50 %. Если седловатость судна
меньше стандартной, процентное увеличение
должно быть получено линейной интерполяцией.

3.2.13.3 На гладкопалубном судне, в средней
части которого имеется рубка прочной конструкции
шириной не менее 0,85 и с проходом по бортам не
более 1,5 м, площадь портиков может определяться
для каждого борта в соответствии с 3.2.13.1 отдельно
для частей колодца перед рубкой и за ней, исходя из
длины этих частей, а не для колодца, с ограничением
его общей длины величиной 0,7L.

Если у носового конца рубки, расположенной в средней части судна на палубе надводного борта, установлена эффективная защитная переборка по всей ширине судна, то площадь портиков может определяться для колодцев в нос и в корму от такой переборки без ограничения ширины рубки.

3.2.13.4 Если судно, имеющее ящик, не
удовлетворяет требованиям 4.2.4.1.5, либо если непре­
рывные (или в большей части непрерывные) продоль­
ные комингсы люков установлены между раздельными
надстройками, минимальная площадь штормовых
портиков должна быть определена по табл. 3.2.13.4.

3.2.13.5 При наличии между раздельными
надстройками продольных комингсов люков,



Правила о грузовой марке морских судов



Таблица 3.2.13.4

Ширина люка или ящика в процентах от ширины судна Площадь штормовых портиков, в процентах от общей площади фальшборта
40 и менее 75 и более 20 10
Примечание. Площадь штормовых портиков для промежуточных значений определяется линейной интерполяцией.

имеющих «разрывы», необходимая площадь штормовых портиков должна определяться следующим образом:

.1 Минимальная площадь штормовых портиков в фальшборте должна вычисляться в соответствии с 3.2.13.1 и 3.2.13.2, если суммарная площадь «разрывов» в продольных комингсах люков, за вычетом площади проекций установленного между люками оборудования, ограниченная высотой колодца, будет не меньше величины, определенной согласно 3.2.13.4, считая комингсы непрерывными.

.2 Минимальная площадь штормовых портиков в фальшборте должна вычисляться в соответствии с 3.2.13.4, если суммарная площадь «разрывов» в продольных комингсах люков, за вычетом площади проекций установленного между люками оборудова­ния, ограниченная высотой колодца, будет равна определенной согласно 3.2.13.1 и 3.2.13.2 или меньше ее.

.3 Минимальная площадь А, м2, штормовых портиков в фальшборте в тех случаях, когда площадь «разрывов» в продольных комингсах люков меньше, чем указано в 3.2.13.5.1, но больше, чем в 3.2.13.5.2, может вычисляться по интерполяционной формуле

A2-fp,

(3.2.13.5.3)

где А\ — минимальная площадь штормовых портиков, определенная согласно 3.2.13.1 и 3.2.13.2, считая «разрывы» между комингсами для перетока воды, м2; Аг — минимальная площадь штормовых портиков, определенная согласно 3.2.13.4, считая комингсы непрерывными, м;

/р — суммарная площадь разрывов в продольных комингсах люков за вычетом проекций установленного между люками оборудования, ограниченная высотой колодца, м2.

3.2.13.6 На судах, имеющих надстройки, открытые с одного любого или обоих концов, площадь штормовых портиков для таких надстроек и для колодцев, образованных фальшбортом на открытой палубе и сообщающихся с открытой надстройкой, должна вычисляться как указано ниже.

.1 Площадь портиков в фальшборте, форми­рующем колодец, сообщающийся с открытой надстройкой на палубе надводного борта, вычисляется в полном соответствии с 3.2.13.1 и 3.2.13.2 за исключением того, что для определения минимальной площади А формула 3.2.13.1-1 или 3.2.13.1-2 должна выбираться в зависимости от


суммы длин колодца и открытого пространства в надстройке — /(, но в расчет принимается длина рассматриваемого колодца — lw.

.2 По этой же формуле вычисляется величина А и для открытой надстройки, но в качестве расчетной длины принимается /(. Полученная площадь умножается на коэффициент (bo/lt)(l —(lw/lt)2), учитывающий ширину отверстия в переборке между надстройкой и колодцем — bo и соотноше­ние длин колодца и надстройки. Откорректированная в соответствии с 3.2.13.2 площадь является площадью штормовых портиков для открытой надстройки на палубе надводного борта.

.3 Если открытая надстройка и колодец расположены на палубе надстройки в районе 2, то полученные как указано выше площади должны быть умножены на коэффициент:

0,5hCT/hw,

где /гст — стандартная высота надстройки,

hw — возвышение палубы колодца над палубой надводного борта.

3.2.13.7 Нижние кромки штормовых портиков в
фальшборте и перетоки, указанные в 3.2.13.5,
должны быть расположены настолько близко к
палубе, насколько это практически осуществимо.
Две трети требуемой площади штормовых портиков
и перетоков должны быть расположены на половине
длины колодца, наиболее близкой к нижней точке
кривой седловатости. На судах без седловатости в
районе колодца площадь портиков и перетоков
должна быть распределена по длине колодцев
равномерно.

3.2.13.8 Отверстия штормовых портиков в
фальшборте должны быть защищены леерами или
прутьями, расположенными на расстоянии около
230 мм друг от друга. Если штормовые портики
снабжены крышками, должны быть предусмотрены
достаточные зазоры, чтобы избежать заедания.
Шарниры должны иметь штыри или подшипники
из некорродирующего материала. Если крышки
снабжены устройствами для их закрепления, они
должны быть одобренной Регистром конструкции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: