Экспертные ошибки 16 страница

Возможны и более грубые ошибки, когда на разрешение эксперта ставятся вопросы, далеко выходящие за пределы его компетенции, или для ответов на вопросы вообще не требуется специальных знаний.

Типичным является следующий пример.

По уголовному делу о мошенничестве была назначена судебно-бухгалтерская экспертиза, на разрешение которой вынесены вопросы:

1) Какое количество нефти в период с февраля по май 2004 г. получило ООО "X" от ОАО "Y"?

2) Кому, когда и как указанная нефть, полученная ООО "X", была реализована?

3) Какими документами подтверждается получение нефти в период с февраля по май 2004 г. ООО "X" от ОАО "Y" (договоры, акты приема-передачи нефти)?

4) Как и кем произведена оплата за нефть?

5) Каким образом и кем полученная ООО "X" нефть переработана в нефтепродукты?

6) Причинен ли материальный ущерб ОАО "Y", в каком размере?

Совершенно очевидно, что первые четыре вопроса не относятся к предмету судебно-бухгалтерской экспертизы, да и вообще не требуют для своего решения проведения исследования с применением специальных знаний, которое является необходимым атрибутом судебной экспертизы. Все интересующие следователя данные либо содержатся в материалах дела, либо могут быть получены путем производства запросов в соответствующие организации. Если документы, обосновывающие те или иные хозяйственные операции, не представляются, они могут быть получены путем производства таких следственных действий, как выемка или обыск. Далее при производстве судебно-бухгалтерской экспертизы может быть проверена полнота отражения в бухгалтерских документах операций приема, хранения, реализации товарно-материальных ценностей, поступления и расходования денежных средств.

Что касается пятого вопроса, то, если следствие интересуют технология переработки, выходы (объемы) готовых нефтепродуктов, это решается при осуществлении судебной инженерно-технологической экспертизы. Если же имеется в виду, сколько и каких нефтепродуктов получено по документам отчетности, то этот вопрос опять-таки не является экспертным, поскольку не требует исследования с использованием специальных знаний: информация может быть получена непосредственно из документов.

Неправомерность постановки шестого вопроса очевидна, поскольку вопрос о величине ущерба требует оценки всех имеющихся по делу доказательств, и, следовательно, его решение является прерогативой следствия и суда. В данном случае деяние квалифицируется как мошенничество (ч. 3 ст. 159 УК). Крупный размер ущерба является здесь квалифицирующим признаком.

Заметим, что, несмотря на очевидность вышеизложенного, только после выступления специалиста в суде данная судебная экспертиза была исключена из доказательств.

5. Указание на материалы, которые необходимо предоставить в распоряжение эксперта, например протоколы осмотра места происшествия и некоторых вещественных доказательств, схемы, планы, документы, полученные при выемке, и проч.

Согласно процессуальному законодательству и ФЗ ГСЭД эксперт вправе знакомиться с материалами дела, но это право ограничено предметом экспертизы. Эксперт не должен собирать доказательства и выбирать, что ему исследовать, например анализировать свидетельские показания, иначе могут возникнуть сомнения в объективности и обоснованности заключения.

Поясним это на примере.

По гражданскому делу для производства судебно-бухгалтерской экспертизы в распоряжение экспертов предоставлялся системный блок персонального компьютера из бухгалтерии ООО "Z". Эксперт в своем заключении указывает, что выводы делались на основании анализа данных 1С-бухгалтерии (программы, посредством которой вели бухгалтерский учет в организации). Однако исследование программного обеспечения и баз данных не относится к предмету судебно-бухгалтерской экспертизы. Для этого должна была быть назначена судебная компьютерно-техническая экспертиза:

1) программно-компьютерная - для установления, какое программное обеспечение имеется на данном компьютерном устройстве и работает ли оно в штатном режиме;

2) информационно-компьютерная экспертиза (данных), в ходе которой можно было бы установить, какие базы данных имеются на жестком диске системного блока.

В определении суда о назначении судебно-бухгалтерской экспертизы и предоставленных в распоряжение экспертов материалах даже не упоминалось, какого рода программное обеспечение было в системном блоке, функционировало ли оно в штатном режиме. Из заключения следовало, что эксперты-бухгалтеры сами обнаружили данное программное обеспечение и проанализировали его работу. При этом были выявлены базы данных, содержащие ряд документов бухгалтерской отчетности. Фактически, анализируя содержание жесткого диска системного блока, эксперты собирали доказательства и выбирали, что им исследовать, и тем самым подменяли субъекта, назначившего экспертизу. Сведений о том, как подключался системный блок, какие с ним производили манипуляции, в экспертном заключении не содержалось. Это и неудивительно, поскольку эксперты-бухгалтеры не располагают необходимыми для этого специальными знаниями. В итоге возникшие сомнения в объективности и обоснованности заключения привели к исключению его из доказательств. Назначить судебную компьютерно-техническую экспертизу после неизвестных манипуляций экспертов-бухгалтеров с системным блоком, в ходе которых могли произойти необратимые изменения хранившейся в нем информации, арбитражный суд счел нецелесообразным.

Если специалист привлекается следователем и судом для консультации по уже произведенной судебной экспертизе, он, помимо указанных выше вопросов, рассматривает:

1) достаточность объектов и образцов для сравнительного исследования для дачи заключения, которая определяется с точки зрения используемых экспертных методик.

Например, при производстве судебной пищевой экспертизы колбасного фарша из котла был взят образец фарша. Однако согласно методике исследования полагается изымать не один образец, а среднюю пробу, получаемую при отборе нескольких образцов из разных участков массы вещества, которые затем смешиваются и от этой смеси отбирается определенная часть, представляющая собой среднюю пробу.

Или другой пример. При производстве судебной фоноскопической экспертизы в негосударственном учреждении исследованию подвергалась фонограмма разговора нескольких лиц с мужскими голосами, в том числе братьев, обладающих близкими характеристиками речеобразующего тракта, говорящих на грузинском языке. Однако эксперты не имели сравнительных образцов голосов обоих братьев. Поэтому специалист, дававший показания в суде, заключил, что нельзя достоверно и точно установить порог межиндивидуальной и интериндивидуальной вариативности речевых характеристик каждого из братьев;

2) методы, использованные при производстве судебной экспертизы, оборудование, с помощью которого реализованы эти методы (точность и воспроизводимость метода, обеспечены ли метрологический контроль и поверка оборудования, его юстировка и калибровка);

3) научную обоснованность экспертной методики, граничные условия ее применения, допустимость применения избранной методики в данном конкретном случае. Например, при производстве судебной металловедческой экспертизы медного кабеля со следами оплавления, проложенного в металлорукаве, эксперт использовал методику, предназначенную для проводов с медными жилами, проложенных открыто, что недопустимо. Поэтому результаты такой экспертизы являются недостоверными;

4) обоснованность выводов эксперта, взаимосвязь и взаимообусловленность выводов и исследовательской части экспертного заключения.

Весьма частой является ситуация, когда выводы эксперта голословны и не опираются на произведенные исследования. Особенно это характерно для инженерно-технических судебных экспертиз.

Например, получив в качестве объекта исследования при производстве пожарно-технической экспертизы фрагменты электропроводки со следами оплавления, эксперт не производит анализа оплавлений. Он ограничивается констатацией факта наличия оплавления, которое предположительно могло быть вызвано коротким замыканием. Далее следует цитата из учебника физики, где указывается, что при коротком замыкании достигается высокая температура и может воспламениться изоляция. На основании этих предположений делается категорический, ничем не обоснованный вывод о механизме возникновения и развития пожара. Случаи, когда категорические выводы делаются не на основании исследований с использованием экспертных методик, но на базе только лишь предположений, нередки в судебно-экспертной практике.

Следует подчеркнуть, что если правом назначения судебной экспертизы в уголовном процессе обладают только следователь и суд, инициировать получение заключения специалиста может также защитник. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 53 УПК защитник вправе привлекать специалиста для дачи консультаций. Эти же права предоставляются защитнику, в качестве которого выступает адвокат, подп. 4 п. 3 ст. 6 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации".

Согласно ч. 4 ст. 271 УПК суд теперь не вправе отказать любой из сторон в удовлетворении ходатайства о допросе в судебном заседании лица в качестве специалиста, явившегося в суд по инициативе этой стороны, что, по нашему мнению, является залогом начала реальной состязательности сведущих лиц в суде по уголовным делам. Конечно, это всего лишь полумера на пути к реальной состязательности экспертов. Но здесь хотя бы косвенно признается, что оценка выводов судебной экспертизы с точки зрения научной обоснованности, достоверности и достаточности представляет слишком сложную задачу для следствия и суда.

К сожалению, небольшая судебная практика использования этой статьи (с 1 июля 2002 г.) уже показывает ее уязвимость. Многие судьи категорически не хотят признавать специалистами сотрудников негосударственных экспертных учреждений и частных экспертов и отказывают в их вызове. У специалистов, вызываемых по инициативе защиты, требуют множество подтверждений их компетентности, тогда как у специалистов со стороны обвинения, независимо от того, являются ли они сотрудниками государственных экспертных учреждений, никаких подтверждений компетентности не требуют.

Так, по делу о незаконном обороте наркотических веществ защита ходатайствовала о вызове в качестве специалиста частного эксперта, имеющего высшее химическое образование и стаж экспертной работы по исследованию наркотических веществ в государственном экспертном учреждении более 10 лет, автора ряда публикаций по данной проблеме. Он, по замыслу защиты, должен был прояснить некоторые моменты экспертного заключения, выполненного в государственном экспертном учреждении экспертом со стажем работы всего один год. Специалист был вызван в суд, но не допрошен, поскольку судья заявил, что невозможно проверить квалификацию этого лица, раз тот уже не является сотрудником государственного экспертного учреждения.

Неужели свои знания человек оставляет по старому месту работы вместе с мундиром сотрудника МВД? Полагаем, что имеет место грубое нарушение закона, ущемляющее права подсудимого.

По смыслу закона решение, обладает ли лицо специальными знаниями, должно приниматься стороной, вызвавшей специалиста для допроса. Суд может не согласиться с высказанной им точкой зрения, но не вправе отклонить саму возможность допроса этого лица. Очевидно, что эта норма закона нуждается в уточнении.

Глава 13. ЭКСПЕРТИЗЫ И ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ

ТАМОЖЕННОГО И НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Анализ норм, регламентирующих применение специальных знаний в таможенном и в налоговом законодательстве, показывает, что в этих сферах специальные знания используются при осуществлении проверочных процедур.

Субъектами применения специальных знаний при осуществлении операций таможенного контроля в соответствии с таможенным законодательством являются эксперт и специалист, а также само должностное лицо таможенного органа.

Согласно ст. 384 Таможенного кодекса РФ (далее - ТК) в необходимых случаях при проведении таможенного контроля для оказания содействия таможенным органам, в том числе при применении технических средств, может быть привлечен не заинтересованный в результатах таких действий специалист, обладающий специальными знаниями и навыками. В качестве специалиста могут привлекаться штатные сотрудники экспертно-криминалистической службы в составе региональных таможенных управлений, других государственных органов и иные сведущие лица. Если выполнение функций специалиста не входит в должностные обязанности данного лица, привлечение его в качестве специалиста осуществляется на договорной основе. Заметим, что согласно вышеуказанной статье ТК специалист привлекается не для дачи разъяснений или консультаций (постановки вопросов эксперту), как это предусмотрено УПК или ГПК, но исключительно для участия в совершении конкретных действий.

Специалист вправе:

1) знакомиться с материалами, относящимися к предмету действий, совершаемых с его участием;

2) с разрешения должностного лица таможенного органа задавать вопросы, относящиеся к предмету соответствующих действий, участникам таких действий;

3) знакомиться с документами, оформляемыми по результатам совершения действий при проведении таможенного контроля, в которых он принимал участие, и делать заявления или замечания по поводу совершаемых им действий, подлежащие занесению в такие документы.

Специалист обязан:

1) участвовать в совершении действий, требующих специальных знаний, давать пояснения по поводу совершаемых им действий;

2) удостоверить своей подписью факт совершения указанных действий, их содержание и результаты.

Информация, полученная специалистом при привлечении его к совершению действий по таможенному контролю и составляющая коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, а также иная конфиденциальная информация не должны им разглашаться, использоваться в иных целях, передаваться третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Расходы, возникшие у таможенных органов в связи с привлечением специалиста, возмещаются за счет федерального бюджета, за исключением случаев привлечения специалиста не по инициативе таможенных органов. Таможенные органы вправе привлекать в соответствии с законодательством РФ специалистов других правоохранительных или контролирующих органов для оказания содействия в проведении таможенного контроля (ст. 385 ТК). Расходы, связанные с привлечением специалистов других государственных органов, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей, возмещаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

При осуществлении операций таможенного контроля для разъяснения вопросов, требующих применения специальных знаний, может быть назначена экспертиза товаров, транспортных средств или документов, содержащих сведения о товарах и транспортных средствах либо о совершении операций (действий) в отношении их (ст. 378 ТК). Экспертиза проводится экспертами экспертно-криминалистической службы в составе региональных таможенных управлений или другими экспертами, назначаемыми таможенными органами. Отметим, что согласно ТК в качестве эксперта может быть назначено любое привлекаемое на договорной основе лицо, обладающее необходимыми специальными знаниями. При назначении экспертизы по инициативе декларанта либо иного заинтересованного лица указанные лица вправе представить таможенным органам предложения по кандидатуре эксперта.

Права и ответственность эксперта (ст. 381 ТК) корреспондируют с правами и ответственностью эксперта в процессуальных кодексах. При осуществлении операций таможенного контроля эксперт вправе:

1) знакомиться с материалами, относящимися к предмету экспертизы;

2) с согласия таможенного органа привлекать к производству экспертизы других экспертов;

3) запрашивать дополнительные материалы, необходимые для проведения экспертизы;

4) отказаться от дачи заключения, если предоставленные ему материалы являются недостаточными или если он не обладает необходимыми знаниями для проведения экспертизы. Сообщение о невозможности дать заключение представляется в таможенный орган, назначивший экспертизу, в письменной форме;

5) с разрешения таможенного органа участвовать в проведении конкретных действий при осуществлении таможенного контроля.

Полученная экспертом в ходе проведения экспертизы или при подготовке к ее проведению информация, составляющая коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, а также иная конфиденциальная информация не должны им разглашаться, использоваться в иных целях либо передаваться третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Эксперт подлежит административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 17.9 КоАП.

Должностное лицо таможенного органа с согласия начальника этого органа или его заместителя выносит постановление о назначении экспертизы, в котором указываются:

1) основания для проведения экспертизы;

2) фамилия, имя и отчество эксперта;

3) наименование организации, в которой должна быть проведена экспертиза;

4) вопросы, поставленные перед экспертом;

5) перечень материалов и документов, предоставляемых в распоряжение эксперта;

6) срок проведения экспертизы и представления заключения в таможенный орган.

В постановлении также указывается на необходимость предупреждения эксперта об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 17.9 КоАП.

Срок проведения экспертизы не должен превышать:

а) сроков временного хранения (ст. 103 ТК), если выпуск товаров не осуществляется до получения результатов экспертизы;

б) шести месяцев, если экспертиза проводится в отношении транспортных средств;

в) одного года в иных случаях.

Должностное лицо таможенного органа обязано ознакомить декларанта или иное лицо (если оно известно), обладающих полномочиями в отношении товаров, с постановлением о назначении экспертизы и разъяснить его права, предусмотренные ст. 382 ТК, о чем делается соответствующая отметка в постановлении, удостоверяемая указанным лицом либо его представителем.

В соответствии с вышеуказанной статьей декларант, иное лицо, обладающие полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, и их представители при назначении и проведении экспертизы вправе:

1) мотивированно заявлять отвод эксперту;

2) заявлять ходатайства о назначении конкретного эксперта;

3) заявлять ходатайства о постановке дополнительных вопросов эксперту для получения по ним заключения;

4) присутствовать с разрешения таможенного органа, назначившего экспертизу, при проведении экспертизы и давать объяснения эксперту;

5) брать пробы и образцы товаров;

6) знакомиться с заключением эксперта либо его сообщением о невозможности дать заключение и получить копию такого заключения или сообщения;

7) ходатайствовать о проведении дополнительной или повторной экспертизы.

В случае удовлетворения ходатайства декларанта, иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, или их представителя должностное лицо таможенного органа, назначившее экспертизу, выносит соответствующее постановление. При отказе в удовлетворении ходатайства должностное лицо таможенного органа обязано мотивированно в письменной форме сообщить об этом лицу, заявившему ходатайство.

Расходы на производство экспертиз возмещаются за счет федерального бюджета, за исключением случаев проведения экспертизы не по инициативе таможенных органов.

Для производства исследований при проведении таможенного контроля должностное лицо таможенного органа вправе брать необходимые пробы или образцы товаров (ст. 383 ТК). О взятии проб или образцов составляется акт по форме, определяемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Второй экземпляр указанного акта подлежит вручению лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, если оно установлено, или его представителю. В необходимых случаях взятие проб или образцов производится с участием эксперта или специалиста.

Должностные лица таможенных органов вправе брать пробы или образцы товаров в отсутствие декларантов и их представителей (п. 3 ст. 372 ТК) в следующих случаях:

1) при неявке указанных лиц по истечении 15 дней со дня предъявления товаров таможенным органам в месте их прибытия на таможенную территорию РФ или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия (п. 1 ст. 129 ТК);

2) при существовании угрозы государственной безопасности, общественному порядку, жизни и здоровью человека, животным, растениям, окружающей природной среде, сохранению культурных ценностей и при других обстоятельствах, не терпящих отлагательства (в том числе если имеются признаки, указывающие, что товары являются легковоспламеняющимися, взрывчатыми, отравляющими, опасными химическими и биологическими веществами, взрывоопасными предметами, наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими, ядовитыми, токсичными, радиоактивными веществами, ядерными материалами и другими подобными товарами, если товары распространяют зловоние);

3) при пересылке товаров в международных почтовых отправлениях;

4) при оставлении на таможенной территории РФ товаров и транспортных средств в нарушение таможенного режима, предусматривающего вывоз товаров и транспортных средств с такой территории.

Взятие проб или образцов товаров в указанных случаях проводится в присутствии не менее двух понятых.

Пробы или образцы товаров, находящихся под таможенным контролем, с письменного разрешения таможенного органа могут брать правообладатель и декларант (их представители) и сотрудники других государственных органов. Правообладатель и декларант (их представители) под таможенным контролем могут также проводить исследование, осматривать, фотографировать или иным образом фиксировать товары, в отношении которых принято решение о приостановлении выпуска (п. 1 ст. 398 ТК).

Декларанты, лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, и их представители вправе присутствовать при взятии проб или образцов товаров должностными лицами таможенных органов и сотрудниками других государственных органов. В то же время должностные лица таможенных органов вправе присутствовать при взятии проб или образцов товаров сотрудниками других государственных органов, а также правообладателем и декларантом (их представителями).

Декларанты и их представители обязаны оказывать содействие должностным лицам таможенных органов при взятии ими проб или образцов товаров, в том числе осуществлять за свой счет грузовые и иные необходимые операции с товарами.

Пробы или образцы берутся в минимальных количествах, обеспечивающих возможность их исследования. Разрешение на взятие проб и образцов товаров выдается правообладателю и декларанту (их представителям) и сотрудникам других государственных органов в случае, если такое взятие:

а) не затрудняет проведение таможенного контроля;

б) не изменяет характеристик товаров;

в) не влечет за собой уклонение от уплаты таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

При взятии проб или образцов декларантом отдельная таможенная декларация на пробы и образцы не подается при условии, что они будут указаны в таможенной декларации на товары. По окончании исследования пробы или образцы товаров возвращаются их владельцу, за исключением случаев, когда такие пробы или образцы подлежат уничтожению или утилизации в соответствии с законодательством РФ, а также когда расходы на возврат проб или образцов превышают их стоимость. Заметим, что декларант вправе уменьшить таможенную стоимость декларируемых товаров на таможенную стоимость проб и образцов, если такие пробы и образцы были отобраны таможенным органом и не возвращены в установленные сроки.

На основании проведенных исследований и с учетом их результатов эксперт от своего имени дает письменное заключение. Форма и содержание заключения экспертизы при осуществлении операций таможенного контроля практически совпадают с формой заключения эксперта, рекомендуемой ФЗ ГСЭД и процессуальным законодательством. В заключении (ст. 379 ТК) должны быть указаны:

1) время и место проведения исследования;

2) кем и на каком основании проводились исследования;

3) вопросы, поставленные перед экспертом;

4) объекты исследований, материалы и документы, предоставленные эксперту;

5) содержание и результаты исследований с указанием примененных методов, оценка результатов исследований;

6) выводы по поставленным вопросам и их обоснование.

Материалы и документы, иллюстрирующие заключение эксперта или нескольких экспертов, прилагаются к заключению и служат его составной частью. Если эксперт при проведении экспертизы установит имеющиеся существенные для дела обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение. Если экспертиза проводилась при участии нескольких экспертов, заключение подписывается всеми экспертами. При разногласии между экспертами каждый из них делает свои выводы отдельно.

Таможенный орган, назначивший экспертизу, вручает декларанту либо иным лицам, обладающим полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, если эти лица известны, копию заключения эксперта либо его сообщения о невозможности дать заключение.

Таможенные органы должны быть поставлены в известность о результатах исследования проб или образцов товаров, взятых другими государственными органами, и уведомлять о них правообладателя и декларанта (их представителей).

При принятии решения таможенные органы рассматривают и учитывают заключения экспертиз, в том числе проводившихся по инициативе декларанта или иного заинтересованного лица. Дополнительная и повторная экспертизы назначаются по тем же основаниям, что и в гражданском или уголовном процессе. При недостаточной ясности или полноте заключения может быть назначена дополнительная экспертиза, поручаемая этим же или другим эксперту либо организации. В случае необоснованности заключения эксперта или сомнений в его правильности может быть назначена повторная экспертиза, проведение которой поручается другому эксперту (ст. 380 ТК).

Наиболее распространенными экспертизами, выполняемыми при проведении таможенного контроля, являются технико-криминалистические экспертизы документов, всевозможные товароведческие экспертизы продовольственных и непродовольственных товаров, минералогические (геммологические) экспертизы, экспертизы веществ и материалов, ботанические экспертизы и многие другие.

Во многом аналогичен ТК подход к использованию специальных знаний в Налоговом кодексе РФ (далее - НК). Законодатель предоставляет право налоговым органам привлекать для проведения налогового контроля специалистов и экспертов (п. 12 ст. 31 НК). Согласно ст. 96 НК в необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля, в том числе при проведении выездных налоговых проверок, привлекается на договорной основе специалист, обладающий специальными знаниями и навыками и не заинтересованный в исходе дела. Заметим, что участие лица в качестве специалиста не исключает возможности его опроса по этим же обстоятельствам как свидетеля. Таким образом, законодатель, хотя и не дает прямых указаний о возможности получения разъяснений и консультации специалиста по вопросам, входящим в его компетенцию, очевидно, подразумевает такую возможность в ходе его опроса в качестве свидетеля.

По нашему мнению, полномочия специалиста должны быть расширены как в ТК, так и в НК, т.е. ему должны быть предоставлены возможности давать разъяснения и участвовать в постановке вопросов эксперту, как это происходит в уголовном и гражданском процессе.

В необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля может быть привлечен эксперт, в том числе при проведении выездных налоговых проверок. Экспертиза назначается в случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные знания в науке, технике, искусстве или ремесле (ст. 95 НК). Привлечение лица в качестве эксперта осуществляется на договорной основе. В качестве эксперта может выступать любое сведущее лицо, однако большинство экспертиз производится экспертно-криминалистическими подразделениями органов внутренних дел РФ.

Эксперты, так же как и специалисты, получают вознаграждение за работу, выполненную ими по поручению налогового органа, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей (ст. 131 НК). Порядок выплаты и размеры сумм, подлежащих выплате, устанавливаются Правительством РФ и финансируются из федерального бюджета РФ.

Экспертиза назначается постановлением должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку. В постановлении указываются основания для назначения экспертизы, фамилия эксперта или наименование организации, в которой должна быть произведена экспертиза, вопросы, поставленные перед экспертом, и материалы, предоставляемые в распоряжение эксперта.

Эксперт вправе знакомиться с материалами проверки, относящимися к предмету экспертизы, заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: