Осмотры, проверки в действии при очередном освидетельствовании судна

15.3.1. При осмотре конструкций противопо­
жарной защиты должно быть проверено состоя­
ние изоляции; в необходимых случаях может
быть потребовано вскрытие отдельных участков
зашивки и изоляции.

При наружном осмотре резервуаров с хладо­ном или углекислотой необходимо проверить состояние арматуры, манометров, наружных поверхностей и крепления резервуаров, их изоля­ции, исправность автоматики и защиты (при наличии). Дефекты, причина возникновения ко­торых не может быть установлена осмотром, могут служить основанием для проведения вну­треннего освидетельствования или гидравличес­кого испытания. Должна быть проверена исправность закрытий дверей, шахт, вентиля­ционных каналов, кольцевых пространств дымо­вых труб, световых люков и других отверстий грузовых, машинных и насосных помещений и их приводов (см. 2.1.4.1 части VI «Противопожарная защита» Правил классификации и постройки морских судов).

15.3.2. При освидетельствовании и проверке в
действии систем пожаротушения должна быть
проверена их готовность к немедленному исполь­
зованию, сохранение регламентированных харак­
теристик и исправность систем.

15.3.3. При проверке в действии водопожар-
ной системы должна быть проверена исправность
дистанционного пуска насосов, в том числе и
аварийного, пожарные рукава с присоединитель­
ной арматурой должны быть проверены под
давлением в соответствии с 15.5.1. При положи­
тельных результатах (отсутствии водотечности
рукавов, изготовление присоединительной арма-



Руководство по техническому надзору за судами в эксплуатации



туры из допущенных Регистром материалов) на рукава с присоединительной арматурой должен быть оформлен Акт (форма 6.3.10), при этом в Акте должно быть указано, что рукава отмарки-рованы.

Если на судах, построенных до 1 сентября 1984 г., в качестве аварийного пожарного насоса применяется мотопомпа, то при освидетельство­вании следует убедиться, что:

комплектация мотопомпы соблюдается, т.е. имеются в наличии приемные и выкидные рукава, ручные стволы, разветвительная гайка для их присоединения; тип рукавов соответствует приня­тому на судне для водопожарной системы; им­еется инструмент, приспособления, инструкции согласно спецификации завода-изготовителя;

если мотопомпа хранится на палубе, то она находится в легко доступном специальном шкафу или ящике; если мотопомпа хранится в помеще­нии, то оно выгорожено стальными переборками и не является смежными с жилыми помещениями и машинным отделением, либо выгорожено кон­струкциями типа А-60, отделяющими его от машинного отделения;

топливо (бензин) хранится в кладовой легко­воспламеняющихся материалов;

двигатель легко и быстро запускается; самовсасывающее устройство надежно рабо­тает и обеспечивается подача воды через ручные стволы.

15.3.4. При проверке в действии спринклерной
системы должны быть проверены:

работа контрольно-сигнальных устройств каждой секции при вскрытии спринклера или специального пробного крана;

подача светового и звукового сигналов тре­воги при вскрытии любого спринклера в секции;

работа устройств автоматического поддержа­ния давления и контроля уровня воды в пневмо-гидравлической цистерне;

автоматический пуск насоса и компрессора при падении давления.

Пневмогидравлическая цистерна должна быть подвергнута наружному и внутреннему осмотру. Внутреннее освидетельствование долж­но проводиться при каждом очередном освиде­тельствовании судна, начиная со второго.

15.3.5. При освидетельствовании системы
пенотушения должно быть проверено наличие
необходимого количества пенообразователя. Ре­
зервуары для хранения пенообразователя
должны быть подвергнуты внутреннему осмотру
при каждом очередном освидетельствовании суд­
на начиная со второго.

15.3.6. При проверке в действии системы
водораспыления должна быть проверена исправ-


ность приводов дистанционного управления за­порными клапанами и автоматическое включение насоса при падении давления в системе.

15.3.7. При освидетельствовании системы ин­
ертных газов должны быть осмотрены невоз­
вратные клапаны и огнепреградители на
трубопроводах, подающих газ в танки нефтена­
ливных судов.

При проверке в действии пробным пуском газа в охраняемые помещения проверяется ис­правность пускорегулирующей аппаратуры и приборов автоматического контроля за состоя­нием газа с аварийной звуковой и световой сигнализацией, дыхательные и предохранитель­ные клапаны.

15.3.8. При освидетельствовании системы
тушения хладоном 114В2 должны быть осмо­
трены резервуары для хранения хладона. Вну­
треннее освидетельствование резервуаров
должно проводиться при каждом очередном
освидетельствовании судна, начиная со второго.
При освидетельствовании особое внимание сле­
дует обращать на посадочные места клапанных
головок, арматуры, крышек пазов и других мест,
где наиболее вероятно появление дефектов: кор­
розионного разъедания, трещин и т.п. При об­
наружении значительного износа должно быть
потребовано определение остаточной толщины
стенки резервуара. Если средний износ стенок
резервуаров, определенный по нескольким заме­
рам, превышает 10% от первоначальной то­
лщины, должна быть произведена замена или
ремонт резервуара.

Резервуары для хранения хладона 13В1 и хладона 12В1 (в тексте Конвенции СОЛАС-74/78 употребляются термины галон-1301 и галон-1211, соответственно) должны подвергаться внутренне­му осмотру после ремонта, а также после выпуска хладона, если возраст резервуара превышает 5 лет.

Должно быть проверено наличие необходи­мого количества хладона в резервуаре. Качество хладона должно подтверждаться документами компетентного органа.

Проверка системы в действии может быть произведена пуском сжатого воздуха.

15.3.9. При освидетельствовании системы
углекислотного тушения должны быть осмо­
трены клапаны углекислотных баллонов, предо­
хранительные устройства и контрольные приспо­
собления, указывающие на срабатывание предох­
ранительного устройства, звуковое сигнальное
устройство, средства индивидуального, группо­
вого и дистанционного открытия клапанов бал­
лонов, невозвратные клапаны между баллонами
и сборными коллекторами. При осмотре балло-


Часть П. Технический надзор за судами в эксплуатации в соответствии с Правилами Регистра 65


нов должно быть проверено наличие углекислого газа по акту о взвешивании или замеру другим одобренным способом, предъявляемому админ­истрацией судна. Общее количество углекислого газа должно быть не менее расчетного (10%); при этом увеличение количества газа в каждом бал­лоне более 0,5 кг не допускается.

Пробное давление гидравлических испытаний баллонов и трубопроводов устанавливается со­гласно табл.15.5.3. Гидравлическому испытанию должно подвергаться не менее 10% баллонов не реже одного раза в 10 лет.

Гидравлические испытания резервуаров мо­гут быть потребованы по результатам внутрен­него освидетельствования. Если возраст резервуара превышает 5 лет, он должен предъявляться к освидетельствованию в случае его опорожнения (после пуска системы).

Проверка системы в действии может быть произведена пуском сжатого воздуха.

Внутреннее освидетельствование баллонов должно проводиться, начиная со второго очеред­ного и далее при каждом втором очередном освидетельствовании судна.

Внутреннее освидетельствование резервуаров системы углекислотного тушения низкого давле­ния должно проводиться для резервуаров, срок службы которых превышает 5 лет. Гидравличес­кие испытания должны проводиться по результа­там внутренних освидетельствований (выпуск углекислоты перед испытаниями обязателен).

Поверхность резервуара под изоляцией долж­на подвергнуться выборочной проверке на на­личие коррозии. Удаление изоляции, если это необходимо, должно проводиться в соответствии с процедурой, рекомендованной изготовителем резервуара.

В обоснованных случаях, в зависимости от срока службы, результатов освидетельствований, произведенных ремонтов и замен, инспектор может потребовать проверку предохранительных клапанов резервуара (см. 3.8.3.3 части VI «Про­тивопожарная защита Правил классификации и постройки морских судов).

15.3.10. Системы сигнализации обнаружения пожара и предупреждения о пуске средств пожа­ротушения подлежат проверке в действии. Про­веркой устанавливается исправность автома­тической сигнализации обнаружения пожара в защищаемых помещениях при срабатывании из-вещателей теплового или дымового типов, а также ручных извещателей. Проверяется работа звуковой и световой сигнализации предупрежде­ния о пуске систем объемного тушения, при этом проверяется срабатывание блокировок включе­ния сигнализации при ручном и дистанционном


пуске (независимо от того, откуда производится пуск).

15.3.11. При освидетельствовании системы порошкового тушения резервуары для хранения порошка должны быть подвергнуты внутреннему освидетельствованию судна, начиная со второго очередного.

Количество порошка в резервуарах должно быть подтверждено соответствующим актом.

Проверка системы в действии может быть произведена сжатым воздухом.

При осмотре баллонов газа-носителя должно быть проверено наличие газа по акту о взвеши­вании (или по замеру другим одобренным спосо­бом), предъявленному администрацией судна. Количество газа-носителя должно быть не менее требуемого для однократного выпуска порошка из резервуара.

15.4. Ежегодное освидетельствование

15.4.1. При ежегодном освидетельствовании
судна (см. 15.1.3) системы пожаротушения, по­
жарной сигнализации и дистанционного управле­
ния противопожарными дверями проверяются в
действии с целью определения их исправности и
готовности к немедленному использованию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: