5.2.3.1 Очередное освидетельствование включает в себя освидетельствование главных паровых турбин, паровых турбин главных (электрогенераторов, вспомогательны паровых турбин, турбин отработавшего пара, включая маневровые устройства, и главных газотурбинных двигателей, газовых турбин для привода (электро)генераторов, включая камеры сгорания и маневровые устройства. (В дальнейшем применены термины «паровые турбины», «газовые
Правила классификационных освидетельствований судов
турбины»).
5.2.3.2 Освидетельствование газотурбонагне
тателей двигателей внутреннего сгорания — см.
5.2.2.3, 5.2.2.12.
5.2.3.3 При каждом очередном освидетельст
вовании инспектору представляется судовладель
цем заключение (протокол), составленное
компетентной организацией, об измерении вибра
ции главных паровых турбин, главных газотур
бинных двигателей, содержащее оценку
вибрационных характеристик. Измерение вибра
ции может быть выполнено в период эксплуата
ции судна и должно производиться регулярно.
|
|
Заключение о допустимости параметров вибрации и ее соответствии действующим нормам, а также заявление судовладельца об отсутствии дефектов главных механизмов в период эксплуатации судна, соответствующие записи в судовой документации являются основанием для того, чтобы при данном очередном освидетельствовании вскрытие корпусов главных паровых турбин и главных газотурбинных двигателей не производилось (если такие работы для ревизии узлов и деталей механизмов не предусмотрены инструкцией по обслуживанию турбин или двигателей завода-изготовителя).
В зависимости от полученного результата измерения вибрации и по требованию инспектора корпуса главных турбин и главных газотурбинных двигателей вскрываются для освиде-тел-ьствования узлов и деталей указанных механизмов.
Содержание данного пункта также распространяется на паровые турбины главных (электрогенераторов и на газовые турбины для привода главных (электро)генераторов.
5.2.3.4 В дополнение к требованиям 5.2.3.3
при очередном освидетельствовании паровые
турбины в комплекте с муфтами, редукторами
(см. 5.2.4), маневровыми и валоповоротными
устройствами предъявляются для детального
осмотра с необходимым вскрытием и разборкой
узлов и деталей.
5.2.3.5 При очередном освидетельствовании у
паровых турбин, подлежащих вскрытию и разборке
для осмотра узлов и деталей (см. 5.2.3.3 и 5.2.3.4),
освидетельствуются следующие части и узлы:
корпуса турбин, сопловые коробки, маневровые
устройства, направляющие лопатки, диафрагмы,
уплотнения, роторы с лопатками и дисками, валы
роторов с опорными шейками, опорные и упорные
подшипники, устройства регулирования и защиты,
валоповоротные устройства.
|
|
Объем освидетельствования частей и узлов вспомогательных паровых турбин определяется в соответствии с применимым к ним указаниями
настоящего пункта и 5.2.3.3.
5.2.3.6 При освидетельствовании инспектору
предъявляются результаты замеров зазоров в
упорных и опорных подшипниках, определение
положения роторов, осевого сдвига роторов. При
необходимости инспектор требует проведения
замеров по другим узлам и деталям.
5.2.3.7 При освидетельствовании корпусов
турбин проверяется затяжка болтов крепления
турбин к фундаментам и плотность прилегания
клиньев. Должны быть освидетельствованы на
правляющие лопатки, диафрагмы, сопловые ко
робки, плоскости разъема корпусов, распреде
лительные клапаны, маневровые устройства.
5.2.3.8 Если при освидетельствовании рото
ров турбин обнаружены дефекты, свидетельст
вующие о возможном прогибе ротора, он про
веряется на станке, и дефекты устраняются. При
осмотре поднятого ротора обращается особое
внимание на посадку дисков, на выявление
трещин на дисках в местах перехода сечений и
на закрепление балансировочных грузов. При
осмотре торсионных валов обращается внимание
на выявление трещин. В сомнительных случаях
производится проверка одобренным методом
неразрушающего контроля.
5.2.3.9 При осмотре рабочих лопаток турбин
для выявления трещин в сомнительных случаях
производится проверка одобренным методом
неразрушающего контроля. При замене рабочих
лопаток (перелопачивании ротора) соблюдается
технологический процесс, предусмотренный заво
дом-изготовителем. После замены рабочих лопа
ток, бандажей, связующей проволоки и правки
вала производится динамическая балансировка
ротора. Связующая проволока и бандажи не
должны иметь разрывов и трещин в местах пайки
и расклепки. Лопатки в местах крепления не
должны иметь люфта. Устранение люфта подче
канкой не допускается.
5.2.3.10 При осмотре опорных и упорных
подшипников их вкладыши и сегменты выни
маются, очищаются и промываются. Прове
ряется состояние рабочих поверхностей, прилега
ние подшипников к постелям. Белый металл
подшипников не должен иметь трещин, отстава
ний, задиров и подплавлений.
5.2.3.11 Диафрагмы не должны иметь трещин
и других повреждений. Не должно быть пов
реждений в местах заделки лопаток.
5.2.3.12 Уплотнительные сегменты не должны
иметь износов, при которых зазоры в уплотне
ниях выходят за пределы допускаемых.
5.2.3.13 После завершения очередного осви
детельствования и устранения дефектов, выявлен
ных при освидетельствовании, паровые турбины
Часть П. Проведение и объемы освидетельствований
предъявляются для проверки в действии. Главные паровые турбины предъявляются для проверки в действии при ходовых испытаниях судна (см. 5.2.1.4).
5.2.3.14 Проверка паровых турбин в действии
производится в комплекте с редукторами, мане
вровыми устройствами, вспомогательными ме
ханизмами, обслуживающими турбины (включая
резервные вспомогательные механизмы), те-
плообменными аппаратами, системами, трубо
проводами и оборудованием.
5.2.3.15 При проверке главных паровых тур
бин в действии обеспечивается проверка основ
ных характеристик работы турбин, в том числе
частота вращения, давление и температура све
жего пара, давление пара в промежуточных
ступенях и камерах отбора турбин, давление пара
в системе уплотнений и разрежение в камерах
отсоса, разрежение в главном конденсаторе,
давление смазочного масла в системе смазки,
температура смазочного масла до и после ма
слоохладителя, осевое положение рото-ров и
тепловое расширение корпусов турбин. Про
веряются системы защиты и аварийно-предупре
дительной сигнализации паровых турбин. Эту
проверку допускается производить имитацией
условий срабатывания устройств защиты и сиг
нализации.
|
|
5.2.3.16 Проверяются в действии маневровые
устройства, а также валоповоротное устройство с
блокировкой.
5.2.3.17 Проверяется работа турбин заднего
хода и время реверсирования.
5.2.3.18 Проверяется эффективность средств
связи между ходовым мостиком и постами
управления главными паровыми турбинами.
5.2.3.19 Общие положения по определению
технического состояния паровых и газовых тур
бин изложены в 5.2.1.5 — 5.2.1.7.
5.2.3.20 Ремонт или замена узлов и деталей
паровых турбин производятся, если в процессе
освидетельствования были обнаружены опасные
дефекты и износы, превышающие предельно
допустимые нормы.
К таким дефектам относятся:
.1 повреждения ответственных узлов и деталей:
трещины в элементах турбины — корпусах, дисках, рабочих лопатках, диафрагмах, сопловых коробках;
деформация, выкрашивание, поломки рабочих лопаток;
трещины и разрывы бандажей крепления рабочих лопаток, разрывы связующей проволоки;
подплавление, выкрашивание, трещины, разрушение антифрикционного слоя подшипников;
нарушения работы системы управления па-
ровых турбин (клапанов управления, сервомоторов, регуляторов) вследствие механического повреждения;
.2 износы ответственных узлов и деталей:
эрозия и коррозия рабочих лопаток;
износ, эрозия и коррозия сопел;
износ, выработка рабочих шеек валов роторов паровых турбин, эллиптичность, конусность шеек, выходящие за пределы допускаемых норм;
износ подшипников, уменьшение толщины антифрикционного слоя, выходящие за пределы допустимых норм, увеличение зазоров в подшипниках, превышающих предельно допустимые нормы;
выработка шарнирных и рычажных соединений системы управления паровых турбин, выработка деталей регуляторов, препятствующие нормальной работе системы управления;
.3 неисправности ответственных узлов и деталей:
просадка и осевой разбег (сдвиг) валов роторов, превышающие предельно допустимые нормы (значения), указанные в технической документации и инструкциях по обслуживанию паровых турбин завода-изготовителя;
|
|
нарушение плотности посадки дисков роторов;
ослабление крепления рабочих лопаток;
неправильное прилегание шеек вала к подшипникам;
неплотности (пропуски) в разъемах корпусов паровых турбин.
5.2.3.21 Паровые турбины не признаются
годными к эксплуатации, если при проверке в
действии обнаружено следующее:
повышенная вибрация паровых турбин и их редукторов;
повышенный нагрев подшипников, повышение температуры смазочного масла по сравнению со спецификационными значениями температур подшипников и смазочного масла;
неисправность маневровых устройств, системы управления паровыми турбинами (клапанов управления, сервомоторов, регуляторов);
неисправности контрольно-измерительных приборов.
Причины появления вышеуказанных неисправностей должны быть установлены и дефекты устранены.
При обнаружении повышенной вибрации паровых турбин производятся замеры ее параметров для оценки по техническим нормам и для разработки и осуществления мер по снижению вибрации (см. также 5.2.3.3).
5.2.3.22 При оценке износов узлов и деталей
паровых турбин, определении допустимых осе
вых и диаметральных зазоров в узлах, допусти-
Правила классификационных освидетельствований судов
мых значений положения роторов, их разбега используются техническая документация и инструкции по обслуживанию паровых турбин заводов-изготовителей.
5.2.3.23 В дополнение к требованиям 5.2.3.3
при очередном освидетельствовании газовые тур
бины в комплекте с муфтами, редукторами,
маневровыми и валоповоротными устройствами
предъявляются для детального осмотра с необ
ходимым вскрытием и разборкой узлов и дета
лей. При наличии эффективных средств
определения состояния узлов и деталей газовых
турбин без их разборки вскрытие таких узлов
может не производиться.
Газовые турбины, которые подвергаются агрегатному ремонту, вскрытию не подлежат. Освидетельствование таких турбин производится при плановых ремонтах на специализи-рованных предприятиях.
5.2.3.24 При очередных освидетельствованиях у
газовых турбин, подлежащих вскрытию и разборке
для осмотра узлов и деталей (см. 5.2.3.3, 5.2.3.23),
освидетельствуются следующие части и узлы:
корпуса турбин и компрессоров, направляющие
лопатки и уплотнения турбин и компрессоров,
роторы турбин и компрессоров с лопатками и
дисками, валы роторов турбин и компрессоров,
включая шейки валов, опорные и упорные подшип
ники турбин и компрессоров, полости водяного
охлаждения турбин, сопловые аппараты, диафраг
мы, камеры сгорания с жаровыми трубами, ревер
сивные устройства (если они имеются), рамы
газовых турбин, маневровые устройства, маневро
вые клапаны, валоповоротные устройства, а также
устройства регулирования и защиты.
5.2.3.25 При освидетельствовании инспектору
предъявляются результаты замеров и определе
ния износов рабочих шеек валов роторов турбин
и компрессоров, зазоров в упорных и опорных
подшипниках, определения положения роторов и
осевого сдвига роторов. При необходимости
инспектор требует проведения замеров по другим
узлам и деталям.
5.2.3.26 Пригодность к дальнейшей работе
подшипников качения определяется по срокам
выработки подшипниками ресурса работы и по
результатам наружного осмотра. На рабочих
поверхностях наружных и внутренних обойм,
сепараторов, шариков и роликов не должно быть
трещин, коррозии, вмятин и других дефектов,
влияющих на работу подшипников.
5.2.3.27 При освидетельствовании корпусов
турбин и компрессоров освидетельствуются на
правляющие лопатки, диафрагмы, сопловые ко
робки, плоскости разъемов корпусов, крепление к
фундаментам или раме, состояние амортизир-
ующих элементов.
Производится гидравлическое испытание полостей водяного охлаждения корпусов турбин давлением, указанным в технической документации завода-изготовителя турбины.
5.2.3.28 Если при освидетельствовании рото
ров турбин и компрессоров обнаружены дефекты,
свидетельствующие о возможном прогибе рото
ров, они проверяются на станке, и дефекты
устраняются. Обращается особое внимание на
выявление трещин на дисках роторов турбин и
компрессоров, на состояние крепежных элемен
тов составных роторов. При осмотре торсионных
валов обращается внимание на выявление трещин
и износ мест соединения валов с муфтами,
соединения валов турбин с зубчатыми передача
ми. Если роторы и валы подвергались правке или
проточке, производится динамическая балансир
овка этих роторов и валов.
5.2.3.29 При осмотре рабочих лопаток турбин
и компрессоров для выявления трещин в сомни
тельных случаях производится проверка одобрен
ным методом неразрушающего контроля.
Должны быть представлены данные о выработке
ресурса работы лопаток турбин и компрессоров.
При замене рабочих лопаток роторов и компрес
соров соблюдается технологический процесс, пре
дусмотренный заводом-изготовителем. После
замены лопаток, бандажей, связующей проволо
ки производится динамическая баланси-ровка
роторов. Связующая проволока и бандажи не
должны иметь разрывов и трещин. Лопатки в
местах крепления не должны иметь люфта, если
это не предусмотрено инструкцией завода-изго
товителя.
5.2.3.30 Требования к подшипникам скольже
ния — см.5.2.3.10. Требования к диафрагмам
см.5.2.3.11. Требования к уплотнениям —
см.5.2.3.12. Проверяется состояние подшипников
качения.
5.2.3.31 Жаровые трубы камер сгорания не
должны иметь трещин, если их наличие и
величины не оговорены в инструкциях по обслу
живанию газовых турбин завода-изготовителя.
Внутренние поверхности корпусов камер сгора
ния предъявляются к освидетельствованию в
очищенном виде.
5.2.3.32 После завершения очередного осви
детельствования и устранения дефектов, выявлен
ных при освидетельствовании, газовые турбины
предъявляются для проверки в действии. Главные
газотурбинные двигатели и газовые турбины
главных (электро)генераторов предъявляются
для проверки в действии на ходовых испытаниях
судна (см. 5.2.1.4).
5.2.3.33 Проверка газовых турбин в действии
Часть П. Проведение и объемы освидетельствований
производится в комплекте с редукторами, маневровыми устройствами, вспомогательными механизмами, обслуживающими турбинами (включая резервные вспомогательные механизмы), теплооб-менными аппаратами, системами, трубопроводами, оборудованием, системой подготовки топлива, системой очистки проточных частей компрессоров и турбин, фильтрами воздуха, теплоутилизационным контуром (если он имеется).
5.2.3.34 При проверке главных газотурбинных
двигателей и газовых турбин главных (электро)-
генераторов в действии обеспечивается проверка
основных характеристик работы турбин и ком
прессоров, в том числе частоты вращения, давле
ния масла в системе смазки, температуры
смазочного масла до и после маслоохладителя,
давления охлаждающей воды, температуры ох
лаждающей воды до и после водоохладителя,
давления и температуры топлива, а также других
параметров, характеризующих техническое сос
тояние газовых турбин и компрессоров. Про
веряются положение роторов турбин и
компрессоров, зазоры в упорных подшипниках.
5.2.3.35 Проверяется действие маневровых ус
тройств, а также действие валоповоротных ус
тройств и их блокировка с пусковыми устройствами.
5.2.3.36 Проверяются реверсивные устройства
главных газотурбинных двигателей и время ре
версирования или проверяется работа турбины
заднего хода.
5.2.3.37 Проверяются системы защиты и
аварийно-предупредительной сигнализации газо
вых турбин. Эту проверку допускается произво
дить имитацией условий срабатывания устройств
защиты и сигнализации.
5.2.3.38 Проверяется эффективность средств
связи между ходовым мостиком и постами
управления главными газотурбинными двига
телями.
5.2.3.39 Общие положения по определению
технического состояния газотурбинной установки
изложены в 5.2.1.5 — 5.2.1.7.
5.2.3.40 Ремонт или замена узлов и деталей
газовых турбин производятся, если в процессе
освидетельствования были обнаружены опасные
дефекты и износы, превышающие предельно
допустимые нормы.
К таким дефектам относятся:
.1 повреждения ответственных узлов и деталей:
трещины в элементах газовых турбин и компрессоров — корпусах, дисках, лопатках, диафрагмах, а также трещины в жаровых трубах камер сгорания;
трещины и деформации (погибь) роторов и валов роторов газовых турбин и компрессоров;
деформация, выкрашивание, поломки ра-
бочих лопаток газовых турбин и компрессоров;
трещины и разрывы бандажей крепления рабочих лопаток, разрывы связующей проволоки;
подплавление, выкрашивание, трещины, разрушение антифрикционного слоя подшипников скольжения;
трещины, коррозия, вмятины, следы перегрева на рабочих поверхностях наружных и внутренних обойм, сепараторов, шариков и роликов подшипников качения, заедание подшипников качения;
нарушение работы системы управления и регулирования газовых турбин вследствие механического повреждения узлов и деталей системы;
.2 износы ответственных узлов и деталей:
эрозия и коррозия рабочих лопаток газовых турбин и компрессоров;
эрозия, коррозия, износ сопел;
износ, выработка рабочих шеек валов роторов газовых турбин и компрессоров, эллиптичность и конусность, выходящие за пределы допустимых норм;
износ подшипников скольжения и уменьшение толщины антифрикционного слоя подшипников, выходящие за пределы допустимых норм, увеличение зазоров в подшипниках, превышающие предельно допустимые нормы;
выработка посадочных мест под подшипники качения у валов роторов газовых турбин и компрессоров;
достижение предела ресурса работы подшипниками качения, указанного в технической документации и инструкциях завода-изготовителя;
.3 неисправности ответственных узлов и деталей:
просадка и осевой разбег (сдвиг) валов роторов, превышающие предельно допускаемые нормы (значения), указанные в технической доку-ментаци и инструкциях по обслуживанию газовых турбин завода-изготовителя;
нарушение плотности посадки дисков роторов газовых турбин и компрессоров;
ослабление крепления рабочих лопаток газовых турбин и компрессоров;
ослабление посадочных мест под подшипники качения у валов роторов газовых турбин и компрессоров;
неплотности в разъемах корпусов газовых турбин и компрессоров.
Кроме того, к дефектам, требующим ремонта или замены узлов и деталей, относятся повреждения, износы и неисправности других узлов и деталей, которые препятствуют газовым турбинам и компрессорам выполнять заданные им функции.
5.2.3.41 Газовые турбины не признаются год-
Правила классификационных освидетельствований судов
ными к эксплуатации, если при проверке в действии обнаружено следующее:
повышенная вибрация газовых турбин и компрессоров, их отдельных узлов, а также редукторов газовых турбин;
ненормальные удары, стуки и шумы в газовых турбинах, компрессорах, редукторах газовых турбин;
повышенный нагрев подшипников, повышение температуры смазочного масла по сравнению со спецификационными значениями температур подшипников и смазочного масла;
неисправность маневровых устройств, регуляторов, системы защиты и аварийно-предупредительной сигнализации;
помпаж компрессоров;
повышение температуры газа выше специфи-кационных значений;
неисправность контрольно-измерительных приборов.
Причины появления вышеуказанных неисправностей должны быть установлены, и дефекты устранены.
При обнаружении повышенной вибрации газовых турбин и компрессоров производятся замеры ее параметров для оценки по техническим нормам и для разработки и осуществления мер по снижению вибрации (см. также 5.2.3.3).
5.2.3.42 При оценке износов узлов и деталей газовых турбин и компрессоров, определении допустимых осевых и диаметральных зазоров в узлах, допустимых значений положения роторов, их разбега используются техническая документация и инструкции по обслуживанию газовых турбин завода-изготовителя.
5.2.4 Передачи и муфты.
5.2.4.1 Очередное освидетельствование
включает в себя освидетельствование зубчатых
передач, редукторов, реверс-редукторов, соедини
тельных и разобщительных муфт различных
типов: жестких, упругих, гидравлических, элек
тромагнитных и др.
5.2.4.2Обобщенный объем освидетельствова
ния передач, редукторов и муфт приведен в
табл. 2.1.1.
5.2.4.3При очередном освидетельствовании
передачи, редукторы, реверс-редукторы (в даль
нейшем — редукторы) и муфты предъявляются
для детального осмотра с вскрытием корпусов и,
при необходимости, разборкой узлов и деталей.
5.2.4.4У передач и редукторов освидетельст
вуются следующие части и узлы: корпуса, фунда
ментные болты и клинья, валы и подшипники,
зубчатые колеса и шестерни, муфты переднего и
заднего хода или механизм переднего и заднего
хода (у реверс-редукторов), насосы смазочного
масла, приводимые от зубчатых передач редукторов (если такие насосы установлены), системы управления. У муфт, в зависимости от их назначения и конструкции, освидетельствуются корпуса, соединительные болты, системы управления, а также узлы и детали, которые доступны разборке и которые целесообразно подвергнуть полному осмотру.
К таким узлам и деталям относятся:
у соединительных жестких, полужестких подвижных и упругих муфт, а также фрикционных муфт — промежуточные металлические детали-стержни, пластины, цилиндрические и пластинчатые пружины, промежуточные детали из резины и других неметаллических материалов, упругие элементы различных типов, пакеты ведущих и ведомых стальных дисков, цилиндрические штифты полумуфт;
у зубчатых и зубчато-пружинных муфт — зубчатые полумуфты с внутренними зубьями, втулки с наружными зубьями, кроме того, у зубчато-пружинных муфт — также упругие пружинные элементы;
у соединительно-разобщительных муфт кулачкового и зубчатого типов — кулачки, шестерни и зубчатые колеса, синхронизаторы (если последние имеются), кроме того, у зубчатых муфт — также пружинные элементы;
у гидравлических муфт — насосные и турбинные роторы (колеса), валы и подшипники, узлы и системы гидравлики, системы регулирования, клапаны запорные, диафрагмовые, пружинные;
у электромагнитных соединительных и соединительно-разобщительных муфт — электромагнитные узлы, фрикционные узлы и зубчатые колеса (если последние имеются).
При определении объемов разборки и освидетельствования редукторов и муфт необходимо руководствоваться технической документацией и инструкциями по обслуживанию редукторов и муфт заводов-изготовителей.
5.2.4.5 При освидетельствовании инспектору
предъявляются результаты замеров и определе
ния износов рабочих шеек валов, зазоров в
опорных и упорных подшипниках, радиальных
зазоров в зубьях колес и шестерен, зубьях дисков
муфт и шлиц, зазоров в деталях приводных
насосов смазочного масла и гидравлики: во
втулках, между шестернями и крышками, между
зубьями шестерен.
При необходимости инспектор требует проведения замеров по другим узлам и деталям, учитывая рекомендации, содержащиеся в инструкциях по обслуживанию зубчатых передач, редукторов и муфт заводов-изготовителей.
5.2.4.6 При освидетельствовании корпусов
Часть П. Проведение и объемы освидетельствований
зубчатых передач, редукторов и муфт проверяются: состояние крепления к фундаментам (у муфт такая проверка производится в зависимости от конструкции и типа муфт), плотность прилегания прокладок (клиньев) и затяжка крепежных фундаментных болтов.
5.2.4.7 Если при освидетельствовании валов
зубчатых передач, редукторов и муфт (когда
последние в соответствии со своей конструкцией
имеют валы) обнаружены дефекты, свидетельст
вующие о деформации (погиби) валов, то они
проверяются на станке, и дефекты устраняются.
5.2.4.8 Проверяется состояние рабочих повер
хностей зубчатых колес и шестерен, проверяется
контакт (прилегание) зубьев. Для зубчатых колес
переднего хода контакт должен составлять 90 %
по длине и 60% по высоте активного профиля, а
для колес заднего хода — 80 — 90% по длине и
50 — 60% по высоте активного профиля. При
неудовлетворительном контакте проверяется по
ложение зубчатых колес и шестерен.
Проверяются зазоры в зацеплениях зубьев. При оценке контакта (прилегания) зубьев и оценке зазоров в зацеплениях необходимо также руководствоваться указаниями и нормами, содержащимися в технической документации и инструкциях по обслуживанию завода-изготовителя.
5.2.4.9 При освидетельствовании составных
конструкций зубчатых колес и других ответствен
ных элементов передач проверяется состояние их
крепления и стопорения, плотность прилегания
составных частей, а также отсутствие трешин в
составных частях и сварных швах. Проверяется
эффективность системы смазки зубчатых колес и
шестерен.
5.2.4.10 Проверяется состояние рабочих
поверхностей подшипников скольжения и приле
гание подшипников к постелям. Проверяется
состояние подшипников качения. При наработке,
указанной в инструкции по эксплуатации, по
дшипники качения заменяются.
5.2.4.11 При освидетельствовании муфт про
веряется посадка полумуфт на валах и соедини
тельных болтов в отверстиях, а у разобранных
муфт (в зависимости от типа муфт) осматри
ваются рабочие поверхности кулачков, промежу
точные детали, упругие элементы, пакеты
стальных дисков, зубчатые полумуфты и втулки,
зубчатые колеса и шестерни, пружинные эле
менты, а у гидравлических муфт — насосные и
турбинные роторы, валы, подшипники, узлы
гидравлики, клапаны (см. 5.2.4.4). У электромаг
нитных муфт в разобранном состоянии должны
быть осмотрены электромагнитные узлы, фрик
ционные узлы, зубчатые колеса.
5.2.4.12 После завершения очередного осви-
детельствования и устранения дефектов зубчатые передачи, редукторы и муфты предъявляются для проверки в действии совместно с двигателями внутреннего сгорания, паровыми турбинами, газовыми турбинами, к которым они относятся.
5.2.4.13 При проверке зубчатых передач, ре
дукторов и муфт в действии обращается внима
ние на то, чтобы в этих механизмах
отсутствовали ненормальные стуки и удары,
посторонние шумы, ненормальный нагрев корпу
са и подшипников, превышающий температуру
нагрева, указанную в инструкциях по обслужива
нию механизмов заводов-изготовителей, а также
на то, чтобы отсутствовали пропуски масла во
фланцевых соединениях и уплотнениях.
5.2.4.14 Общие положения по определению
технического состояния передач и муфт изложены
в 5.2.1.5 — 5.2.1.7.
5.2.4.15 Ремонт или замена узлов и деталей
зубчатых передач, редукторов и муфт произ
водятся, если в процессе освидетельствования
были обнаружены опасные дефекты и износы,
превышающие предельно допустимые нормы.
К таким дефектам относятся:
.1 повреждения ответственных узлов и деталей:
трещины корпусов зубчатых передач, редукторов и муфт;
трещины и деформации (погибь) ведущих и ведомых валов, задиры и наработки рабочих шеек валов;
подплавление, выкрашивание, трещины, разрушение антифрикционного слоя подшипников скольжения;
трещины, коррозия, вмятины, следы перегрева на рабочих поверхностях наружных и внутренних обойм, сепараторов, шариков и роликов подшипников качения;
заедание подшипников качения;
неравномерная выработка плоскостей трения дисков муфт фрикционного типа, перекос этих дисков, задиры дисков, разрушение пружин муфт;
смятие, задиры рабочих поверхностей кулачков и зубьев подвижных муфт, поломка пружин, износ зубьев у упругих муфт, смятие шлицевых гнезд в муфтах соединительно-разобщительного типа;
дефекты промежуточных деталей муфт, препятствующие нормальной работе муфт, дефекты упругих элементов муфт различных типов (см. 5.2.4.4);
коррозия и кавитация роторов и рабочих колес гидравлических муфт, дефекты клапанов, узлов и системы гидравлики;
дефекты электромагнитных узлов, фрикционных узлов, системы управления у электромагнитных муфт;
.2 износы ответственных узлов и деталей:
Правила классификационных освидетельствований судов
износ, выработка рабочих шеек ведущих и ведомых валов, эллиптичность и конусность, выходящие за пределы допустимых норм;
износ подшипников скольжения, уменьшение толщины антифрикционного слоя подшипников, выходящие за пределы допустимых норм, увеличение зазоров в подшипниках, превышающие предельно допустимые нормы;
выработка посадочных мест под подшипники качения;
достижение предела ресурса работы подшипниками качения, указанного в технической документации и инструкции по обслуживанию завода-изготовителя;
износ зубьев, увеличение зазоров в зубчатых зацеплениях колес и шестерен, превышающие предельно допустимые нормы;
износ ответственных узлов и деталей насосов смазочного масла, приводимых от зубчатых передач;
увеличение зазоров, превышающих предельно допустимые нормы, во втулках, между шестернями и крышками, между зубьями шестерен (у насосов шестеренчатого типа);
износ рабочих поверхностей кулачков, зубьев, износ фрикционных дисков и накладок у муфт различных типов;
.3 неисправности отдельных узлов и деталей:
неисправность систем смазочного масла зубчатых колес и шестерен, систем смазочного масла подшипников валов зубчатых передач, редукторов и муфт;
неисправность систем гидравлики и насосов гидравлических муфт;
неправильное прилегание шеек валов к подшипникам скольжения;
ослабление посадочных мест под подшипники качения у валов;
ослабление посадки полумуфты на валах;
неплотности в разъемах корпусов зубчатых передач, редукторов, гидравлических муфт.
Кроме того, к дефектам, требующим ремонта или замены узлов и деталей, относятся повреждения, износы и неисправности других узлов и деталей, которые препятствуют зубчатым передачам, редукторам и муфтам выполнять заданные им функции.
5.2.4.16 Зубчатые передачи, редукторы и муфты не признаются годными к эксплуатации, если при проверке в действии обнаружено следующее:
ненормальные удары, стуки и шумы в зубчатых передачах, редукторах и муфтах;
повышенный нагрев подшипников, повышение температуры смазочного масла (по сравнению со спецификационными значениями температур подшипников и смазочного масла);
повышенная вибрация зубчатых передач и редукторов.
Причины появления вышеуказанных неисправностей должны быть установлены, и дефекты устранены.
При обнаружении повышенной вибрации зубчатых передач и редукторов производятся замеры ее параметров для оценки по техническим нормам и для разработки и осуществления мер по снижению вибрации (см. также 5.2.3.3).
5.2.4.17 При оценке износов узлов и деталей зубчатых передач, редукторов и муфт, определении зазоров и других параметров используются техническая документация и инструкции по обслуживанию указанных механизмов заводов-изготовителей.
5.2.5 Вспомогательные механизмы.
5.2.5.1 Очередное освидетельствование
включает в себя освидетельствование следующих
вспомогательных механизмов: насосов циркуля
ционных котельных, осушительных, охлаж
дающей воды, питательных, балластных, по
жарных, топливных, смазочного масла, мокро-
воздушных, конденсатных и грузовых эжекторов
пароструйных конденсаторов, эжекторов осуше
ния, моторов и насосов систем гидроприводов и
гидроцилиндров, сепараторов центробежных то
плива и масла, компрессоров воздушных с возду
хоохладителями, вентилято-ров взрывоопасных
помещений и воздухонагнетателей котлов, руле
вых машин, якорных и швартовных механизмов,
механизмов спусковых устройств шлюпок и пло
тов, буксирных лебедок.
5.2.5.2Обобщенный объем освидетельствова
ния вспомогательных механизмов приведен в
табл. 2.1.1.
5.2.5.3Вспомогательные механизмы с приво
дом от главных двигателей внутреннего сгорания
(насосы охлаждающей воды, смазочного масла,
топливоподкачивающие, осушительные, воздуш
ные компрессоры и др.), насосы с приводом от
главных паровых машин (питательные паровы х
котлов, мокровоздушные, осушительные) освиде
тельствуются в составе главных двигателей и
машин (см. 4.2.2).
5.2.5.4Воздухоохладители компрессоров ис-
пытываются пробным давлением при втором
очередном освидетельствовании и в после
дующем через два интервала между очередными
освидетельствованиями.
5.2.5.5 При освидетельствовании вспомога
тельные механизмы предъявляются для деталь
ного осмотра с необходимым вскрытием и
разборкой узлов и деталей в зависимости от
назначения и типа вспомогательных механизмов.
5.2.5.5.1 У поршневых насосов освидетельст-
Часть П. Проведение и объемы освидетельствований
вуются блоки и крышки цилиндров, цилиндры и цилиндровые втулки, поршни с поршневыми кольцами и штоками, коленчатые валы, шатуны с ползунами, подшипники, клапанные коробки, всасывающие и нагнетательные клапаны с пружинами и отбойниками, седла клапанов, редукторы и соединительные муфты, предохранительные клапаны; кроме того, у прямодейст-вующих паровых насосов освидетельствуются паровые цилиндры и поршни со штоками, крышки цилиндров и золотниковые крышки, золотниковые коробки, золотники парораспределения, золотниковые тяги.
5.2.5.5.2 У центробежных насосов, вентиля
торов, воздуходувок освидетельствуются корпу
са, крышки корпусов, рабочие колеса, валы с
подшипниками, аппараты для самовсасывания (у
самовсасывающих насосов), соединительные
муфты, предохранительные клапаны, уплотне
ния. Указанное выше распространяется на насосы
вихревые, центробежно-вихревые, осевые. При
освидетельствовании упомянутых насосов сле
дует руководствоваться также технической доку
ментацией и инструкцией по обслуживанию
насосов завода-изготовителя.
5.2.5.5.3 У винтовых и шестеренчатых насосов
освидетельствуются корпуса, крышки корпусов,
винты и обоймы винтов (у винтовых насосов),
валы и шестерни (у шестеренчатых насосов),
подшипники, разгрузочные поршни винтовых
насосов (если последние имеются), предохрани
тельно-перепускные клапаны, уплотнения.
5.2.5.5.4 У эжекторов освидетельствуются
узлы и детали, доступные для осмотра (см. также
5.2.5).
5.2.5.5.5У моторов и насосов систем гидро
приводов и гидроцилиндров освидетельствуются
корпуса и крышки, цилиндры, плунжеры (прецес
сионные пары), опорные поверхности плунжеров,
уплотнения, клапаны перепускные, управления и
предохранительные, насосы, обслуживающие
вспомогательные системы (подпитки силовых
контуров, питания системы управления, подачи
масла в гидроцилиндры приводов тормозов и
др.). При этом также учитываются указания,
содержащиеся в технической документации и
инструкциях по обслуживанию агрегатов гидро
приводов заводов-изготовителей.
5.2.5.5.6У центробежных сепараторов топли
ва и масла освидетельствуются барабаны, детали
барабанов, тарелки, валы барабанов, шестерни,
фрикционные муфты, затворы.
Производится неразрушающий контроль корпусов барабанов и вертикальных валов одобренным методом, результаты дефектоскопии представляются инспектору.
5.2.5.5.7 У воздушных поршневых компрес
соров освидетельствуются блоки цилиндров, ци
линдры, цилиндровые втулки, крышки
цилиндров, поршни с поршневыми кольцами,
шатуны, коленчатые валы, головные, мотылевые
и рамовые подшипники, всасывающие, нагнета
тельные и предохранительные клапаны, гнезда
клапанов, пружины.
Воздухоохладители компрессоров освидетельствуются в доступных местах, (см. также 5.2.5.4).
5.2.5.5.8 У вентиляторов взрывоопасных по
мещений и воздухонагнетателей котлов освиде
тельствуются корпуса, валы, роторы (крылатки),
подшипники.
Проверяются комплектность вышеуказанных механизмов и соответствие материалов корпусов и крылаток технической документации или инструкции по обслуживанию завода-изготовителя.
5.2.5.5.9 У рулевых машин освидетельст
вуются, в зависимости от типов машин, сле
дующие узлы и детали:
у электрических рулевых машин — румпели главных и вспомогательных приводов, рулевые секторы, ползуны или опорные катки, соединительные муфты между электродвигателями и редукторами, редукторы, шестерни, буферные пружинные компенсаторы, конечные выключатели и ограничители, вспомогательные (запасные) приводы с деталями;
у электрогидравлических рулевых машин — румпели, тяги, цилиндры плунжерных гидроприводов, плунжеры, пальцы для соединения плунжеров с тягами, насосы гидропривода, соединительные муфты (электродвигателей с насосами), гидроусилители, клапанные коробки, предохранительные клапаны, подпиточные клапаны, насосы для восполнения утечек в гидросистеме, уплотнительные манжеты, вспомогательный (запасной) привод руля, конечные выключатели и другие ответственные узлы и детали в зависимости от конструкции рулевых машин (см.также 5.2.5.5.5 и 5.3.6).
У рулевых машин освидетельствуются устройства защиты от перегрузки (если они имеются).
Освидетельствование паровых рулевых машин производится в соответствии с требованиями 5.2 как для вспомогательных паровых машин.
При освидетельствовании рулевых машин всех типов, в том числе не упомянутых в данном пункте (например, лопастных машин), учи-ты-ваются указания и рекомендации, содержащиеся в технической документации и инструкции по обслуживанию рулевых машин завода-изготови-
Правила классификационных освидетельствований судов
теля.
5.2.5.5.10 У якорных механизмов (брашпилей
и шпилей якорных) освидетельствуются валы,
баллеры, подшипники, зубчатые колеса, шестер
ни, звездочки, червячные валы и колеса, редук
торы, тормоза ленточные, электромагнитные и
других типов, муфты соединительно-разобщи
тельные и устройства включения/выключения
звездочек, муфты предельного момента (ус
тройства для защиты от перегрузки), фундамент
ные рамы.
Освидетельствование гидравлических приводов (включая гидромоторы, насосы, аккумуляторы, регуляторы, клапаны, трубопроводы и др.) якорных механизмов производятся в соответствии с 5.2.5.5.5 и 5.3.6.
У якорных механизмов с паровым приводом освидетельствование этих приводов производится в объеме, применительном к освидетельствованию вспомогательных паровых машин (см. 5.2.2.28 — 5.2.2.43.).
5.2.5.5.11 У швартовных механизмов (шпилей
и лебедок швартовных) освидетельствуются валы
грузовые, баллеры, барабаны, турачки, подшип
ники, зубчатые колеса, червячные валы и шестер
ни, редукторы тормоза ленточные и других
типов, муфты соединительно-разобщительные,
муфты фрикционные, муфты предельного момен
та, устройства для защиты от перегрузки, тро-
соукладчики, фундаментные рамы.
Освидетельствование гидравлических приводов и паровых приводов швартовных механизмов производится в соответствии с 5.2.2.28 — 5.2.2.43 5.2.5.5.5, 5.2.5.5.10 и 5.3.6.
5.2.5.5.12 У механизмов спусковых устройств
шлюпок и плотов освидетельствуются валы,
барабаны, подшипники, зубчатые колеса и шес
терни редукторов, другие зубчатые и цепные
передачи (если они имеются), тормоза центро
бежные, тормоза ленточные и других типов,
центробежные муфты, соединительные муфты,
ручные приводы, стопорные устройства, предот
вращающие обратное самопроизвольное враще
ние лебедки, конечные выключатели,
тросоукладчики.
Освидетельствование гидравлических приводов шлюпочных лебедок, если такие приводы установлены, производится в соответветствии с 5.2.5.5.5 и 5.3.6.
При освидетельствовании спусковых устройств плотов, а также шлюпочных спусковых устройств иных типов, к которым не применимы положения настоящего пункта, осматриваются узлы и детали согласно указаниям и рекомендациям, изложенным в технической документации, и инструкциям по обслуживанию этих устройств
заводов-изготовителей.
5.2.5.5.13 У буксирных лебедок освидетельствуются валы, барабаны, подшипники, зубчатые колеса и шестерни, редукторы, тормоза с пружинными амортизаторами, тормоза ленточные и других типов, зубчатые муфты (соединительно-разобщительные), конечные выключатели, тросоукладчики с приводом, автоматические устройства регулирования натяжения буксирного троса, фундаментные рамы (плиты). Освидетельствование гидравлических приводов лебедок производится в соответствии с 5.2.5.5.5 и 5.3.6.
5.2.5.6 При освидетельствовании по требо
ванию инспектора предъявляются результаты
замеров и определения износов ответственных
узлов и деталей вспомогательных механизмов и
замеров зазоров в подшипниках. Кроме того,
такие замеры и определение износов произ
водятся при плановых ремонтах и наступлении
сроков, указанных в технической документации и
инструкциях по обслуживанию механизмов заво
дов-изготовителей.
5.2.5.7 При освидетельствовании вспомога
тельных механизмов всех назначений прове
ряется состояние антифрикционного слоя по
дшипников скольжения, состояние подшипников
качения и их посадочных мест на валах.
Подшипники качения заменяются, если достигнут предел ресурса работы подшипников, указанный в технической документации и инструкциях по обслуживанию механизмов заводов-изготовителей, а также при обнаружении дефектов, препятствующих дальнейшему использованию подшипников.
5.2.5.8 При освидетельствовании центробеж
ных и шестеренчатых насосов в дополнение к
5.2.5.5.2 и 5.2.5.5.3 проверяется состояние шпонок
и шпоночных канавок (пазов) на валах, рабочих
колесах и шестернях. У центробежных, винтовых
и шестеренчатых насосов проверяется отсутствие
повреждений рабочих колес, винтов и шестерен
от соприкосновения с корпусами насосов и обой
мами винтов или следов касания корпусов насо
сов и обойм винтов при работе насосов.
5.2.5.9 При освидетельствовании эжекторов
инспектору представляются сведения о правиль
ной установке сопла по отношению к диффузору;
расстояние от выходного сечения сопла до горла
диффузора должно соответствовать величине,
указанной в технической документации и ин
струкциях по обслуживанию эжекторов заводов-
изготовителей.
5.2.5.10 При освидетельствовании моторов и
насосов систем гидроприводов вспомогательных
механизмов инспектору предъявляются резуль
таты проверки центровки валов гидронасосов и
Часть П. Проведение и объемы освидетельствований
электродвигателей. Величины смещений и изломов валов, соединительных муфт не должны превышать величин, указанных в технической документации и инструкциях по обслуживанию вспомогательных механизмов и систем гидроприводов заводов-изготовителей.
5.2.5.11 Проверка в действии вспомогатель
ных механизмов производится совместно с про
веркой в действии обслуживаемых ими
механизмов, устройств и систем.
При проверке в действии вспомогательных механизмов обеспечивается проверка основных характеристик работы этих механизмов в зависимости от их назначения.
Перечень проверяемых параметров и характеристик, а также продолжительность проверки в действии вспомогательных механизмов согласовываются с инспектором.
5.2.5.12 Проверяются системы защиты и
аварийно-предупредительной сигнализации вспо
могательных механизмов. Такую проверку до
пускается производить имитацией условий
срабатывания устройств защиты и сигнализации.
5.2.5.13 Общие положения по определению
технического состояния механизмов изложены в
5.2.1.5 — 5.2.1.7.
5.2.5.14 Ремонт или замена узлов и деталей
вспомогательных механизмов производятся, если
в процессе освидетельствования были обнару
жены опасные дефекты и износы, превышающие
предельно допустимые нормы. При определении
их технического состояния следует руководство
ваться применимыми указаниями 5.2.2.26,
5.2.4.15.
К таким дефектам также относятся следующие повреждения, износы и неисправности:
.1 у насосов:
трещины корпусов, крышек, поршней, рабочих колес, винтов, шестерен, валов;
задиры цилиндров, корпусов, обойм;
задевание рабочими колесами, винтами, шестернями корпусов насосов, обойм винтов;
затрудненный пуск насосов;
заклинивание насосов;
вибрация корпусов насосов вследствие износа подшипников, нарушения центровки насосов с электродвигателями;
дисбаланс крылаток центробежных насосов;
смятие и срез шпонок, соединяющих валы с рабочими колесами и шестернями винтовых и шестеренчатых насосов, ослабление шпонок в канавках (пазах);
увеличение зазоров свыше предельно допустимых норм между винтами и обоймами, между зубьями шестерен винтовых и шестеренчатых насосов, износ или поломка поршневых колец
поршневых насосов;
износ рабочих шеек валов, износ и повреждение подшипников скольжения, износ и повреждение подшипников качения, выработка посадочных мест под подшипники качения на валах;
увеличение зазоров в подшипниках скольжения свыше предельно допустимых норм;
достижение предела ресурса работы под-шип-никами качения;
падение подачи насосов из-за износа узлов и деталей;
выработка соединительных муфт;
.2 у моторов и насосов систем гидроприводов (см.также применимые дефекты в 5.2.5.14.1):
большие внутренние протечки в гидромоторах и гидронасосах;
износ прецессионных пар гидромоторов и гидронасосов.
.3 у сепараторов центробежных топлива и масла:
вибрация корпусов сепараторов;
повреждение барабанов и валов;
повреждение червячных валов и червячных шестерен редукторов;
износы или повреждения фрикционных муфт;
.4 у воздушных поршневых компрессоров (см.также применимые дефекты в 5.2.5.14.1):
вибрация корпусов компрессоров;
падение производительности и давления сжатия вследствие износов цилиндро-поршневых групп, повреждения клапанов, поломки пружин клапанов;
.5 у гидравлических рулевых машин (см.также применимые дефекты в 5.2.5.14.1, 5.2.5.14.2, 5.2.5.14.6, 5.3.6):
нарушения уплотнений плунжеров в силовых цилиндрах;
нарушения перекладки руля вследствие неисправности клапанов, неисправности гидронасосов, рассогласование рулевой машины;
утечки масла из гидросистемы;
выработка соединительных муфт;
.6 у якорных механизмов, швартовных механизмов, буксирных лебедок, шлюпочных лебедок (см. также применимые дефекты в 5.2.5.14.1, 5.2.5.14.5):
выкрашивание и повреждение червячных шестерен, повреждение червячных валов редукторов, выкрашивание зубьев колес, шестерен, прогрессирующий питтинг зубьев колес и шестерен цилиндрических зубчатых передач;
утечка масла через плоскости разъемов корпусов редукторов;
износ ленточных тормозов;
выработка соединительных муфт.
Освидетельствование гидравлических якорных, швартовных механизмов, буксирных,
Правила классификационных освидетельствований судов
шлюпочных лебедок производится в соответствии с 5.2.5.14.2, 5.3.6.
Кроме того, к дефектам, требующим ремонта или замены узлов и деталей, относятся повреждения, износы и неисправности других узлов и деталей, которые препятствуют вспомогательным механизмам, перечисленным в 5.2.5.1, выполнять заданные им функции.
При оценке контакта (прилегания) зубьев колес, шестерен, червячных валов и червячных шестерен и оценке зазоров в зацеплении следует руководствоваться указаниями, содержащимися в технической документации и инструкциях по обслуживанию механизмов заводов-изготовителей.
5.2.5.15 Вспомогательные механизмы не признаются годными к эксплуатации, если при проверке в действии обнаружено следующее:
параметры и характеристики работы не соответствуют спецификационным;
повышенная вибрация механизмов;
ненормальные удары, стуки и шумы в механизмах;
повышенный нагрев подшипников;
температуры смазочного масла подшипников и редукторов, а также температура масла в системах гидравлического привода превышают допустимые значения, указанные в инструкциях заводов-изготовителей механизмов;
неисправность контрольно-измерительных приборов.
Причины появления вышеуказанных неисправностей должны быть установлены и дефекты устранены.
При обнаружении повышенной вибрации вспомогательных механизмов производятся замеры ее параметров для оценки по техническим нормам и для разработки и осуществления мер по снижению вибрации.
При оценке износов узлов и деталей вспомогательных механизмов, определении допустимых зазоров в узлах используются техническая документация и инструкции по обслуживанию вспомогательных механизмов заводов-изготовителей.