15.3.1. При осмотре конструкций противопо
жарной защиты должно быть проверено состоя
ние изоляции; в необходимых случаях может
быть потребовано вскрытие отдельных участков
зашивки и изоляции.
При наружном осмотре резервуаров с хладоном или углекислотой необходимо проверить состояние арматуры, манометров, наружных поверхностей и крепления резервуаров, их изоляции, исправность автоматики и защиты (при наличии). Дефекты, причина возникновения которых не может быть установлена осмотром, могут служить основанием для проведения внутреннего освидетельствования или гидравлического испытания. Должна быть проверена исправность закрытий дверей, шахт, вентиляционных каналов, кольцевых пространств дымовых труб, световых люков и других отверстий грузовых, машинных и насосных помещений и их приводов (см. 2.1.4.1 части VI «Противопожарная защита» Правил классификации и постройки морских судов).
15.3.2. При освидетельствовании и проверке в
действии систем пожаротушения должна быть
проверена их готовность к немедленному исполь
зованию, сохранение регламентированных харак
теристик и исправность систем.
|
|
15.3.3. При проверке в действии водопожар-
ной системы должна быть проверена исправность
дистанционного пуска насосов, в том числе и
аварийного, пожарные рукава с присоединитель
ной арматурой должны быть проверены под
давлением в соответствии с 15.5.1. При положи
тельных результатах (отсутствии водотечности
рукавов, изготовление присоединительной арма-
Руководство по техническому надзору за судами в эксплуатации
туры из допущенных Регистром материалов) на рукава с присоединительной арматурой должен быть оформлен Акт (форма 6.3.10), при этом в Акте должно быть указано, что рукава отмарки-рованы.
Если на судах, построенных до 1 сентября 1984 г., в качестве аварийного пожарного насоса применяется мотопомпа, то при освидетельствовании следует убедиться, что:
комплектация мотопомпы соблюдается, т.е. имеются в наличии приемные и выкидные рукава, ручные стволы, разветвительная гайка для их присоединения; тип рукавов соответствует принятому на судне для водопожарной системы; имеется инструмент, приспособления, инструкции согласно спецификации завода-изготовителя;
если мотопомпа хранится на палубе, то она находится в легко доступном специальном шкафу или ящике; если мотопомпа хранится в помещении, то оно выгорожено стальными переборками и не является смежными с жилыми помещениями и машинным отделением, либо выгорожено конструкциями типа А-60, отделяющими его от машинного отделения;
топливо (бензин) хранится в кладовой легковоспламеняющихся материалов;
|
|
двигатель легко и быстро запускается; самовсасывающее устройство надежно работает и обеспечивается подача воды через ручные стволы.
15.3.4. При проверке в действии спринклерной
системы должны быть проверены:
работа контрольно-сигнальных устройств каждой секции при вскрытии спринклера или специального пробного крана;
подача светового и звукового сигналов тревоги при вскрытии любого спринклера в секции;
работа устройств автоматического поддержания давления и контроля уровня воды в пневмо-гидравлической цистерне;
автоматический пуск насоса и компрессора при падении давления.
Пневмогидравлическая цистерна должна быть подвергнута наружному и внутреннему осмотру. Внутреннее освидетельствование должно проводиться при каждом очередном освидетельствовании судна, начиная со второго.
15.3.5. При освидетельствовании системы
пенотушения должно быть проверено наличие
необходимого количества пенообразователя. Ре
зервуары для хранения пенообразователя
должны быть подвергнуты внутреннему осмотру
при каждом очередном освидетельствовании суд
на начиная со второго.
15.3.6. При проверке в действии системы
водораспыления должна быть проверена исправ-
ность приводов дистанционного управления запорными клапанами и автоматическое включение насоса при падении давления в системе.
15.3.7. При освидетельствовании системы ин
ертных газов должны быть осмотрены невоз
вратные клапаны и огнепреградители на
трубопроводах, подающих газ в танки нефтена
ливных судов.
При проверке в действии пробным пуском газа в охраняемые помещения проверяется исправность пускорегулирующей аппаратуры и приборов автоматического контроля за состоянием газа с аварийной звуковой и световой сигнализацией, дыхательные и предохранительные клапаны.
15.3.8. При освидетельствовании системы
тушения хладоном 114В2 должны быть осмо
трены резервуары для хранения хладона. Вну
треннее освидетельствование резервуаров
должно проводиться при каждом очередном
освидетельствовании судна, начиная со второго.
При освидетельствовании особое внимание сле
дует обращать на посадочные места клапанных
головок, арматуры, крышек пазов и других мест,
где наиболее вероятно появление дефектов: кор
розионного разъедания, трещин и т.п. При об
наружении значительного износа должно быть
потребовано определение остаточной толщины
стенки резервуара. Если средний износ стенок
резервуаров, определенный по нескольким заме
рам, превышает 10% от первоначальной то
лщины, должна быть произведена замена или
ремонт резервуара.
Резервуары для хранения хладона 13В1 и хладона 12В1 (в тексте Конвенции СОЛАС-74/78 употребляются термины галон-1301 и галон-1211, соответственно) должны подвергаться внутреннему осмотру после ремонта, а также после выпуска хладона, если возраст резервуара превышает 5 лет.
Должно быть проверено наличие необходимого количества хладона в резервуаре. Качество хладона должно подтверждаться документами компетентного органа.
Проверка системы в действии может быть произведена пуском сжатого воздуха.
15.3.9. При освидетельствовании системы
углекислотного тушения должны быть осмо
трены клапаны углекислотных баллонов, предо
хранительные устройства и контрольные приспо
собления, указывающие на срабатывание предох
ранительного устройства, звуковое сигнальное
устройство, средства индивидуального, группо
вого и дистанционного открытия клапанов бал
лонов, невозвратные клапаны между баллонами
и сборными коллекторами. При осмотре балло-
Часть П. Технический надзор за судами в эксплуатации в соответствии с Правилами Регистра 65
нов должно быть проверено наличие углекислого газа по акту о взвешивании или замеру другим одобренным способом, предъявляемому администрацией судна. Общее количество углекислого газа должно быть не менее расчетного (10%); при этом увеличение количества газа в каждом баллоне более 0,5 кг не допускается.
|
|
Пробное давление гидравлических испытаний баллонов и трубопроводов устанавливается согласно табл.15.5.3. Гидравлическому испытанию должно подвергаться не менее 10% баллонов не реже одного раза в 10 лет.
Гидравлические испытания резервуаров могут быть потребованы по результатам внутреннего освидетельствования. Если возраст резервуара превышает 5 лет, он должен предъявляться к освидетельствованию в случае его опорожнения (после пуска системы).
Проверка системы в действии может быть произведена пуском сжатого воздуха.
Внутреннее освидетельствование баллонов должно проводиться, начиная со второго очередного и далее при каждом втором очередном освидетельствовании судна.
Внутреннее освидетельствование резервуаров системы углекислотного тушения низкого давления должно проводиться для резервуаров, срок службы которых превышает 5 лет. Гидравлические испытания должны проводиться по результатам внутренних освидетельствований (выпуск углекислоты перед испытаниями обязателен).
Поверхность резервуара под изоляцией должна подвергнуться выборочной проверке на наличие коррозии. Удаление изоляции, если это необходимо, должно проводиться в соответствии с процедурой, рекомендованной изготовителем резервуара.
В обоснованных случаях, в зависимости от срока службы, результатов освидетельствований, произведенных ремонтов и замен, инспектор может потребовать проверку предохранительных клапанов резервуара (см. 3.8.3.3 части VI «Противопожарная защита Правил классификации и постройки морских судов).
15.3.10. Системы сигнализации обнаружения пожара и предупреждения о пуске средств пожаротушения подлежат проверке в действии. Проверкой устанавливается исправность автоматической сигнализации обнаружения пожара в защищаемых помещениях при срабатывании из-вещателей теплового или дымового типов, а также ручных извещателей. Проверяется работа звуковой и световой сигнализации предупреждения о пуске систем объемного тушения, при этом проверяется срабатывание блокировок включения сигнализации при ручном и дистанционном
|
|
пуске (независимо от того, откуда производится пуск).
15.3.11. При освидетельствовании системы порошкового тушения резервуары для хранения порошка должны быть подвергнуты внутреннему освидетельствованию судна, начиная со второго очередного.
Количество порошка в резервуарах должно быть подтверждено соответствующим актом.
Проверка системы в действии может быть произведена сжатым воздухом.
При осмотре баллонов газа-носителя должно быть проверено наличие газа по акту о взвешивании (или по замеру другим одобренным способом), предъявленному администрацией судна. Количество газа-носителя должно быть не менее требуемого для однократного выпуска порошка из резервуара.
15.4. Ежегодное освидетельствование
15.4.1. При ежегодном освидетельствовании
судна (см. 15.1.3) системы пожаротушения, по
жарной сигнализации и дистанционного управле
ния противопожарными дверями проверяются в
действии с целью определения их исправности и
готовности к немедленному использованию.