Решение задач направлено на формирование у студентов способностей правильно анализировать спорную ситуацию, устанавливать в ней юридически значимые обстоятельства, правильно определять и толковать нормы права, подлежащие применению. Без этой работы немыслима профессиональная деятельность юриста.
Предлагаемые задачи подготовлены на основе материалов судебной практики разных лет с измененными фамилиями сторон, названиями городов и переработанными фабулами дел. Задачи предложены не по всем темам, а лишь тем из них, которые имеют наибольшее прикладное значение.
При решении задач важно помнить несколько правил:
· Задачи решаются на основании норм действующего в данный момент законодательства, если иное не следует из условий задачи.
· Не допускается введение каких-либо допусков или предположений относительно обстоятельств дела. Задача должна быть решена исходя из предоставленной информации.
· Предполагается, что обстоятельства, изложенные в условии задачи, являются истинными. Однако, не всегда истинны суждения сторон относительно изложенных в задаче обстоятельств дела.
· При решении задачи сначала устанавливаются значимые юридические факты, затем определяются нормы права, подлежащие применению, на основании этого письменно поддерживаются либо отвергаются доводы сторон и формируется собственное решение.
· По умолчанию в каждой задаче стоит один и тот же вопрос: «Решите дело». Решение должно быть мотивированным и исчерпывающим, каждый довод или возражение необходимо нормативно обосновать.
· Не допускается выработка двух альтернативных решений для одной задачи.
· В процессе решения задачи не должны затрагиваться какие-либо вопросы процессуального права. От решения вопросов процессуального права не должны зависеть конечные выводы.
· При оценке работ преподаватель уделяет основное внимание не конечному результату (резолютивной части) решения, а логике, которая закладывалась студентом в основу избранного им решения (т.е. описательной и мотивировочной части). Поэтому, даже если задача решена неправильно, но в ней имеется нормативно обоснованная цепь размышлений, скорее всего студенту будет поставлена положительная оценка. Наоборот, правильное решение задачи без мотивировки и необходимого нормативного обоснования, скорее всего, будет оцениваться как – «неудовлетворительно».