Опыт 1. Условия выпадения осадка
В две пробирки внести по 2-3 капли раствора FeSO4. В одну из них добавить такой же объем сероводородной воды, а в другую – раствор (NH4)2S. В каком случае выпадает осадок? Используя правило произведения растворимости, объяснить наблюдаемое явление. Для протекающего процесса написать ионные уравнения реакции.
Опыт 2. Дробное осаждение
В две пробирки налить 2-3 капли AgNO3. В первую пробирку добавить хлорид калия, во вторую хромат калия по 2-3 капли. Отметить цвета образовавшихся осадков. Написать ионно-молекулярные уравнения протекающих реакций, выражение ПР для полученных осадков. Определить, какое из полученных веществ наименее растворимо? Какое будет в первую очередь выпадать в осадок из раствора, содержащего ионы С1-, CrO42-, Ag+ в равных концентрациях?
Проверить предположение опытом. В пробирку внести по 2-3 капли раствора хлорида калия и хромата калия, добавить 5-6 капель воды и перемешать раствор. По каплям прибавить в него 1-2 капли нитрата серебра. Что наблюдается? С какими ионами в первую очередь реагируют ионы серебра? Какое вещество при этом образуется? Добавит в раствор ещё по каплям нитрат серебра. Что происходит?
Опыт 3. Сравнение полноты осаждения ионов различными осадителями
В пробирке смешать 4 капли нитрата свинца и 6 капель хлорида калия. Полученный осадок отфильтровать. Фильтрат разделить на две части. К первой части добавить 2-3 капли хлорида калия, ко второй части 2-3 капли иодида калия. Что наблюдается?
Написать ионные уравнения реакций образования полученных солей свинца. На основании опыта сделать вывод о сравнительной величине растворимости этих солей. Проверить свое заключение по табличным данным.
Опыт 4. Условия растворения осадков
а) Влияние величины произведения растворимости на растворение осадков.
В три пробирки налить2-3 капли нитрата серебра. В первую добавит 2-3 капли хлорид калия, во вторую –2-3 капли бромид калия, в третью – 2-3 капли иодид калия. Отметить цвета полученных осадков. К осадкам в каждую пробирку добавить по 2-3 капли раствора аммиака. Размешать содержимое пробирок стеклянной палочкой. В каком случае осадок растворяется быстро? Осадок какого вещества практически не растворяется?
Написать уравнения образования и растворения осадков, с учетом того, что при растворении образуется комплексное соединение, содержащее комплексный ион [Ag(NH3)2]+. Записать выражения произведения растворимости для образовавшихся галогенидов и указать их числовые значения.
б) Влияние концентрации ионов на растворение осадков.
В две пробирки налить 2-3 капли оксалата аммония. В каждую пробирку добавить 2-3 капли хлорида кальция. В одну пробирку с образовавшимся осадком добавить 2-3 капли соляной кислоты, во вторую – 2-3 капли уксусной кислоты. Что происходит?
Написать ионные уравнения протекающих процессов и выражения произведения растворимости. Почему осадок оксалата кальция не растворяется в уксусной кислоте и растворяется в соляной?
Опыт 5. Переосаждение малорастворимых веществ
а) Получение сульфида свинца (II) из сульфата свинца (II).
В пробирку внести 2 капли раствора ацетата свинца (II) и прибавить 3 капли раствора сульфата натрия. Осадок какого вещества образовался? Написать ионно-молекулярные уравнения.
Осадку дать отстояться и кусочками фильтровальной бумаги или пипеткой отобрать жидкую фазу. К осадку добавить 3-4 капли сульфида аммония и перемешать осадок стеклянной палочкой. Как изменился цвет осадка? Какое вещество образовалось?
Написать выражения произведения растворимости и их числовые значения. Объяснить переход одного осадка в другой.
б) Получение хромата свинца из сульфата свинца.
В пробирку внести 2 капли раствора ацетата свинца (II) и прибавить 3 капли раствора сульфата натрия. Осадок какого вещества образовался? Написать ионно-молекулярные уравнения.
Осадку дать отстояться и кусочками фильтровальной бумаги или пипеткой отобрать жидкую фазу. К осадку добавить 3-4 капли хромата калия и перемешать осадок стеклянной палочкой. Как изменился цвет осадка? Какое вещество образовалось?
Написать выражения произведения растворимости и их числовые значения. Объяснить переход одного осадка в другой.