на предстоящий период, основные макроэкономические параметры прогноза социально-экономического развития на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов
Основные параметры макроэкономического прогноза городского округа «город Дербент» на 2014 и плановый период 2015 и 2016 годов разработаны на основе анализа социально-экономического развития города за предыдущий период, а также итогов социально-экономического развития города за первое полугодие 2013 года, прогнозной оценки до конца текущего года и тенденций изменения условий развития на краткосрочную и среднесрочную перспективы.
Основной целью социально-экономического развития Дербента в период до 2016 года является повышение благосостояния, уровня и качества жизни населения.
Основными задачами в 2014 - 2016 годах являются:
реализация Указа Президента Российской Федерации «О праздновании 2000-летия основания г. Дербента Республики Дагестан» от 21 ноября 2012 года № 1559;
реализация положений Указов Президента РФ от 7 мая 2012 г. №№ 596-606.
Приоритетными направлениями деятельности на 2014-2016 годы являются:
- реализация торгово-транспортно-логистического комплекса по развитию транспортной сети городского округа «город Дербент»;
- строительство, реконструкция и модернизация сетей и объектов коммунальной инфраструктуры;
- строительство (реконструкция) и модернизация сетей и объектов водоснабжения;
- проведение ремонтно-реставрационных работ цитадели «Нарын-Кала», крепостных стен и других памятников всемирного наследия.
- завершение строительства Самурского водопровода для водоснабжения г. Дербента и прилегающих сельских населенных пунктов;
- строительство (реконструкция) и модернизация сетей и объектов водоотведения;
- строительство новых мощностей городских очистных сооружений;
- строительство мусороперерабатывающего предприятия и полигона по утилизации бытовых отходов;
- реализация Стратегии «Прибрежный Дагестан» по организации производства солнечных модулей на базе Дагестанского НИИ «Волна»;
- строительство, реконструкция и модернизация объектов образования;
- завершение строительства Азербайджанского государственного драматического театра;
- реконструкция Государственного табасаранского драматического театра;
- организация деятельности по созданию особой экономической зоны туристко-рекреационного типа на территории городского округа с вхождением в Северокавказский туристический кластер;
- организация деятельности по созданию туристско-рекреационного комплекса «Нарын-Кала».
В ближайшее время администрации городского округа «город Дербент» необходимо сосредоточить усилия на устранение основных проблем и решению задач на среднесрочную перспективу. К ним относятся:
1. Административные границы города.
Вопрос об урегулировании административных границ городского округа и обеспечения его территориальной целостности, в настоящее время, является самым актуальным для развития Дербента. Необходимо продолжить эту работу.
2. Разработка каменных карьеров.
В настоящее время в городской черте действует 19 каменных карьеров, общей площадью более 72 гектаров, которая выведена из хозяйственного оборота городского округа. Считаем, что в черте города Дербента впредь не допустимо осуществление хозяйственной деятельности, связанной с разработками каменных карьеров.
3. Земли зональной опытной станции.
В границах г. Дербента расположен земельный участок площадью 201 га, являющийся федеральной собственностью и находящийся в пользовании Дагестанской селекционной опытной станции виноградарства и овощеводства.
Проверкой установлено, что эта земля используется неэффективно и не по целевому назначению, также подтвердила сокращение ее площади в результате незаконного изъятия земель. В настоящее время фактически в ведении опытной станции осталось всего 147 га земель.
Нам необходимо настойчиво отстаивать интересы города в этом вопросе.
4. Строительство селезащитных инженерных сооружений.
Расположение города в опасной зоне схода селевых потоков со склона Джалганского хребта в период сильных атмосферных осадков регулярно подвергает город стихийным воздействиям.
Особенно опасными становятся селевые потоки в результате роста активной хозяйственной деятельности организаций и физических лиц на указанном склоне, а также незаконной застройки естественных ливнепропусков по всей протяженности западной части города.
Это наиважнейший вопрос. Самый древний город России нуждается в защите от стихии.
В декабре 2012 г. нами внесено для согласования в Министерство экономики РД техническое задание на проектирование сооружений по инженерной защите г. Дербента и сел. Сабнова Дербентского района. До сих пор по данному вопросу решение не принято. Более того, предназначенные на эти цели средства в объеме 550 млн. руб. остаются в МЧС России невостребованными.
5.Строительство объездной дороги «Геджух-Дарваг-Джалган».
Проложенный в 70-е годы прошлого столетия тоннель под исторической частью города, предназначался для транзитного транспортного сообщения по федеральной автодороге М-29 «Кавказ», проходившей в то время по окраине города.
Интенсивность транспортного потока за этот период увеличилась в десятки раз и составляет на сегодняшний день от 10 до 20 тысяч транспортных единиц в сутки. Ежегодные социально-экономические потери от дорожно-транспортных происшествий, превышают десятки млн. рублей.
К тому же, при проектировании данного сооружения, не были учтены факторы увеличения грузоподъемности большегрузных автомобилей. Все это оказывает разрушительное воздействие на крепостную стену, цитадель «Нарын-Кала» и другие памятники всемирного наследия.
Одним из вариантов решения данной проблемы, является строительство объездной дороги «Геджух- Дарваг- Джалган» длиной 44 км.
6.Перенос таможенных складов.
Расположенные в городе таможенные терминалы (склады временного хранения) приводят к существенному повышению загруженности внутригородских улиц, создают пробки на дорогах, а в ряде случаев полностью их парализуют. Интенсивное движение большегрузного автотранспорта, из-за высоких нагрузок на асфальтобетонное покрытие, полностью разбивает городские дороги.
Кроме того, скопление огромного количества автотранспорта в зоне таможенного контроля, оказывает негативное влияние на экологическую ситуацию в городе, что отрицательно сказывается на самочувствии горожан.
С целью снижения нагрузки на транспортную инфраструктуру города, обеспечения безопасности дорожного движения, необходимо перенести таможенные терминалы за черту города Дербента.
7.Строительство очистных сооружений.
Недостаточная мощность очистных сооружений. При расчетной потребности в переработке и очистке 100 тыс. куб. метров, существующие очистные сооружения после реконструкции выйдут на мощность очистки 25 тыс. куб. метров сбросов в сутки. Необходимо строительство второй очереди очистных сооружений мощностью не менее 80 тыс. куб. метров.
8.Строительство полигона для твердых бытовых отходов.
Загрязнение территории города отходами производства и потребления является серьезной проблемой, решение которой оказалось чрезвычайно сложной. Особая специфика здесь проявляется в возможном сосредоточении в этих отходах практически всего многообразия веществ и материалов, встречающихся в природе и искусственно создаваемых человеком. На территории города, как в целом и в республике, отсутствуют специализированные объекты для переработки и захоронения опасных отходов. Необходимо принять срочные меры по закрытию (рекультивации) существующего мусорного полигона, где круглые сутки сжигают бытовые отходы, и перенести его на отдаленное от города безопасное место.
Для Дербента – это одно из главных приоритетных направлений деятельности городской администрации. С этим связано будущее, прежде всего снятие экологических проблем и охрана окружающей среды.
Необходимо ускорить выделение земельного участка под строительство нового полигона.
9.Водоснабжение города.
В городе Дербенте отсутствует круглосуточная подача питьевой воды. Строительство Самур-Дербентского водовода ведется с 1986 года. Остаток финансирования для ввода в эксплуатацию этого объекта составляет порядка 400 млн. рублей в действующих ценах. На этот год данный объект включен на завершение.
10. Ликвидация последствий стихии (с 9 на 10 октября 2012 г.).
Восстановление ул. Мамедбекова и Магальной части.
В ночь с 9 на 10 октября 2012 года на территории города Дербент прошли аномальные ливневые осадки, сопровождавшиеся сходом селевых потоков. Стихией был нанесен значительный ущерб объектам жизнеобеспечения города, имуществу и домовладениям граждан. На территории города был введен режим чрезвычайной ситуации.
Вопросы восстановления разрушенных объектов жилищно-коммунального хозяйства и обеспечения условий жизнедеятельности населения постоянно находились под контролем Президента и Правительства Республики Дагестан, по ним проведено более десяти совещаний, даны соответствующие поручения.
Во исполнение протокольных поручений Президента Республики Дагестан (№19-11 от 10, 13 и 22 октября 2012 г.) и Председателя Правительства Республики Дагестан (№ 10-06 от 15.10.2012, 29.10.2012, 07.11.2012 г., №19-11 от 30.11.2012 г.), администрацией городского округа «город Дербент» совместно с органами государственной власти проведена большая работа по ликвидации последствий стихийного бедствия.
Большой объем работ проводится по восстановлению инженерной инфраструктуры и дорожного покрытия полностью разрушенной улицы им. Мамедбекова и Магальной части города. Подготовлен соответствующий проект контракта с подрядной организацией на выполнение указанных работ.
Однако подписание контракта не представляется возможным в связи с неопределенностью с источником финансирования этих работ.
В ходе обсуждения данного вопроса на совещании, Президентом Республики Дагестан было поручено Правительству РД выступить гарантом по оплате восстановительных работ по ул. им. Мамедбекова и Магальной части города. Это было подтверждено и Председателем Правительства Республики Дагестан на выездном совещании в г. Дербенте 30.11.2012 года, но гарантийные обязательства не были документально оформлены из-за отсутствия разработанной проектно-сметной документации и расчета потребности в финансовых средствах.
В настоящее время проектно-сметная документация разработана, потребность в средствах составляет порядка 240 млн. рублей.
Необходимо дать поручения соответствующим министерствам о подготовке предложений по определению источников финансирования восстановительных работ по ул.им. Мамедбекова и Магальной части города.
Строительство насосной станции.
В результате стихии, насосная станция «Кырхляр», обеспечивающая питьевой водой верхнюю историческую часть города с населением около 15 тыс. чел. полностью разрушена. Собственными силами города в недельный срок была восстановлена подача воды в этом микрорайоне по временной схеме.
Однако из-за дефицита городского бюджета восстановление этого жизненно важного социального объекта не представляется возможным.
В соответствии с протоколами выездных совещаний у Президента РД М.М. Магомедова от 13 октября 2012 г. № 19-11 и Председателя Правительства РД М.И. Абдуллаева от 30 ноября 2012 г. № 10-06 были даны конкретные поручения по строительству и финансированию новой насосной станции в этом микрорайоне. Вопрос не решен.
11. Завершение строительства ОСШ № 15.
В апреле 2007 года средняя школа № 15 города Дербента в результате пожара полностью сгорела. Вследствие чего учащиеся и педагогический коллектив учреждения оказались разбросанными по другим общеобразовательным учебным заведениям города.
Администрация городского округа в свое время неоднократно обращалась в Правительство Республики Дагестан с обращениями об оказании помощи в строительстве новой школы.
В то же время, в адрес Президента Российской Федерации и другие инстанции продолжают поступать обращения от учащихся, учительского коллектива, а также родительского комитета с убедительными просьбами по завершению строительства данной школы.
Строительство объекта начато в 2007 году за счет средств городского бюджета. В 2009 году на строительство учебного корпуса школы профинансированы за счет бюджета городского округа средства в объеме 90 млн. рублей. Остаток сметной стоимости для завершения объекта в текущих ценах составляет 159 млн. рублей.
С учетом сложившейся ситуации завершение строительных работ по вводу данного объекта собственными силами городских властей представляется крайне затруднительным.
Для ввода в эксплуатацию только учебного корпуса с пищеблоком необходимы финансовые средства в размере 40 млн. рублей.
Необходимо решить вопрос о выделении средств из республиканского бюджета для данного социально значимого объекта в текущем финансовом году.
12.Завершение реконструкции Азербайджанского театра.
Реконструкция Азербайджанского государственного драматического театра в г. Дербенте начата в 2001 году. Заказчиком была определена администрация городского округа «город Дербент».
В 2001-2002 годах были проведены работы по сносу ветхих строений, строительству зрительного зала и пристройки сценических помещений первого и второго этажей театра.
В феврале 2003 г. распоряжением Правительства Республики Дагестан от 3 февраля 2003 г. №31-р объект был передан управлению капитального строительства при Правительстве Республики Дагестан. С момента передачи строительные работы на объекте практически не велись.
В преддверии празднования юбилея города Дербента Азербайджанский государственный театр, как объект приоритетного национально-культурного значения, необходимо завершить. Скорейшее завершение реконструкции театра является общественно значимым политическим событием.
13.Исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21 ноября 2012 г. № 1559 «О праздновании 2000-летия основания г. Дербента Республики Дагестан».
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации о праздновании 2000-летия основания г. Дербента, Администрацией городского округа «город Дербент» совместно с Министерством экономики Республики Дагестан подготовлен проект Плана основных мероприятий, связанных с подготовкой и проведением 2000-летия основания г. Дербента Республики Дагестан в 2015 году.
Утверждение этого Плана Правительством России и дальнейшая его реализация до 2015 года во взаимодействии с заинтересованными республиканскими и федеральными органами исполнительной власти является главной задачей администрации города на ближайшую перспективу.
14.Включение города Дербента в состав Северо-Кавказского туристического кластера и создание особой экономической зоны туристка-рекреационного типа на территории города.
Подводя итоги необходимо отметить, что реализация намеченных нами мероприятий позволит достигнуть к началу 2016 года следующих основных макроэкономических показателей: валового регионального продукта - 14,5 млрд. руб.; объема отгруженной промышленной продукции - 5,8 млрд. руб.; розничного товарооборота – 33,0 млрд. рублей.
Объем собственных доходов по налогам и сборам достигнет до 439,3 млн. рублей.
Таковы основные показатели прогноза социально-экономического развития города Дербента на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016годов.
Реализация намеченных показателей социально-экономического развития города и запланированных мероприятий находится под постоянным контролем со стороны руководства администрации городского округа.
Предусматривается ежеквартальный мониторинг реализации государственных, отраслевых и региональных программ. По выполнению основных показателей будет подводиться рейтинговая оценка социально-экономического развития города.