Паровые турбины. Газовые турбины

5.2.3.1 Очередное освидетельствование включает в себя освидетельствование главных паровых турбин, паровых турбин главных (элек­трогенераторов, вспомогательны паровых тур­бин, турбин отработавшего пара, включая маневровые устройства, и главных газотурбин­ных двигателей, газовых турбин для привода (электро)генераторов, включая камеры сгорания и маневровые устройства. (В дальнейшем приме­нены термины «паровые турбины», «газовые



Правила классификационных освидетельствований судов



турбины»).

5.2.3.2 Освидетельствование газотурбонагне­
тателей двигателей внутреннего сгорания — см.
5.2.2.3, 5.2.2.12.

5.2.3.3 При каждом очередном освидетельст­
вовании инспектору представляется судовладель­
цем заключение (протокол), составленное
компетентной организацией, об измерении вибра­
ции главных паровых турбин, главных газотур­
бинных двигателей, содержащее оценку
вибрационных характеристик. Измерение вибра­
ции может быть выполнено в период эксплуата­
ции судна и должно производиться регулярно.

Заключение о допустимости параметров ви­брации и ее соответствии действующим нормам, а также заявление судовладельца об отсутствии дефектов главных механизмов в период эксплуа­тации судна, соответствующие записи в судовой документации являются основанием для того, чтобы при данном очередном освидетельствова­нии вскрытие корпусов главных паровых турбин и главных газотурбинных двигателей не произво­дилось (если такие работы для ревизии узлов и деталей механизмов не предусмотрены инструк­цией по обслуживанию турбин или двигателей завода-изготовителя).

В зависимости от полученного результата измерения вибрации и по требованию инспектора корпуса главных турбин и главных газотурбин­ных двигателей вскрываются для освиде-тел-ьствования узлов и деталей указанных механизмов.

Содержание данного пункта также распрос­траняется на паровые турбины главных (элек­трогенераторов и на газовые турбины для привода главных (электро)генераторов.

5.2.3.4 В дополнение к требованиям 5.2.3.3
при очередном освидетельствовании паровые
турбины в комплекте с муфтами, редукторами
(см. 5.2.4), маневровыми и валоповоротными
устройствами предъявляются для детального
осмотра с необходимым вскрытием и разборкой
узлов и деталей.

5.2.3.5 При очередном освидетельствовании у
паровых турбин, подлежащих вскрытию и разборке
для осмотра узлов и деталей (см. 5.2.3.3 и 5.2.3.4),
освидетельствуются следующие части и узлы:
корпуса турбин, сопловые коробки, маневровые
устройства, направляющие лопатки, диафрагмы,
уплотнения, роторы с лопатками и дисками, валы
роторов с опорными шейками, опорные и упорные
подшипники, устройства регулирования и защиты,
валоповоротные устройства.

Объем освидетельствования частей и узлов вспомогательных паровых турбин определяется в соответствии с применимым к ним указаниями


настоящего пункта и 5.2.3.3.

5.2.3.6 При освидетельствовании инспектору
предъявляются результаты замеров зазоров в
упорных и опорных подшипниках, определение
положения роторов, осевого сдвига роторов. При
необходимости инспектор требует проведения
замеров по другим узлам и деталям.

5.2.3.7 При освидетельствовании корпусов
турбин проверяется затяжка болтов крепления
турбин к фундаментам и плотность прилегания
клиньев. Должны быть освидетельствованы на­
правляющие лопатки, диафрагмы, сопловые ко­
робки, плоскости разъема корпусов, распреде­
лительные клапаны, маневровые устройства.

5.2.3.8 Если при освидетельствовании рото­
ров турбин обнаружены дефекты, свидетельст­
вующие о возможном прогибе ротора, он про­
веряется на станке, и дефекты устраняются. При
осмотре поднятого ротора обращается особое
внимание на посадку дисков, на выявление
трещин на дисках в местах перехода сечений и
на закрепление балансировочных грузов. При
осмотре торсионных валов обращается внимание
на выявление трещин. В сомнительных случаях
производится проверка одобренным методом
неразрушающего контроля.

5.2.3.9 При осмотре рабочих лопаток турбин
для выявления трещин в сомнительных случаях
производится проверка одобренным методом
неразрушающего контроля. При замене рабочих
лопаток (перелопачивании ротора) соблюдается
технологический процесс, предусмотренный заво­
дом-изготовителем. После замены рабочих лопа­
ток, бандажей, связующей проволоки и правки
вала производится динамическая балансировка
ротора. Связующая проволока и бандажи не
должны иметь разрывов и трещин в местах пайки
и расклепки. Лопатки в местах крепления не
должны иметь люфта. Устранение люфта подче­
канкой не допускается.

5.2.3.10 При осмотре опорных и упорных
подшипников их вкладыши и сегменты выни­
маются, очищаются и промываются. Прове­
ряется состояние рабочих поверхностей, прилега­
ние подшипников к постелям. Белый металл
подшипников не должен иметь трещин, отстава­
ний, задиров и подплавлений.

5.2.3.11 Диафрагмы не должны иметь трещин
и других повреждений. Не должно быть пов­
реждений в местах заделки лопаток.

5.2.3.12 Уплотнительные сегменты не должны
иметь износов, при которых зазоры в уплотне­
ниях выходят за пределы допускаемых.

5.2.3.13 После завершения очередного осви­
детельствования и устранения дефектов, выявлен­
ных при освидетельствовании, паровые турбины


Часть П. Проведение и объемы освидетельствований




предъявляются для проверки в действии. Главные паровые турбины предъявляются для проверки в действии при ходовых испытаниях судна (см. 5.2.1.4).

5.2.3.14 Проверка паровых турбин в действии
производится в комплекте с редукторами, мане­
вровыми устройствами, вспомогательными ме­
ханизмами, обслуживающими турбины (включая
резервные вспомогательные механизмы), те-
плообменными аппаратами, системами, трубо­
проводами и оборудованием.

5.2.3.15 При проверке главных паровых тур­
бин в действии обеспечивается проверка основ­
ных характеристик работы турбин, в том числе
частота вращения, давление и температура све­
жего пара, давление пара в промежуточных
ступенях и камерах отбора турбин, давление пара
в системе уплотнений и разрежение в камерах
отсоса, разрежение в главном конденсаторе,
давление смазочного масла в системе смазки,
температура смазочного масла до и после ма­
слоохладителя, осевое положение рото-ров и
тепловое расширение корпусов турбин. Про­
веряются системы защиты и аварийно-предупре­
дительной сигнализации паровых турбин. Эту
проверку допускается производить имитацией
условий срабатывания устройств защиты и сиг­
нализации.

5.2.3.16 Проверяются в действии маневровые
устройства, а также валоповоротное устройство с
блокировкой.

5.2.3.17 Проверяется работа турбин заднего
хода и время реверсирования.

5.2.3.18 Проверяется эффективность средств
связи между ходовым мостиком и постами
управления главными паровыми турбинами.

5.2.3.19 Общие положения по определению
технического состояния паровых и газовых тур­
бин изложены в 5.2.1.5 — 5.2.1.7.

5.2.3.20 Ремонт или замена узлов и деталей
паровых турбин производятся, если в процессе
освидетельствования были обнаружены опасные
дефекты и износы, превышающие предельно
допустимые нормы.

К таким дефектам относятся:

.1 повреждения ответственных узлов и деталей:

трещины в элементах турбины — корпусах, дисках, рабочих лопатках, диафрагмах, сопловых коробках;

деформация, выкрашивание, поломки рабо­чих лопаток;

трещины и разрывы бандажей крепления ра­бочих лопаток, разрывы связующей проволоки;

подплавление, выкрашивание, трещины, раз­рушение антифрикционного слоя подшипников;

нарушения работы системы управления па-


ровых турбин (клапанов управления, сервомото­ров, регуляторов) вследствие механического пов­реждения;

.2 износы ответственных узлов и деталей:

эрозия и коррозия рабочих лопаток;

износ, эрозия и коррозия сопел;

износ, выработка рабочих шеек валов рото­ров паровых турбин, эллиптичность, конусность шеек, выходящие за пределы допускаемых норм;

износ подшипников, уменьшение толщины антифрикционного слоя, выходящие за пределы допустимых норм, увеличение зазоров в подшип­никах, превышающих предельно допустимые нормы;

выработка шарнирных и рычажных соедине­ний системы управления паровых турбин, вы­работка деталей регуляторов, препятствующие нормальной работе системы управления;

.3 неисправности ответственных узлов и де­талей:

просадка и осевой разбег (сдвиг) валов ро­торов, превышающие предельно допустимые нормы (значения), указанные в технической доку­ментации и инструкциях по обслуживанию пар­овых турбин завода-изготовителя;

нарушение плотности посадки дисков роторов;

ослабление крепления рабочих лопаток;

неправильное прилегание шеек вала к по­дшипникам;

неплотности (пропуски) в разъемах корпусов паровых турбин.

5.2.3.21 Паровые турбины не признаются
годными к эксплуатации, если при проверке в
действии обнаружено следующее:

повышенная вибрация паровых турбин и их редукторов;

повышенный нагрев подшипников, повыше­ние температуры смазочного масла по сравнению со спецификационными значениями температур подшипников и смазочного масла;

неисправность маневровых устройств, сис­темы управления паровыми турбинами (клапанов управления, сервомоторов, регуляторов);

неисправности контрольно-измерительных приборов.

Причины появления вышеуказанных неис­правностей должны быть установлены и дефекты устранены.

При обнаружении повышенной вибрации пар­овых турбин производятся замеры ее параметров для оценки по техническим нормам и для разра­ботки и осуществления мер по снижению вибра­ции (см. также 5.2.3.3).

5.2.3.22 При оценке износов узлов и деталей
паровых турбин, определении допустимых осе­
вых и диаметральных зазоров в узлах, допусти-



Правила классификационных освидетельствований судов



мых значений положения роторов, их разбега используются техническая документация и ин­струкции по обслуживанию паровых турбин заводов-изготовителей.

5.2.3.23 В дополнение к требованиям 5.2.3.3
при очередном освидетельствовании газовые тур­
бины в комплекте с муфтами, редукторами,
маневровыми и валоповоротными устройствами
предъявляются для детального осмотра с необ­
ходимым вскрытием и разборкой узлов и дета­
лей. При наличии эффективных средств
определения состояния узлов и деталей газовых
турбин без их разборки вскрытие таких узлов
может не производиться.

Газовые турбины, которые подвергаются агрегатному ремонту, вскрытию не подлежат. Освидетельствование таких турбин производится при плановых ремонтах на специализи-рованных предприятиях.

5.2.3.24 При очередных освидетельствованиях у
газовых турбин, подлежащих вскрытию и разборке
для осмотра узлов и деталей (см. 5.2.3.3, 5.2.3.23),
освидетельствуются следующие части и узлы:
корпуса турбин и компрессоров, направляющие
лопатки и уплотнения турбин и компрессоров,
роторы турбин и компрессоров с лопатками и
дисками, валы роторов турбин и компрессоров,
включая шейки валов, опорные и упорные подшип­
ники турбин и компрессоров, полости водяного
охлаждения турбин, сопловые аппараты, диафраг­
мы, камеры сгорания с жаровыми трубами, ревер­
сивные устройства (если они имеются), рамы
газовых турбин, маневровые устройства, маневро­
вые клапаны, валоповоротные устройства, а также
устройства регулирования и защиты.

5.2.3.25 При освидетельствовании инспектору
предъявляются результаты замеров и определе­
ния износов рабочих шеек валов роторов турбин
и компрессоров, зазоров в упорных и опорных
подшипниках, определения положения роторов и
осевого сдвига роторов. При необходимости
инспектор требует проведения замеров по другим
узлам и деталям.

5.2.3.26 Пригодность к дальнейшей работе
подшипников качения определяется по срокам
выработки подшипниками ресурса работы и по
результатам наружного осмотра. На рабочих
поверхностях наружных и внутренних обойм,
сепараторов, шариков и роликов не должно быть
трещин, коррозии, вмятин и других дефектов,
влияющих на работу подшипников.

5.2.3.27 При освидетельствовании корпусов
турбин и компрессоров освидетельствуются на­
правляющие лопатки, диафрагмы, сопловые ко­
робки, плоскости разъемов корпусов, крепление к
фундаментам или раме, состояние амортизир-


ующих элементов.

Производится гидравлическое испытание по­лостей водяного охлаждения корпусов турбин давлением, указанным в технической документа­ции завода-изготовителя турбины.

5.2.3.28 Если при освидетельствовании рото­
ров турбин и компрессоров обнаружены дефекты,
свидетельствующие о возможном прогибе рото­
ров, они проверяются на станке, и дефекты
устраняются. Обращается особое внимание на
выявление трещин на дисках роторов турбин и
компрессоров, на состояние крепежных элемен­
тов составных роторов. При осмотре торсионных
валов обращается внимание на выявление трещин
и износ мест соединения валов с муфтами,
соединения валов турбин с зубчатыми передача­
ми. Если роторы и валы подвергались правке или
проточке, производится динамическая балансир­
овка этих роторов и валов.

5.2.3.29 При осмотре рабочих лопаток турбин
и компрессоров для выявления трещин в сомни­
тельных случаях производится проверка одобрен­
ным методом неразрушающего контроля.
Должны быть представлены данные о выработке
ресурса работы лопаток турбин и компрессоров.
При замене рабочих лопаток роторов и компрес­
соров соблюдается технологический процесс, пре­
дусмотренный заводом-изготовителем. После
замены лопаток, бандажей, связующей проволо­
ки производится динамическая баланси-ровка
роторов. Связующая проволока и бандажи не
должны иметь разрывов и трещин. Лопатки в
местах крепления не должны иметь люфта, если
это не предусмотрено инструкцией завода-изго­
товителя.

5.2.3.30 Требования к подшипникам скольже­
ния — см.5.2.3.10. Требования к диафрагмам
см.5.2.3.11. Требования к уплотнениям —
см.5.2.3.12. Проверяется состояние подшипников
качения.

5.2.3.31 Жаровые трубы камер сгорания не
должны иметь трещин, если их наличие и
величины не оговорены в инструкциях по обслу­
живанию газовых турбин завода-изготовителя.
Внутренние поверхности корпусов камер сгора­
ния предъявляются к освидетельствованию в
очищенном виде.

5.2.3.32 После завершения очередного осви­
детельствования и устранения дефектов, выявлен­
ных при освидетельствовании, газовые турбины
предъявляются для проверки в действии. Главные
газотурбинные двигатели и газовые турбины
главных (электро)генераторов предъявляются
для проверки в действии на ходовых испытаниях
судна (см. 5.2.1.4).

5.2.3.33 Проверка газовых турбин в действии


Часть П. Проведение и объемы освидетельствований




производится в комплекте с редукторами, мане­вровыми устройствами, вспомогательными меха­низмами, обслуживающими турбинами (включая резервные вспомогательные механизмы), теплооб-менными аппаратами, системами, трубопровода­ми, оборудованием, системой подготовки топлива, системой очистки проточных частей компрессоров и турбин, фильтрами воздуха, теплоутилизацион­ным контуром (если он имеется).

5.2.3.34 При проверке главных газотурбинных
двигателей и газовых турбин главных (электро)-
генераторов в действии обеспечивается проверка
основных характеристик работы турбин и ком­
прессоров, в том числе частоты вращения, давле­
ния масла в системе смазки, температуры
смазочного масла до и после маслоохладителя,
давления охлаждающей воды, температуры ох­
лаждающей воды до и после водоохладителя,
давления и температуры топлива, а также других
параметров, характеризующих техническое сос­
тояние газовых турбин и компрессоров. Про­
веряются положение роторов турбин и
компрессоров, зазоры в упорных подшипниках.

5.2.3.35 Проверяется действие маневровых ус­
тройств, а также действие валоповоротных ус­
тройств и их блокировка с пусковыми устройствами.

5.2.3.36 Проверяются реверсивные устройства
главных газотурбинных двигателей и время ре­
версирования или проверяется работа турбины
заднего хода.

5.2.3.37 Проверяются системы защиты и
аварийно-предупредительной сигнализации газо­
вых турбин. Эту проверку допускается произво­
дить имитацией условий срабатывания устройств
защиты и сигнализации.

5.2.3.38 Проверяется эффективность средств
связи между ходовым мостиком и постами
управления главными газотурбинными двига­
телями.

5.2.3.39 Общие положения по определению
технического состояния газотурбинной установки
изложены в 5.2.1.5 — 5.2.1.7.

5.2.3.40 Ремонт или замена узлов и деталей
газовых турбин производятся, если в процессе
освидетельствования были обнаружены опасные
дефекты и износы, превышающие предельно
допустимые нормы.

К таким дефектам относятся:

.1 повреждения ответственных узлов и деталей:

трещины в элементах газовых турбин и компрессоров — корпусах, дисках, лопатках, диафрагмах, а также трещины в жаровых трубах камер сгорания;

трещины и деформации (погибь) роторов и валов роторов газовых турбин и компрессоров;

деформация, выкрашивание, поломки ра-


бочих лопаток газовых турбин и компрессоров;

трещины и разрывы бандажей крепления ра­бочих лопаток, разрывы связующей проволоки;

подплавление, выкрашивание, трещины, раз­рушение антифрикционного слоя подшипников скольжения;

трещины, коррозия, вмятины, следы перегре­ва на рабочих поверхностях наружных и внутрен­них обойм, сепараторов, шариков и роликов подшипников качения, заедание подшипников качения;

нарушение работы системы управления и регулирования газовых турбин вследствие меха­нического повреждения узлов и деталей системы;

.2 износы ответственных узлов и деталей:

эрозия и коррозия рабочих лопаток газовых турбин и компрессоров;

эрозия, коррозия, износ сопел;

износ, выработка рабочих шеек валов рото­ров газовых турбин и компрессоров, эллиптич­ность и конусность, выходящие за пределы допустимых норм;

износ подшипников скольжения и умень­шение толщины антифрикционного слоя подшип­ников, выходящие за пределы допустимых норм, увеличение зазоров в подшипниках, пре­вышающие предельно допустимые нормы;

выработка посадочных мест под подшипники качения у валов роторов газовых турбин и компрессоров;

достижение предела ресурса работы подшип­никами качения, указанного в технической доку­ментации и инструкциях завода-изготовителя;

.3 неисправности ответственных узлов и де­талей:

просадка и осевой разбег (сдвиг) валов ро­торов, превышающие предельно допускаемые нормы (значения), указанные в технической доку-ментаци и инструкциях по обслуживанию газо­вых турбин завода-изготовителя;

нарушение плотности посадки дисков рото­ров газовых турбин и компрессоров;

ослабление крепления рабочих лопаток газо­вых турбин и компрессоров;

ослабление посадочных мест под подшипники качения у валов роторов газовых турбин и компрессоров;

неплотности в разъемах корпусов газовых турбин и компрессоров.

Кроме того, к дефектам, требующим ремонта или замены узлов и деталей, относятся повреж­дения, износы и неисправности других узлов и деталей, которые препятствуют газовым турби­нам и компрессорам выполнять заданные им функции.

5.2.3.41 Газовые турбины не признаются год-



Правила классификационных освидетельствований судов



ными к эксплуатации, если при проверке в действии обнаружено следующее:

повышенная вибрация газовых турбин и ком­прессоров, их отдельных узлов, а также редук­торов газовых турбин;

ненормальные удары, стуки и шумы в газо­вых турбинах, компрессорах, редукторах газовых турбин;

повышенный нагрев подшипников, повыше­ние температуры смазочного масла по сравнению со спецификационными значениями температур подшипников и смазочного масла;

неисправность маневровых устройств, регуля­торов, системы защиты и аварийно-предупреди­тельной сигнализации;

помпаж компрессоров;

повышение температуры газа выше специфи-кационных значений;

неисправность контрольно-измерительных приборов.

Причины появления вышеуказанных неис­правностей должны быть установлены, и дефекты устранены.

При обнаружении повышенной вибрации газо­вых турбин и компрессоров производятся замеры ее параметров для оценки по техническим нормам и для разработки и осуществления мер по сниже­нию вибрации (см. также 5.2.3.3).

5.2.3.42 При оценке износов узлов и деталей газовых турбин и компрессоров, определении допустимых осевых и диаметральных зазоров в узлах, допустимых значений положения роторов, их разбега используются техническая документа­ция и инструкции по обслуживанию газовых турбин завода-изготовителя.

5.2.4 Передачи и муфты.

5.2.4.1 Очередное освидетельствование
включает в себя освидетельствование зубчатых
передач, редукторов, реверс-редукторов, соедини­
тельных и разобщительных муфт различных
типов: жестких, упругих, гидравлических, элек­
тромагнитных и др.

5.2.4.2Обобщенный объем освидетельствова­
ния передач, редукторов и муфт приведен в
табл. 2.1.1.

5.2.4.3При очередном освидетельствовании
передачи, редукторы, реверс-редукторы (в даль­
нейшем — редукторы) и муфты предъявляются
для детального осмотра с вскрытием корпусов и,
при необходимости, разборкой узлов и деталей.

5.2.4.4У передач и редукторов освидетельст­
вуются следующие части и узлы: корпуса, фунда­
ментные болты и клинья, валы и подшипники,
зубчатые колеса и шестерни, муфты переднего и
заднего хода или механизм переднего и заднего
хода (у реверс-редукторов), насосы смазочного


масла, приводимые от зубчатых передач редук­торов (если такие насосы установлены), системы управления. У муфт, в зависимости от их наз­начения и конструкции, освидетельствуются кор­пуса, соединительные болты, системы управления, а также узлы и детали, которые доступны разборке и которые целесообразно подвергнуть полному осмотру.

К таким узлам и деталям относятся:

у соединительных жестких, полужестких под­вижных и упругих муфт, а также фрикционных муфт — промежуточные металлические детали-стержни, пластины, цилиндрические и пластинча­тые пружины, промежуточные детали из резины и других неметаллических материалов, упругие элементы различных типов, пакеты ведущих и ведомых стальных дисков, цилиндрические штифты полумуфт;

у зубчатых и зубчато-пружинных муфт — зубчатые полумуфты с внутренними зубьями, втулки с наружными зубьями, кроме того, у зубчато-пружинных муфт — также упругие пру­жинные элементы;

у соединительно-разобщительных муфт ку­лачкового и зубчатого типов — кулачки, шестер­ни и зубчатые колеса, синхронизаторы (если последние имеются), кроме того, у зубчатых муфт — также пружинные элементы;

у гидравлических муфт — насосные и турбин­ные роторы (колеса), валы и подшипники, узлы и системы гидравлики, системы регулирования, клапаны запорные, диафрагмовые, пружинные;

у электромагнитных соединительных и соеди­нительно-разобщительных муфт — электромаг­нитные узлы, фрикционные узлы и зубчатые колеса (если последние имеются).

При определении объемов разборки и осви­детельствования редукторов и муфт необходимо руководствоваться технической документацией и инструкциями по обслуживанию редукторов и муфт заводов-изготовителей.

5.2.4.5 При освидетельствовании инспектору
предъявляются результаты замеров и определе­
ния износов рабочих шеек валов, зазоров в
опорных и упорных подшипниках, радиальных
зазоров в зубьях колес и шестерен, зубьях дисков
муфт и шлиц, зазоров в деталях приводных
насосов смазочного масла и гидравлики: во
втулках, между шестернями и крышками, между
зубьями шестерен.

При необходимости инспектор требует про­ведения замеров по другим узлам и деталям, учитывая рекомендации, содержащиеся в ин­струкциях по обслуживанию зубчатых передач, редукторов и муфт заводов-изготовителей.

5.2.4.6 При освидетельствовании корпусов


Часть П. Проведение и объемы освидетельствований




зубчатых передач, редукторов и муфт про­веряются: состояние крепления к фундаментам (у муфт такая проверка производится в зависи­мости от конструкции и типа муфт), плотность прилегания прокладок (клиньев) и затяжка кре­пежных фундаментных болтов.

5.2.4.7 Если при освидетельствовании валов
зубчатых передач, редукторов и муфт (когда
последние в соответствии со своей конструкцией
имеют валы) обнаружены дефекты, свидетельст­
вующие о деформации (погиби) валов, то они
проверяются на станке, и дефекты устраняются.

5.2.4.8 Проверяется состояние рабочих повер­
хностей зубчатых колес и шестерен, проверяется
контакт (прилегание) зубьев. Для зубчатых колес
переднего хода контакт должен составлять 90 %
по длине и 60% по высоте активного профиля, а
для колес заднего хода — 80 — 90% по длине и
50 — 60% по высоте активного профиля. При
неудовлетворительном контакте проверяется по­
ложение зубчатых колес и шестерен.

Проверяются зазоры в зацеплениях зубьев. При оценке контакта (прилегания) зубьев и оценке зазоров в зацеплениях необходимо также руководствоваться указаниями и нормами, содер­жащимися в технической документации и инст­рукциях по обслуживанию завода-изготовителя.

5.2.4.9 При освидетельствовании составных
конструкций зубчатых колес и других ответствен­
ных элементов передач проверяется состояние их
крепления и стопорения, плотность прилегания
составных частей, а также отсутствие трешин в
составных частях и сварных швах. Проверяется
эффективность системы смазки зубчатых колес и
шестерен.

5.2.4.10 Проверяется состояние рабочих
поверхностей подшипников скольжения и приле­
гание подшипников к постелям. Проверяется
состояние подшипников качения. При наработке,
указанной в инструкции по эксплуатации, по­
дшипники качения заменяются.

5.2.4.11 При освидетельствовании муфт про­
веряется посадка полумуфт на валах и соедини­
тельных болтов в отверстиях, а у разобранных
муфт (в зависимости от типа муфт) осматри­
ваются рабочие поверхности кулачков, промежу­
точные детали, упругие элементы, пакеты
стальных дисков, зубчатые полумуфты и втулки,
зубчатые колеса и шестерни, пружинные эле­
менты, а у гидравлических муфт — насосные и
турбинные роторы, валы, подшипники, узлы
гидравлики, клапаны (см. 5.2.4.4). У электромаг­
нитных муфт в разобранном состоянии должны
быть осмотрены электромагнитные узлы, фрик­
ционные узлы, зубчатые колеса.

5.2.4.12 После завершения очередного осви-


детельствования и устранения дефектов зубчатые передачи, редукторы и муфты предъявляются для проверки в действии совместно с двигателями внутреннего сгорания, паровыми турбинами, га­зовыми турбинами, к которым они относятся.

5.2.4.13 При проверке зубчатых передач, ре­
дукторов и муфт в действии обращается внима­
ние на то, чтобы в этих механизмах
отсутствовали ненормальные стуки и удары,
посторонние шумы, ненормальный нагрев корпу­
са и подшипников, превышающий температуру
нагрева, указанную в инструкциях по обслужива­
нию механизмов заводов-изготовителей, а также
на то, чтобы отсутствовали пропуски масла во
фланцевых соединениях и уплотнениях.

5.2.4.14 Общие положения по определению
технического состояния передач и муфт изложены
в 5.2.1.5 — 5.2.1.7.

5.2.4.15 Ремонт или замена узлов и деталей
зубчатых передач, редукторов и муфт произ­
водятся, если в процессе освидетельствования
были обнаружены опасные дефекты и износы,
превышающие предельно допустимые нормы.

К таким дефектам относятся:

.1 повреждения ответственных узлов и деталей:

трещины корпусов зубчатых передач, редук­торов и муфт;

трещины и деформации (погибь) ведущих и ведомых валов, задиры и наработки рабочих шеек валов;

подплавление, выкрашивание, трещины, раз­рушение антифрикционного слоя подшипников скольжения;

трещины, коррозия, вмятины, следы перегре­ва на рабочих поверхностях наружных и внутрен­них обойм, сепараторов, шариков и роликов подшипников качения;

заедание подшипников качения;

неравномерная выработка плоскостей трения дисков муфт фрикционного типа, перекос этих дисков, задиры дисков, разрушение пружин муфт;

смятие, задиры рабочих поверхностей кулач­ков и зубьев подвижных муфт, поломка пружин, износ зубьев у упругих муфт, смятие шлицевых гнезд в муфтах соединительно-разобщительного типа;

дефекты промежуточных деталей муфт, препят­ствующие нормальной работе муфт, дефекты упру­гих элементов муфт различных типов (см. 5.2.4.4);

коррозия и кавитация роторов и рабочих колес гидравлических муфт, дефекты клапанов, узлов и системы гидравлики;

дефекты электромагнитных узлов, фрикцион­ных узлов, системы управления у электромагнит­ных муфт;

.2 износы ответственных узлов и деталей:



Правила классификационных освидетельствований судов



износ, выработка рабочих шеек ведущих и ведомых валов, эллиптичность и конусность, выходящие за пределы допустимых норм;

износ подшипников скольжения, уменьшение толщины антифрикционного слоя подшипников, выходящие за пределы допустимых норм, уве­личение зазоров в подшипниках, превышающие предельно допустимые нормы;

выработка посадочных мест под подшипники качения;

достижение предела ресурса работы подшип­никами качения, указанного в технической доку­ментации и инструкции по обслуживанию завода-изготовителя;

износ зубьев, увеличение зазоров в зубчатых зацеплениях колес и шестерен, превышающие предельно допустимые нормы;

износ ответственных узлов и деталей насосов смазочного масла, приводимых от зубчатых передач;

увеличение зазоров, превышающих предельно допустимые нормы, во втулках, между шестерня­ми и крышками, между зубьями шестерен (у насосов шестеренчатого типа);

износ рабочих поверхностей кулачков, зубьев, износ фрикционных дисков и накладок у муфт различных типов;

.3 неисправности отдельных узлов и деталей:

неисправность систем смазочного масла зу­бчатых колес и шестерен, систем смазочного масла подшипников валов зубчатых передач, редукторов и муфт;

неисправность систем гидравлики и насосов гидравлических муфт;

неправильное прилегание шеек валов к по­дшипникам скольжения;

ослабление посадочных мест под подшипники качения у валов;

ослабление посадки полумуфты на валах;

неплотности в разъемах корпусов зубчатых передач, редукторов, гидравлических муфт.

Кроме того, к дефектам, требующим ремонта или замены узлов и деталей, относятся повреж­дения, износы и неисправности других узлов и деталей, которые препятствуют зубчатым пере­дачам, редукторам и муфтам выполнять задан­ные им функции.

5.2.4.16 Зубчатые передачи, редукторы и муфты не признаются годными к эксплуатации, если при проверке в действии обнаружено следующее:

ненормальные удары, стуки и шумы в зубча­тых передачах, редукторах и муфтах;

повышенный нагрев подшипников, повыше­ние температуры смазочного масла (по сравне­нию со спецификационными значениями темпе­ратур подшипников и смазочного масла);


повышенная вибрация зубчатых передач и редукторов.

Причины появления вышеуказанных неис­правностей должны быть установлены, и дефекты устранены.

При обнаружении повышенной вибрации зу­бчатых передач и редукторов производятся замеры ее параметров для оценки по техническим нормам и для разработки и осуществления мер по сниже­нию вибрации (см. также 5.2.3.3).

5.2.4.17 При оценке износов узлов и деталей зубчатых передач, редукторов и муфт, определе­нии зазоров и других параметров используются техническая документация и инструкции по об­служиванию указанных механизмов заводов-из­готовителей.

5.2.5 Вспомогательные механизмы.

5.2.5.1 Очередное освидетельствование
включает в себя освидетельствование следующих
вспомогательных механизмов: насосов циркуля­
ционных котельных, осушительных, охлаж­
дающей воды, питательных, балластных, по­
жарных, топливных, смазочного масла, мокро-
воздушных, конденсатных и грузовых эжекторов
пароструйных конденсаторов, эжекторов осуше­
ния, моторов и насосов систем гидроприводов и
гидроцилиндров, сепараторов центробежных то­
плива и масла, компрессоров воздушных с возду­
хоохладителями, вентилято-ров взрывоопасных
помещений и воздухонагнетателей котлов, руле­
вых машин, якорных и швартовных механизмов,
механизмов спусковых устройств шлюпок и пло­
тов, буксирных лебедок.

5.2.5.2Обобщенный объем освидетельствова­
ния вспомогательных механизмов приведен в
табл. 2.1.1.

5.2.5.3Вспомогательные механизмы с приво­
дом от главных двигателей внутреннего сгорания
(насосы охлаждающей воды, смазочного масла,
топливоподкачивающие, осушительные, воздуш­
ные компрессоры и др.), насосы с приводом от
главных паровых машин (питательные паровы х
котлов, мокровоздушные, осушительные) освиде­
тельствуются в составе главных двигателей и
машин (см. 4.2.2).

5.2.5.4Воздухоохладители компрессоров ис-
пытываются пробным давлением при втором
очередном освидетельствовании и в после­
дующем через два интервала между очередными
освидетельствованиями.

5.2.5.5 При освидетельствовании вспомога­
тельные механизмы предъявляются для деталь­
ного осмотра с необходимым вскрытием и
разборкой узлов и деталей в зависимости от
назначения и типа вспомогательных механизмов.

5.2.5.5.1 У поршневых насосов освидетельст-


Часть П. Проведение и объемы освидетельствований




вуются блоки и крышки цилиндров, цилиндры и цилиндровые втулки, поршни с поршневыми кольцами и штоками, коленчатые валы, шатуны с ползунами, подшипники, клапанные коробки, всасывающие и нагнетательные клапаны с пру­жинами и отбойниками, седла клапанов, редук­торы и соединительные муфты, предохрани­тельные клапаны; кроме того, у прямодейст-вующих паровых насосов освидетельствуются паровые цилиндры и поршни со штоками, крыш­ки цилиндров и золотниковые крышки, золотни­ковые коробки, золотники парораспределения, золотниковые тяги.

5.2.5.5.2 У центробежных насосов, вентиля­
торов, воздуходувок освидетельствуются корпу­
са, крышки корпусов, рабочие колеса, валы с
подшипниками, аппараты для самовсасывания (у
самовсасывающих насосов), соединительные
муфты, предохранительные клапаны, уплотне­
ния. Указанное выше распространяется на насосы
вихревые, центробежно-вихревые, осевые. При
освидетельствовании упомянутых насосов сле­
дует руководствоваться также технической доку­
ментацией и инструкцией по обслуживанию
насосов завода-изготовителя.

5.2.5.5.3 У винтовых и шестеренчатых насосов
освидетельствуются корпуса, крышки корпусов,
винты и обоймы винтов (у винтовых насосов),
валы и шестерни (у шестеренчатых насосов),
подшипники, разгрузочные поршни винтовых
насосов (если последние имеются), предохрани­
тельно-перепускные клапаны, уплотнения.

5.2.5.5.4 У эжекторов освидетельствуются
узлы и детали, доступные для осмотра (см. также
5.2.5).

5.2.5.5.5У моторов и насосов систем гидро­
приводов и гидроцилиндров освидетельствуются
корпуса и крышки, цилиндры, плунжеры (прецес­
сионные пары), опорные поверхности плунжеров,
уплотнения, клапаны перепускные, управления и
предохранительные, насосы, обслуживающие
вспомогательные системы (подпитки силовых
контуров, питания системы управления, подачи
масла в гидроцилиндры приводов тормозов и
др.). При этом также учитываются указания,
содержащиеся в технической документации и
инструкциях по обслуживанию агрегатов гидро­
приводов заводов-изготовителей.

5.2.5.5.6У центробежных сепараторов топли­
ва и масла освидетельствуются барабаны, детали
барабанов, тарелки, валы барабанов, шестерни,
фрикционные муфты, затворы.

Производится неразрушающий контроль кор­пусов барабанов и вертикальных валов одобрен­ным методом, результаты дефектоскопии представляются инспектору.


5.2.5.5.7 У воздушных поршневых компрес­
соров освидетельствуются блоки цилиндров, ци­
линдры, цилиндровые втулки, крышки
цилиндров, поршни с поршневыми кольцами,
шатуны, коленчатые валы, головные, мотылевые
и рамовые подшипники, всасывающие, нагнета­
тельные и предохранительные клапаны, гнезда
клапанов, пружины.

Воздухоохладители компрессоров освиде­тельствуются в доступных местах, (см. также 5.2.5.4).

5.2.5.5.8 У вентиляторов взрывоопасных по­
мещений и воздухонагнетателей котлов освиде­
тельствуются корпуса, валы, роторы (крылатки),
подшипники.

Проверяются комплектность вышеуказанных механизмов и соответствие материалов корпусов и крылаток технической документации или ин­струкции по обслуживанию завода-изготовителя.

5.2.5.5.9 У рулевых машин освидетельст­
вуются, в зависимости от типов машин, сле­
дующие узлы и детали:

у электрических рулевых машин — румпели главных и вспомогательных приводов, рулевые секторы, ползуны или опорные катки, соедини­тельные муфты между электродвигателями и редукторами, редукторы, шестерни, буферные пружинные компенсаторы, конечные выключа­тели и ограничители, вспомогательные (запас­ные) приводы с деталями;

у электрогидравлических рулевых машин — румпели, тяги, цилиндры плунжерных гидропри­водов, плунжеры, пальцы для соединения плун­жеров с тягами, насосы гидропривода, соединительные муфты (электродвигателей с на­сосами), гидроусилители, клапанные коробки, предохранительные клапаны, подпиточные кла­паны, насосы для восполнения утечек в гидросис­теме, уплотнительные манжеты, вспомога­тельный (запасной) привод руля, конечные вык­лючатели и другие ответственные узлы и детали в зависимости от конструкции рулевых машин (см.также 5.2.5.5.5 и 5.3.6).

У рулевых машин освидетельствуются ус­тройства защиты от перегрузки (если они им­еются).

Освидетельствование паровых рулевых машин производится в соответствии с требо­ваниями 5.2 как для вспомогательных паровых машин.

При освидетельствовании рулевых машин всех типов, в том числе не упомянутых в данном пункте (например, лопастных машин), учи-ты-ваются указания и рекомендации, содержащиеся в технической документации и инструкции по обслуживанию рулевых машин завода-изготови-



Правила классификационных освидетельствований судов



теля.

5.2.5.5.10 У якорных механизмов (брашпилей
и шпилей якорных) освидетельствуются валы,
баллеры, подшипники, зубчатые колеса, шестер­
ни, звездочки, червячные валы и колеса, редук­
торы, тормоза ленточные, электромагнитные и
других типов, муфты соединительно-разобщи­
тельные и устройства включения/выключения
звездочек, муфты предельного момента (ус­
тройства для защиты от перегрузки), фундамент­
ные рамы.

Освидетельствование гидравлических приво­дов (включая гидромоторы, насосы, аккумуля­торы, регуляторы, клапаны, трубопроводы и др.) якорных механизмов производятся в соответст­вии с 5.2.5.5.5 и 5.3.6.

У якорных механизмов с паровым приводом освидетельствование этих приводов произво­дится в объеме, применительном к освидетельст­вованию вспомогательных паровых машин (см. 5.2.2.28 — 5.2.2.43.).

5.2.5.5.11 У швартовных механизмов (шпилей
и лебедок швартовных) освидетельствуются валы
грузовые, баллеры, барабаны, турачки, подшип­
ники, зубчатые колеса, червячные валы и шестер­
ни, редукторы тормоза ленточные и других
типов, муфты соединительно-разобщительные,
муфты фрикционные, муфты предельного момен­
та, устройства для защиты от перегрузки, тро-
соукладчики, фундаментные рамы.

Освидетельствование гидравлических приво­дов и паровых приводов швартовных механизмов производится в соответствии с 5.2.2.28 — 5.2.2.43 5.2.5.5.5, 5.2.5.5.10 и 5.3.6.

5.2.5.5.12 У механизмов спусковых устройств
шлюпок и плотов освидетельствуются валы,
барабаны, подшипники, зубчатые колеса и шес­
терни редукторов, другие зубчатые и цепные
передачи (если они имеются), тормоза центро­
бежные, тормоза ленточные и других типов,
центробежные муфты, соединительные муфты,
ручные приводы, стопорные устройства, предот­
вращающие обратное самопроизвольное враще­
ние лебедки, конечные выключатели,
тросоукладчики.

Освидетельствование гидравлических приво­дов шлюпочных лебедок, если такие приводы установлены, производится в соответветствии с 5.2.5.5.5 и 5.3.6.

При освидетельствовании спусковых ус­тройств плотов, а также шлюпочных спусковых устройств иных типов, к которым не применимы положения настоящего пункта, осматриваются узлы и детали согласно указаниям и рекоменда­циям, изложенным в технической документации, и инструкциям по обслуживанию этих устройств


заводов-изготовителей.

5.2.5.5.13 У буксирных лебедок освидетельст­вуются валы, барабаны, подшипники, зубчатые колеса и шестерни, редукторы, тормоза с пру­жинными амортизаторами, тормоза ленточные и других типов, зубчатые муфты (соединительно-разобщительные), конечные выключатели, тро­соукладчики с приводом, автоматические ус­тройства регулирования натяжения буксирного троса, фундаментные рамы (плиты). Освиде­тельствование гидравлических приводов лебедок производится в соответствии с 5.2.5.5.5 и 5.3.6.

5.2.5.6 При освидетельствовании по требо­
ванию инспектора предъявляются результаты
замеров и определения износов ответственных
узлов и деталей вспомогательных механизмов и
замеров зазоров в подшипниках. Кроме того,
такие замеры и определение износов произ­
водятся при плановых ремонтах и наступлении
сроков, указанных в технической документации и
инструкциях по обслуживанию механизмов заво­
дов-изготовителей.

5.2.5.7 При освидетельствовании вспомога­
тельных механизмов всех назначений прове­
ряется состояние антифрикционного слоя по­
дшипников скольжения, состояние подшипников
качения и их посадочных мест на валах.

Подшипники качения заменяются, если дос­тигнут предел ресурса работы подшипников, указанный в технической документации и ин­струкциях по обслуживанию механизмов заво­дов-изготовителей, а также при обнаружении дефектов, препятствующих дальнейшему исполь­зованию подшипников.

5.2.5.8 При освидетельствовании центробеж­
ных и шестеренчатых насосов в дополнение к
5.2.5.5.2 и 5.2.5.5.3 проверяется состояние шпонок
и шпоночных канавок (пазов) на валах, рабочих
колесах и шестернях. У центробежных, винтовых
и шестеренчатых насосов проверяется отсутствие
повреждений рабочих колес, винтов и шестерен
от соприкосновения с корпусами насосов и обой­
мами винтов или следов касания корпусов насо­
сов и обойм винтов при работе насосов.

5.2.5.9 При освидетельствовании эжекторов
инспектору представляются сведения о правиль­
ной установке сопла по отношению к диффузору;
расстояние от выходного сечения сопла до горла
диффузора должно соответствовать величине,
указанной в технической документации и ин­
струкциях по обслуживанию эжекторов заводов-
изготовителей.

5.2.5.10 При освидетельствовании моторов и
насосов систем гидроприводов вспомогательных
механизмов инспектору предъявляются резуль­
таты проверки центровки валов гидронасосов и


Часть П. Проведение и объемы освидетельствований




электродвигателей. Величины смещений и изло­мов валов, соединительных муфт не должны превышать величин, указанных в технической документации и инструкциях по обслуживанию вспомогательных механизмов и систем гидро­приводов заводов-изготовителей.

5.2.5.11 Проверка в действии вспомогатель­
ных механизмов производится совместно с про­
веркой в действии обслуживаемых ими
механизмов, устройств и систем.

При проверке в действии вспомогательных механизмов обеспечивается проверка основных характеристик работы этих механизмов в зависи­мости от их назначения.

Перечень проверяемых параметров и харак­теристик, а также продолжительность проверки в действии вспомогательных механизмов согласо­вываются с инспектором.

5.2.5.12 Проверяются системы защиты и
аварийно-предупредительной сигнализации вспо­
могательных механизмов. Такую проверку до­
пускается производить имитацией условий
срабатывания устройств защиты и сигнализации.

5.2.5.13 Общие положения по определению
технического состояния механизмов изложены в
5.2.1.5 — 5.2.1.7.

5.2.5.14 Ремонт или замена узлов и деталей
вспомогательных механизмов производятся, если
в процессе освидетельствования были обнару­
жены опасные дефекты и износы, превышающие
предельно допустимые нормы. При определении
их технического состояния следует руководство­
ваться применимыми указаниями 5.2.2.26,
5.2.4.15.

К таким дефектам также относятся сле­дующие повреждения, износы и неисправности:

.1 у насосов:

трещины корпусов, крышек, поршней, ра­бочих колес, винтов, шестерен, валов;

задиры цилиндров, корпусов, обойм;

задевание рабочими колесами, винтами, шес­тернями корпусов насосов, обойм винтов;

затрудненный пуск насосов;

заклинивание насосов;

вибрация корпусов насосов вследствие износа подшипников, нарушения центровки насосов с электродвигателями;

дисбаланс крылаток центробежных насосов;

смятие и срез шпонок, соединяющих валы с рабочими колесами и шестернями винтовых и шестеренчатых насосов, ослабление шпонок в канавках (пазах);

увеличение зазоров свыше предельно допус­тимых норм между винтами и обоймами, между зубьями шестерен винтовых и шестеренчатых насосов, износ или поломка поршневых колец


поршневых насосов;

износ рабочих шеек валов, износ и поврежде­ние подшипников скольжения, износ и поврежде­ние подшипников качения, выработка поса­дочных мест под подшипники качения на валах;

увеличение зазоров в подшипниках скольже­ния свыше предельно допустимых норм;

достижение предела ресурса работы под-шип-никами качения;

падение подачи насосов из-за износа узлов и деталей;

выработка соединительных муфт;

.2 у моторов и насосов систем гидроприводов (см.также применимые дефекты в 5.2.5.14.1):

большие внутренние протечки в гидромото­рах и гидронасосах;

износ прецессионных пар гидромоторов и гидронасосов.

.3 у сепараторов центробежных топлива и масла:

вибрация корпусов сепараторов;

повреждение барабанов и валов;

повреждение червячных валов и червячных шестерен редукторов;

износы или повреждения фрикционных муфт;

.4 у воздушных поршневых компрессоров (см.также применимые дефекты в 5.2.5.14.1):

вибрация корпусов компрессоров;

падение производительности и давления сжатия вследствие износов цилиндро-поршневых групп, повреждения клапанов, поломки пружин клапанов;

.5 у гидравлических рулевых машин (см.также применимые дефекты в 5.2.5.14.1, 5.2.5.14.2, 5.2.5.14.6, 5.3.6):

нарушения уплотнений плунжеров в силовых цилиндрах;

нарушения перекладки руля вследствие неис­правности клапанов, неисправности гидронасо­сов, рассогласование рулевой машины;

утечки масла из гидросистемы;

выработка соединительных муфт;

.6 у якорных механизмов, швартовных меха­низмов, буксирных лебедок, шлюпочных лебедок (см. также применимые дефекты в 5.2.5.14.1, 5.2.5.14.5):

выкрашивание и повреждение червячных шес­терен, повреждение червячных валов редукторов, выкрашивание зубьев колес, шестерен, прогрес­сирующий питтинг зубьев колес и шестерен цилиндрических зубчатых передач;

утечка масла через плоскости разъемов кор­пусов редукторов;

износ ленточных тормозов;

выработка соединительных муфт.

Освидетельствование гидравлических якор­ных, швартовных механизмов, буксирных,



Правила классификационных освидетельствований судов



шлюпочных лебедок производится в соответст­вии с 5.2.5.14.2, 5.3.6.

Кроме того, к дефектам, требующим ремонта или замены узлов и деталей, относятся повреж­дения, износы и неисправности других узлов и деталей, которые препятствуют вспомогатель­ным механизмам, перечисленным в 5.2.5.1, вы­полнять заданные им функции.

При оценке контакта (прилегания) зубьев колес, шестерен, червячных валов и червячных шестерен и оценке зазоров в зацеплении следует руководство­ваться указаниями, содержащимися в технической документации и инструкциях по обслуживанию механизмов заводов-изготовителей.

5.2.5.15 Вспомогательные механизмы не приз­наются годными к эксплуатации, если при про­верке в действии обнаружено следующее:

параметры и характеристики работы не соот­ветствуют спецификационным;

повышенная вибрация механизмов;

ненормальные удары, стуки и шумы в меха­низмах;

повышенный нагрев подшипников;

температуры смазочного масла подшипников и редукторов, а также температура масла в системах гидравлического привода превышают допустимые значения, указанные в инструкциях заводов-изготовителей механизмов;

неисправность контрольно-измерительных приборов.

Причины появления вышеуказанных неис­правностей должны быть установлены и дефекты устранены.

При обнаружении повышенной вибрации вспомогательных механизмов производятся зам­еры ее параметров для оценки по техническим нормам и для разработки и осуществления мер по снижению вибрации.

При оценке износов узлов и деталей вспомо­гательных механизмов, определении допустимых зазоров в узлах используются техническая доку­ментация и инструкции по обслуживанию вспо­могательных механизмов заводов-изготовителей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: