Координатами цветового пространства являются направления векторов линейно независимых цветов: красного R (λ = 700 нм), зеленого G (λ = 546,1 нм) и синего В (λ = 435,8 нм), которые приняты за основныецвета. При смешивании любой пары этих цветов нельзя получить третий, в этом и состоит их линейная независимость. Векторы исходят из точки нулевой яркости (черного цвета): при нулевом количестве (яркости) каждого цвета его воспринимают как черный. Для получения белого излучения яркостные коэффициенты количества основных цветов должны отвечать такому соотношению: Lr / Lg / Lb = 1/4,6/0,06.
Кремникон – датчик с фотодиодной матрицей. Обладает очень высокой чувствительностью, сопоставимой даже с чувствительностью плюмбикона, имеет большой световой динамический диапазон и повышенную температурную устойчивость мишени.
Критическая частота мерцаний (см. __________)
f кр = a lg L + b
где L – яркость [кд/м2]; а, b – параметры, определяемые опытным путем, зависят от скважности q импульсов мерцаний; например, для q = 0,5 значения а = 9,6 и b = 26,8.
|
|
Ощутимая яркость слитного (непрерывного) света – средняя за период наблюдения Т яркость прерывистого света Lt (формула Тальбота):
Лазерный проектор (квантоскоп) содержит пластину с полупроводником, каждая точка которой является лазером, возбуждаемым модулированным электронным лучом. Излучающая лазерная пластина, несущая сформированное изображение, проектируется на экран с помощью оптической системы. Известна также разновидность лазерного проектора с отклонением лазерного луча. Главную трудность внедрения этого вида лазерного проектора при больших размерах экрана представляют высокая энергия отклонения и техническая реализация сканирования луча. Для реализации цветного телевидения требуются три лазерных проектора основных цветов – R, G, В. Основные преимущества лазерного проектора – большой яркостный контраст и высокая насыщенность цветов (см. __________).
Лазерный проигрыватель известен в двух вариантах: отражательный, LOR (Laser Optical Reflective) и пропускной, LOT (Laser Optical Transparence). Структура первого описана ранее, во втором световой поток лазера проходит к фотоприемнику сквозь отверстия в видеодиске. Размеры отверстия, как и размеры пита, зависят от параметров записанного сигнала. В обоих вариантах структура лазерного проигрывателя содержит: видеоголовку, устанавливаемую пользователем в нужную зону видеодиска с помощью устройства радиального слежения; синхронный двигатель для вращения видеодиска; устройство фокусирования и тангенциального слежения; электронные блоки формирования сигналов изображения и звука с частотным детектированием и компенсацией выпадений (см. __________).
|
|
Лентопротяжный механизм – сложный электромеханический узел, основная часть видеомагнитофона.
Обеспечивает равномерное движение магнитной ленты по заданной траектории (см. __________) вдоль неподвижных головок стирания, звука, управления и подвижных видеоголовок. Блок видеоголовок – сменная часть лентопротяжного механизма, содержит барабан с видеоголовками, двигатель его вращения или шкив привода, токосниматель, тахометр.
Лучистая энергия. Световой поток – поток лучистой энергии, определяемый спектральной плотностью мощности излучения (объективный компонент), а также относительной спектральной чувствительностью v(λ,) усредненного глаза, так называемой кривой видности, и коэффициентом максимальной видности v0 = 683 лм/Вт (субъективные компоненты):
Световой поток измеряют в люменах [лм].
Малокадровая телевизионная система – система, которая имеет частоту смены кадров значительно меньшую, чем критическая частота мерцаний глаза (см. __________), и, следовательно, обладает меньшей шириной спектра телевизионного сигнала (см. __________). Дает возможность передавать отдельные фазы движения или неподвижное изображение по узкополосным (например, телефонным) линиям связи, позволяет повысить чувствительность способом накопления потенциала в датчиках (см. __________), увеличить отношение сигнал/шум в каналах связи.
Масочный кинескоп – самый распространенный тип цветного кинескопа. Он имеет точечный экран, состоящий из совокупности триад – трехточечных люминофоров красного, зеленого и синего цветов; маску с числом отверстий, равным числу триад, и три электронно-лучевых прожектора. Все части заключены в вакуумную колбу с прямоугольным основанием. Каждый лучевой прожектор возбуждает «свой» люминофор экрана в триаде RGB цветов (см. ________) через установленную перед экраном маску с отверстиями по числу триад. Недостатки масочного цветного кинескопа перехват маской до 85% энергии электронных лучей, потребность в высоких (до 25 кВ) напряжениях, сложность эксплуатации из-за необходимости сведения лучей.
Масочный кинескоп с самосведением лучей – компромиссное решение: это кинескоп со щелевой маской, более прочной, чем проволочная решетка, но менее прозрачной. Отклоняющая система образует неоднородное магнитное поле — корректирующую линзу для сведения лучей.
Монохромный кинескоп – вакуумная колба с формой основания, близкой к прямоугольной, которая содержит люминесцентный экран с диагональю от 3 до 100 см, люминофор, нанесенный на экран изнутри, а также электронный прожектор. Эти части кинескопа размещены внутри вакуумной колбы. Люминофор (от лат. lumen – свет) – вещество, способное к люминесценции (нетепловому, холодному свечению) при возбуждении его ионизирующим лучом. Для сокращения длины кинескопов применяют колбы с увеличенным углом отклонения по диагонали (в телевизорах – 110°) и с округлением места перехода горловины на конус. Округлением (сопряжением двух геометрических фигур) достигают экономии требуемой энергии отклонения луча. Экран металлизируют поверх люминофора, чтобы защитить последний от попадания на него ионов и обеспечить требуемую яркость. Неотъемлемой принадлежностью современного кинескопа для стандартных телевизоров является отклоняющая система, жестко закрепленная на его горловине.
Нелинейные γ-искажения яркостного и цветоразностных сигналов – результат искажения кинескопом и датчиком передаточной характеристики – степенной зависимости выходного параметра от входного. Их оценивают показателем степени γ.
Объемное телевидение – малораспространенный вид телевизионных систем, базирующийся на особенностях зрения человека (см. __________) и на трех предпосылках: 1) стереоэффект не исчезает при снижении четкости одного из кадров стереопары, поскольку из двух изображений человек воспринимает более четкое; 2) восприятие объема и цвета не прекращается при передаче одного кадра стереоскопической пары в черно-белом виде, а другого – в цветном; 3) полоса частот одного из полей стереоскопической пары может быть значительно сокращена, если сигнал яркости следующего поля передается во всей полосе частот. Передающая камера объемного телевидения имеет два объектива, один из них проецирует объект на черно-белый датчик, а другой (с разделением цвета светофильтрами) – на трехцветный. Кодирование и передача изображений осуществляются согласно принципам систем цветного телевидения (см. __________). В телевизоре черно-белый кинескоп комбинируют с цветным.
|
|
Однолучевой хроматрон – простая конструкция цветного кинескопа с последовательным чередующимся возбуждением люминофоров. Экран имеет вид цветных чередующихся полос, луч по полосам сканирует зигзагообразно. Перед экраном, как у трехлучевого хроматрона, расположены проволочные решетки, к которым подводят переменное напряжение – для вобуляции (качания) луча. Выходы каналов декодера (см. ________) коммутируются синхронно с вобуляцией, в соответствии с положением луча на экране. Основные недостатки однолучевого хроматрона – провисание решетки и большая требуемая мощность сигнала вобуляции.
Освещенность – поверхностная плотность светового потока. За единицу освещенности – люкс [лк], принята освещенность на расстоянии 1м от источника с силой света 1 кандела [кд].
Особенности цифровых телевизоров. Суперцифровое сканирование изображений с частотой 100 Гц применяют в новых телевизорах. На экраны обычных телевизоров выводится 50 полу кадров (полей) в секунду, и при этой скорости человеческий глаз способен уловить мерцание на экране. Система Panasonic-100 вдвое увеличила скорость, обеспечив ровную и стабильную видимость. При частоте развертки 50 Гц полукадры посылаются на экран каждые 40 мс, а при частоте 100 Гц каждый полукадр посылается на экран дважды за то же время.
|
|
Наиболее существенным недостатком телевидения с чересстрочной разверткой (PAL, SECAM, NTSC) является дрожание горизонтальных линий изображения (например, ярко освещенного стола диктора). Система Digital Scan устраняет дрожание следующим образом. При удвоенной частоте полукадры А и В последовательно чередуют, т.е. в одном кадре дважды передают на экран последовательность АВ. В более совершенных моделях телевизоров применяется модифицированный алгоритм смены полей и дополнительная межкадровая цифровая обработка сигналов изображения, окончательно устраняющая дефект такого рода.
Динамическая контрастность применяется в последних моделях цифровых телевизоров (Philips, Thomson, Grundig, Loewe) с частотой развертки 100 Гц. Обычный телевизор неважно воспроизводит градации серого тона вблизи уровня черного, все темные участки изображения сливаются в один. Суть применения Dynamic Contrast состоит в том, что контраст малоосвещенных участков изображения искусственно увеличивается. Обычно применяется трехступенчатая коррекция, что позволяет ощутимо «оживить» темные сюжеты и «про- явить» невидимые ранее темные детали изображения. Заметим, что применение этих новшеств не требует изменения параметров сигнала при его передаче телецентром.
Острота зрения, его разрешающая способность различать мелкие детали – величина, обратная углу разрешения, 1/γ. Она является функцией периферийности зрения – угла θ, отсчитываемого от оптической оси. Острота зрения изменяется от 1/20 (при 0,5° < θ < 50°) до 1 (при 0° < θ < 0,5°); она максимальна (100 %) при черно-белом телевизионном изображении объектов, минимальна (19 %) при зелено-синем поле.
Отклоняющая система кинескопа – две пары катушек строчной и кадровой разверток, выполненные в форме цилиндра или конуса и расположенные на горловине кинескопа для перемещения электронного луча по экрану и формирования изображений (см. __________). Блок отклоняющей системы кинескопа прикрепляется (приклеивается) к горловине его колбы.
Параллакс (от греч. отклонение) – физическая основа пространственного (глубинного) ощущения, угловая разность лучей от конечных точек объекта.
Параметры разложения. Элемент разложения – участок двухмерного изображения, свечение которого воспринимается как единая точка.
Визуально достаточное число элементов разложения N (см. __________) ограничивается кажущейся четкостью
G = ln N /ln Nmax = [ln(kz 2)]/[ln(kz 2 max)],
z max = 2α/ν,
где Nmax – максимально необходимое число элементов разложения; z – число строк разложения; α – угол наблюдения; ν – угол разрешения глаза; k – отношение ширины изображения к высоте (формат кадра).
Благодаря логарифмической зависимости четкости от числа элементов (закон Вебера-Фехнера) уменьшение числа строк от zmax = 1200 до z = 600 понижает визуальную четкость лишь на 10 %, а спектр сигнала при этом сокращается существенно – в четыре раза. Исходя из этого и определяют визуально достаточное число элементов разложения N.
Параметры цифрового кодирования в соответствии с рекомендациями МККР: структура телевизионного растра – ортогональная в обоих стандартах; частоты дискретизации f Д одинаковые:
- для стандарта 625/50 частота f Д = 864 f c = 864∙15625 = 13,5 МГц;
- для стандарта 525/60 частота f Д = 858 f c = 858∙15750= 13.5 МГц.
Рис. 003
Активная часть строки обоих стандартов унифицирована: для сигнала яркости – 720, для обоих сигналов цветности – по 360 отсчетов на каждую строку, что соответствует частоте дискретизации цветоразностных сигналов f Д = 6.75 МГц. Отсчеты сигналов цветности в каждой строке пространственно совмещены с нечетными отсчетами сигнала яркости; оба сигнала кодируют в отдельности до их объединения в полный цветовой телевизионный сигнал – см. __________. Число уровней квантования – 256, с коэффициентами компрессии для красного – 0.71, а для синего – 0.56. Частота дискретизации звукового сигнала равна 48 кГц, полоса частот – 15 кГц, квантование равномерное при 20 разрядах на отсчет. Для высококачественных (фондовых) записей сигналы яркости и цветоразностные сигналы формируются в полной полосе частот: 13,5/13,5/13,5, стандарт растровых параметров – 4/4/4. Для обычных вещательных телевизионных программ полоса цветоразностных сигналов на поднесущей частоте вдвое меньше: 13,5/6,75/6,75 МГц (стандарт – 4/2/2); для репортерских целей – вчетверо уже: 13,5/3,75/3,75 МГц (стандарт – 4/1/1). Для бытовых видеомагнитофонов наряду с цветовой вдвое уменьшают также и яр- костную полосу частот: 6,75/3,75/3,75 МГц (стандарт – 2/1/1). Скорость цифрового потока сигналов изображения составляет 216 Мбит/с, а звукового сопровождения – 4 Мбит/с.
Передающая камера – устройство, состоящее из датчика, блока разверток, предварительного усилителя, оптической системы линз, электронного видоискателя.
Передающая телевизионная трубка –датчик телевизионного сигнала. По принципу действия различают пять типов передающих трубок: с вторично-эмиссионным накопителем – супериконоскоп, суперортикон; с фотопроводящим накопителем (мишенью) – видикон и его модификации по чувствительности, инерционности – бивикон, гетерокон, кадми- кон, ньювикон, сатикон, халникон, которые различаются структурой мишени; с фотодиодным слоем – кремникон, плюмбикон, суперкремникон; с электронным переносом изображений – секон, суперкремникон; мгновенного действия, без накопления – диссектор.
Перекрестные искажения цветность – яркость – искажения сигнала цветности сигналом яркости и наоборот. Искажения цвета оценивают характеристикой верности.
Плюмбикон (глетикон) отличается от видикона фотодиодной мишенью с p - i - n -структурой, малой инерционностью, высокой линейностью световой характеристики – зависимости выходного тока от освещенности. Имеет высокую чувствительность (нормально работает при освещенности 1...2 лк на фотокатоде) и высокую разрешающую способность, малый остаточный сигнал после считывания (5 % против 30 % у видикона), высокую равномерность сигнала по всему полю мишени, малый темновой ток.
Поле – существенная часть всех строк кадра. В стандартной вещательной телевизионной системе кадр состоит из двух полей (чересстрочная развертка), причем первое поле передает нечетные, а второе – четные строки.
Полный цветовой телевизионный сигнал – сумма цветового телевизионного сигнала и сигнала синхронизации. Сигнал синхронизации в свою очередь является совокупностью строчных и кадровых синхроимпульсов – для синхронной работы генераторов разверток при анализе, передаче и при синтезе – воспроизведении принятого изображения.
Порог глубинного зрения – минимальный угловой параллакс (≈ 20 ").
Преобразователь телевизионных стандартов – устройство для преобразования полного цветового телевизионного сигнала стандарта 625/50 в полный цветовой телевизионный сигнал стандарта 525/60 (см. __________).
Проигрыватель видеодисков – устройство воспроизведения видеофонограммы, носитель которой имеет форму диска; является приставкой к телевизору (см. __________). По способу извлечения информации различают емкостный, оптический (лазерный) и магнитный проигрыватели с синхронным видеодиском (один оборот видеодиска на один телевизионный кадр), с субсинхронным видеодиском (один оборот видеодиска на одно телевизионное поле) и проигрыватели видеодисков с видеодиском кратной синхронности (один оборот видеодиска на целое число телевизионных кадров). Основная часть проигрывателя видеодисков – видеосниматель; он содержит видеоголовку и ее держатель, обеспечивающий перемещение видеоголовки относительно поверхности видеодиска по заданной траектории.
Первыми появились проигрыватели на емкостном принципе действия – изменении емкости между элементами поверхности видеодиска с записью и металлическим электродом, закрепленным на игле для считывания сообщений. Во время записи на поверхности видеодиска формируются микроуглубления – питы, последовательность которых образует дорожку записи. Длина пита (части микрометра) и расстояние между питами несут информацию о записанном сигнале.
Проигрыватель видеодисков лазерноготипа работает на принципе совмещения точки фокуса лазерного луча с питом и его отражения через оптическую систему к фотоприемнику для дальнейшей обработки. На этом же принципе работают и устройства перезаписи изображений на видеодиске – современная разновидность проигрывателя видеодисков.
Проигрыватель видеодисков с перезаписью – устройство будущего, пути создания которого основываются на эффекте Керра (изменение фазового состояния рабочего слоя видеодиска в зависимости от уровня лазерного излучения) и на эффекте Фарадея (вращение плоскости колебаний световой волны и отражение плоскополяризованного луча лазера от намагниченных частичек рабочего слоя видеодиска). Разработан, например, магнитооптический цифровой двухслойный видеодиск из смеси тербия, кобальта, железа (нижний, опорный слой) и смеси двух элементов без кобальта (верхний слой, с памятью). Сообщение записывается и считывается лазерным лучом с тремя уровнями излучения: 9 мВт для записи, 5 мВт для стирания и 1,5 мВт для считывания (воспроизведения). Двухуровневая память (логические 0, 1) соответствует направлению вектора намагничения во время записи сообщения. Плотность информации составляет 1 бит/мкм, отношение сигнал/шум 44 дБ в полосе частот 8 МГц.
Пропускная способность телевизионного канала связи – величина, которая оценивается формулой Шеннона для объема информации
C = П log2 (1+ P с / P ш),
где П – полоса пропускания; Р с и Рш – мощности сигнала и шума соответственно.
При проектировании телевизионных систем необходимо согласование спектральных характеристик сигнала с полосой пропускания аппаратурного тракта, согласование их временных характеристик и динамического диапазона. Так, для быстрых процессов нужна широкая полоса (малое время передачи кадра), а для медленных – достаточно узкая полоса, позволяющая увеличить отношение сигнал/шум и в конечном счете – уменьшить мощность передатчика (см. __________ и __________).
Развертка – результат процесса разложения изображения развертывающим элементом (лучом). Может быть детерминированной (траектория сканирования электронного луча задана) и недетерминированной (направление движения луча согласовано с содержанием изображений). К детерминированным разверткам относятся: строчная, строчно-реверсивная, чересстрочная (через одну, две строки), а также чересточечная, спиральная, зигзагообразная, синусоидальная. Для вещательного телевидения оптимальной принята чересстрочная развертка: у нее самые малые значения частоты кадров и полосы частот телевизионного сигнала (см. __________). Известны такие недетерминированные развертки: по случайным выборкам фрагментов изображений – для графических сообщений; следящие по площади; следящие по контуру; контурно-рамочные.
Развертывание (сканирование) – способ получения растра (структуры поверхности изображения) – см. «Телевизионный растр».
Развертывающий элемент – электронный луч, апертура (поперечное сечение) которого имеет форму круга, а распределение плотности тока вдоль диаметра близко к гауссовскому. Уровень телевизионного сигнала пропорционален площади сечения развертывающего элемента. Тем не менее, слишком большая площадь дает слабую продольную и поперечную четкости изображений, поэтому существует оптимальная апертура развертывающего элемента.
Разложение – процесс последовательного считывания изображений для последующего воссоздания каждого элемента при анализе, передаче и синтезе изображений в телевизионной системе.
Разложение изображений – выделение распределенных в пространстве мгновенных значений яркости (мощности) и спектральных составляющих – цветов элементарных потоков лучистой энергии (см. __________), временная последовательность которых и является телевизионным изображением. Развертка – результат процесса разложения изображений, состоит из строк и кадров-полей.
Сатикон (химические элементы Se, As, Те в составе мишени) – модификация видикона, но в отличие от него имеет высокую чувствительность; распространен в качественной профессиональной аппаратуре и в телевидении высокой четкости (см. __________).
Светимость – световой поток на единицу площади, люмен на метр квадратный [лм/м2].
Световаяхарактеристика датчика телевизионного сигнала – зависимость выходного тока от освещенности, ампер на люкс [А/лк].
Световая экспозиция – световой поток на единицу освещаемой поверхности объекта за единицу времени, люкс-секунда [лк∙с].
Световая энергия – произведение светового потока на время, люмен-секунда (лм∙с).
Светоклапанный проектор содержит вакуумный модулятор света, внешние оптические устройства фокусирования, преломления, поляризации лучей и белый экран площадью менее 100 м2. Принцип действия – модуляция интенсивности светового потока мощного внешнего источника благодаря изменению оптических свойств материала модулятора (кристалла калия или масла) на поверхности вогнутого зеркала под действием электронного луча. Общими для обоих модуляторов являются клапанные свойства: у первого – благодаря возможности поляризации светового потока и светоразделительной призме; у второго – вследствие изменения коэффициента преломления масла и использования решетчатых зеркал. Клапаны фильтруют лучи в нерабочих циклах, пропуская их к экрану – в рабочих.
Светоотдача – отношение силы света, излучаемого экраном, к мощности электронного луча (до 15 кд/Вт). Для повышения светоотдачи выгодно работать при больших ускоряющих напряжениях и малых токах луча.
Секон – датчик сверхвысокой чувствительности. Электронное изображение с фотокатода на мишень переносится с помощью нескольких электродов, образующих поле ускорения. Мишень имеет основу из оксида алюминия, сигнальную пластину (обе – прозрачные для электронов) и пористый пласт диэлектрика, в котором фотоэлектроны полностью теряют свою энергию после считывания. Секон характеризуется малой инерционностью, большой разрешающей способностью (1200 линий) и широким динамическим диапазоном (минимальная освещенность на фотокатоде составляет 10-9 лк). Может хранить световое изображение на мишени в течение суток. Недостаток – неоднородность мишени, из-за чего на изображении возможны черно-белые полосы.
Сигнал основного цвета несет информацию о яркости изображений в одном из трех основных цветов – R, G, В (см. __________).
Сигнал распознавания (угадывания) цвета – радиосигнал на цветовой поднесущей частоте, модулированный специальными импульсами для управления декодером в приемнике (см. __________, __________).
На рис. 006 показана диаграмма распределения уровней сигналов вещательного телевидения и синхронизирующих импульсов.
Телевизионные сообщения передают радиосигналами изображения (сигналами на несущей частоте изображения, модулированными по амплитуде полноценного цветового телевизионного сигнала), а также радиосигналами звукового сопровождения (сигналами на несущей частоте звука, модулированными по частоте сообщениями на звуковых частотах).
Сигнал цветности – радиосигнал на цветовой поднесущей частоте, модулированный цветоразностными сигналами.
Сигнал яркости Y содержит полную информацию о яркости передаваемого объекта, а также строчные и кадровые гасящие импульсы.
Сигналы вещательного телевидения (основные виды):
- полный цветовой телевизионный сигнал;
- цветовой телевизионный сигнал;
- сигнал яркости Y;
- сигнал основного цвета;
- цветоразностный сигнал;
- сигнал цветности;
- сигнал распознавания (угадывания) цвета.
Сила света – пространственная плотность светового потока. За единицу силы света принята кандела [кд].
Синхрогенератор – формирователь импульсов строчной и кадровой синхронизации, а также импульсов гашения для датчика и кинескопа – на время обратного хода лучей строчной и кадровой разверток.
Система вещательного телевидения – разновидность систем радиосвязи с параметрами вещательного телевидения. Различают системы монохромного, цветного, объемного и стереоскопического цветного телевидения.
Система передачи дополнительной информации – использование канала связи вещательного телевидения для передачи других служебных сообщений во время гашения луча на строчных или кадровых импульсах. Например, на 15 строчных интервалах в каждом поле осуществляется передача информации со скоростью 225 бит/с.
Система передачи неподвижных телевизионных изображений – система воссоздания изображений с градациями яркости (фотографий, диапозитивов, стоп-кадров).
Система NTSC.
В системе NTSC – National Television System Commitee (США, 1953 г.) – каждая строка разложения несет информацию о яркости и цветности. Сигналы цветности передают на поднесущей частоте, находящейся в пределах полосы пропускания сигнала яркости. Цветоразностные сигналы осуществляют амплитудно-балансную квадратурную модуляцию сигнала на поднесущей частоте в каждой строке. Балансный метод полезен для уменьшения взаимных помех (нарушение цветопередачи), для подавления сигнала на несущей частоте изображения и для устранения сетки на чернобелых участках цветного изображения. Однако квадратурная модуляция сопровождается двумя специфическими видами искажений: дифференциальной фазой и дифференциальным усилением (см. __________), что является основным недостатком NTSC.
Система SECAM.
В системе SECAM – Sequence de couleurs avec memoire – последовательная передача цветов с памятью (Франция – СССР, 1954 г.) – применяется поочередная, через строку, передача двух цветоразностных сигналов с восстановлением в приемнике третьего сигнала при задержке его на длительность одной строки с помощью линии задержки. Сигнал цветности передают на поднесущей частоте с частотной модуляцией двумя цветоразностными сигналами, как в NTSC, но с различными весовыми коэффициентами. Частоты покоя поднесущей сигнала цветности для строк В и R разные:
f B = 272 f с = 4,25 МГц,
f R = 282 f с = 4,406 МГц,
где f с – частота строк (рис. 010)
Для различения в телевизоре строк В и R вводят специальные сигналы распознавания цвета во время гашения обратного хода луча, между полями или (в будущих системах) между строками. Для повышения помехоустойчивости предварительно корригируют низкочастотные цветоразностные сигналы и одновременно – сигналы на поднесущей с ЧМ, т.е. увеличивают амплитуду сигнала на поднесущей частоте по мере ее отклонения от частоты покоя. Тем не менее размах сигнала на поднесущей частоте цветности выбирается в пять раз меньшим, чем размах сигнала яркости от черного до белого, – для устранения перекрестных искажений в этих каналах. Недостаток системы SECAM – слабая помехоустойчивость сигналов на поднесущей частоте цветности из-за низкого индекса частотной модуляции и небольшого размаха сигнала цветности.
Система PAL – Phase alternation lines – строки с изменением фазы (Германия, 1963 г.) – разработана с целью устранения основного недостатка NTSC – ее чувствительности к дифференциально-фазовым искажениям. Система PAL обладает такими свойствами: небольшой чувствительностью к асимметрии АЧХ канала цветности (что важно для телевизионных стандартов, в которых интервал разнесения несущих изображения и звукового сопровождения составляет 5,5 МГц, а не 6,5 МГц, как показано на рис. 010); выигрышем в 3 дБ в отношении сигнал/шум по сравнению с SECAM; небольшими перекрестными искажениями между каналами яркости Y и цветности, например R – Y. Как и в NTSC, в системе PAL используется квадратурная модуляция сигнала на поднесущей частоте цветности цветоразностными сигналами (например, R – Y), но с другими весовыми коэффициентами. Амплитуда суммарного вектора пропорциональна насыщенности – чистоте цвета, а его фаза, как и в NTSC, – цветовому тону, или качеству цвета (см. __________). Однако здесь фаза от строки к строке изменяется на π, а в одном из цветовых каналов телевизора сигнал предыдущей строки задерживается линией задержки, как в SECAM, после чего сигналы соседних строк суммируются. Во время приема в телевизоре второй строки фаза сигнала цветности возвращается на я, сигнал второй строки складывается с задержанным сигналом первой строки. При этом суммарный вектор совпадает с начальным, и фазовые искажения компенсируются. Разработчикам системы PAL не удалось устранить только искажения типа дифференциального усиления.
Совместимость систем телевидения дает возможность воссоздавать сигналы цветного телевидения на монохромных экранах и передавать сигналы монохромного и цветного телевидения общими каналами связи.
Спектр частот – параметр телевизионного сигнала, определяющий полосу пропускания канала связи. Например, для телевизионного вещания полоса пропускания
∆ F с ≈ nN/2 = 25∙0,5∙106/2 = 6,25 МГц.
Рис. 004
Структура спектра S (f) – дискретная (рис. 004), имеет постоянную составляющую (0 Гц) и спектральные линии, образованные гармониками строчной частоты f с, и боковыми полосами от гармоник кадровой частоты fк, расположенных рядом с ними, откуда
f l,r = lf с + rf к.
Амплитуды спектра S (f) быстро спадают при возрастании номеров гармоник l и r, но имеют и всплески на частотах lf c. В окрестности частот, которые равны (или кратны) нечетному числу полупериодов строчной частоты, в спектре телевизионного сигнала существуют глубокие провалы на частотах
(f с /2)(2 l + 1), где l = 0, 1, 2,....
Это свидетельствует о частотной «недогрузке» телевизионного канала связи и о том, что канал можно уплотнить (см. __________, __________).
Спектральная характеристика датчика телевизионного сигнала – зависимость чувствительности от длины волны воздействующего на датчик равноинтенсивного облучения (по всему видимому спектру).
Спектральная чувствительность зрения к цветам максимальна на волне 555 нм (желто-зеленый), спадает при 380 нм (темно-красный) и достигает нуля при 770 нм (фиолетовый); форма кривой чувствительности (ее называют также кривой видности) близка к гауссовской.
Специализированные телевизионные системы – прикладные системы видеосвязи производственно-технического и научного назначения.
Спутниковая система MAC (Multiplexed Analogue Components – временное уплотнение аналоговых компонентов) – цифроаналоговая несовместимая (см. __________) телевизионная система повышенного качества (ТПК). Система С-МАС при стандартном числе строк z = 525 или 625, разработанная компаниями IBА (Англия, 1982 г.), предназначена для непосредственного приема телевизионного сигнала от геостационарного спутника Земли. Вариант С-МАС применен компанией НТВ (Москва, 1992 г.). Его основные параметры: диапазон частот в эфире 12 ГГц; передача на двух несущих частотах при разносе несущих в радиоканале 19,18 МГц; применение ЧМ сигнала от спутника с полосой 27 МГц в канале передачи; ширина спектра ибкодного сигнала яркости системы PAL 5,6 МГц, исходных цветоразностных сигналов 2,75 МГц; формат кадра k = 5/3; частота кадров 25 Гц, развертка чересстрочная при числе строк z = 625. Информация о цветности передается в виде двух цветоразностных сигналов R – Y и В – Y, сжатых во времени и размещенных на интервале строчных гасящих импульсов в двух соседних строках. Чтобы этот интервал был достаточным, в кодере применяют временное сжатие сигнала яркости. Строчный импульс длительностью 400 не передается в цифровой форме. Сигнал звука и других данных занимает интервал 9 мкс. Цифровые данные передаются с ФМ первой несущей, видеосигнал – с ЧМ второй несущей. Передатчик излучает в любой момент колебания только одной из них, поэтому интерференция между несущими частотами видеосигнала отсутствует.
Для приема на стандартные телевизоры применяют конвертер, который декодирует сигнал системы С-МАС в стандартный сигнал цветного телевидения с несущей радиочастотного колебания в обычном диапазоне волн. Структура декодера в телевизоре содержит АЦП на входе для сигнала, полученного с видеодетектора, электронный коммутатор для разделения во времени сигнала яркости и поочередно передаваемых цветоразностных сигналов; экспандеры для их растяжки во времени (после сжатия в кодере, до передачи в эфир); три ЦАП с заданными временами дискретизации яркостного и двух цветоразностных сигналов, линию задержки сигнала яркости; блок синхронизации; три ФНЧ с разными частотами среза – на выходах яркостного и двух цветоразностных каналов обработки.
Двухканальный вариант системы телевидения высокой четкости HD-MAC, разработанный компанией CBS (США), рассчитан на число строк z =1050 с тем же форматом кадра k = 5/3 и чересстрочной разверткой при 60 полях в секунду. Датчик телевизионного сигнала на телецентре представляет изображение в виде 1050 строк в одном кадре. Каждый канал пропускает одно из двух полей кадра, по 525 строк: первый канал передает первое поле – (525 нечетных строк), второй канал – второе поле (525 четных строк). Ширина спектра видеосигналов в каждом канале 8 МГц. Система HD-MAC совместима с английской системой С-МАС.
Упомянутые варианты систем ТПК и телевидения высокой четкости, их модификации – А-, В-, D-, D2-MAC, а также HD-B-MAC обладают такими улучшенными характеристиками по сравнению с традиционными системами: повышенной разрешающей способностью изображения – за счет большей полосы частот сигналов яркости и цветности; значительным снижением шумов канала цветности благодаря смещению его спектра вниз по частоте; передачей и приемом сигналов звукового сопровождения, синхронизации, телетекста и другой служебной информации в цифровой форме; отсутствием перекрестных искажений сигналов яркости и цветности.
Строка – совокупность последовательности горизонтальных элементов изображения.
Строчка записи видеомагнитофона – намагниченная часть поверхности магнитной ленты, ширина строчки которой Т равна ширине рабочего зазора d видеоголовки, а длина l зависит от угла θ между продольной осью ленты и плоскостью вращения видеоголовки (рис. 001). Переход видеоголовки на новую часть ленты осуществляют там, где нарушение непрерывности сигнала приводит к минимальным потерям и помехам. Для переключения видеоголовок без помех применяют частичное перекрытие – участки в начале и в конце строчек содержат информацию конца предыдущей и начала следующей строчки.
Ширина ленты, занятая строчками, W = 0,8 А (А – полная ширина ленты). Минимальная длина строчки lmin = (τп/ s) F Bλ min, где τп – продолжительность поля телевизионного изображения (см. __________); s – число сегментов (частей поля); F B = 6,5 МГц – верхняя рабочая частота; λ min – минимальная длина волны колебания, записанного на ленте (1 мкм).
Рис. 005
Шаг строчек записи р – расстояние между их осевыми линиями. Линейная относительная скорость видеоголовка – лента V ГЛ = π Dn б, где D – диаметр барабана с видеоголовками; n б – частота вращения барабана (обычно V ГЛ = 4,8...5,8 м/с). Скорость движения ленты V Л = n б N /sinθ, где N – число видеоголовок на барабане. Для заданного отношения сигнал/шум должно выполняться условие: V ГЛ/ V Л = W / p, т.е. отношение линейной скорости головок к скорости протяжки ленты равно отношению ширины ленты, занимаемой строчками записи, к шагу строчек. Выбор скорости V Л влияет также на качество звуковой программы (обычно V Л = 1,9...2,4 см/с). Угол наклона рабочих зазоров двух видеоголовок относительно нормали к строчке α = ±6° дает возможность каждой видеоголовке записывать и считывать сигнал только своей строчки и этим повысить плотность записи. На сигналограмме это отмечено разнонаправленной штриховкой двух соседних строчек; меж- дустрочечные промежутки отсутствуют, поэтому шаг р равен ширине строчки Т. Для формата VHS размеры: А = 12,6 мм; W = 10,6 мм; Т = 49 мкм; θ = 5,96°; l = 96 мм.
Суперкремникон – кремникон, имеющий секцию для переноса электронного изображения с фотокатода на мишень. Обладает повышенной чувствительностью – в 100 раз большей, чем у кремникона.
Телевидение – область техники, науки, культуры, связанная с передачей на расстояние изображений движущихся и неподвижных объектов с помощью радиоэлектронных средств. Типичная техническая телевизионная система содержит датчик телевизионных сигналов (см. __________), кодирующее устройство – кодер (см. __________), передатчик (см. __________), канал связи (см. __________), приемник с декодером (см. __________) и воспроизводящим устройством – кинескопом или телепроектором (см. __________).
Телевидение высокой четкости – широкоэкранная (с форматом кадра k = 5/3 либо k = 16/9, см. __________) телевизионная система, разработанная с целью согласования пространственно-временных характеристик зрения человека и качества изображений, попытка создать эффект присутствия. Этого можно достичь несколькими способами: увеличением числа строк и полей, что требует неприемлемой полосы частот до 50 МГц в эфире (см. __________); принятием мер, которые сопровождаются согласованием параметров телевидения высокой четкости с существующими стандартами вещательного телевидения, например, удвоением числа строк с образованием «выдуманных» промежуточных строк интерполяцией или заменой чересстрочной развертки строчной (см. __________); введением нового стандарта 950/25 с организацией в телевизоре устройства памяти на один кадр, в которое вводят сигнал изображения с частотой 25 кадр/с, а считывают все строки с частотой 50 кадр/с. Последний способ повышения четкости, детальности путем преобразования кадров требует полосу частот до 20 МГц в эфире. В другом варианте телевидения высокой четкости, заключающемся в кодировании сообщения с многократной субдискретизацией, эта полоса частот сокращена до 8 МГц, поэтому передача программ телевидения высокой четкости возможна через вещательный спутник с предусмотренной в нем полосой частот 12 МГц. См. также __________.
Телевизионный автомат – устройство поиска, угадывания, узнавания, распознавания объектов, их координат, геометрических параметров, подсчета, сортирования, запоминания.
Телевизионный растр – это структура поверхности изображения, результат анализа и синтеза кадра. Растр получается путем разложения изображений развертывающим элементом — электронным лучом. Для разложения используются пилообразные колебания в отклоняющей системе кинескопа (см. __________) токов строчной и кадровой частот, чтобы осуществить горизонтальное и вертикальное отклонения электронного луча в датчике и воспроизводящем устройстве. Частота строчной развертки f с = nz, а частота генератора кадровой развертки численно равна частоте полей (см. __________) f п = bn = bf с / z, где b = 2 – коэффициент чересстрочной развертки в системе вещательного телевидения. Для согласованной работы генераторов разверток применяют синхронизирующие импульсы (рис. 006). Для устранения искажений сигнала изображения во время обратных ходов лучей управляющий электрод кинескопа блокируют специальными импульсами гашения.
Рис. 006
Телевизор (телевизионный приемник) – устройство воспроизведения видео- и аудиосообщений, содержащее радиоканал, декодер полного цветового телевизионного сигнала (см. __________), кинескоп, УЗЧ, громкоговорители.
В одноканальном телевизоре (с общим УПЧ для сигналов звука и изображения) амплитудный детектор сигналов изображения выполняет также функцию второго преобразователя частоты, который выделяет сигнал разностной частоты
f ПЧ2зв = f н.зв - f н.из = f ПЧиз - f ПЧ1зв = 38 - 31,5 = 6,5 мГц.
Рис. 007
Одноканальная структура (рис. 007) облегчает массовое производство телевизоров благодаря допустимой невысокой стабильности гетеродина. Такой телевизор содержит: антенный блок 1; селекторы каналов 2, 8, содержащие усилитель сигнальной частоты и первый преобразователь частоты; блок выбора программ 15; цепи АРУ 16; АПЧ 3; широкополосный УПЧ изображения и звукового сопровождения (f ПЧиз, f ПЧзв) 9; видеодетектор 10 с режекторным фильтром 11 для подавления сигналов звука на выходе видеодетектора; видеоусилитель 12; декодер 18; усилитель второй ПЧ звука 4; ограничитель амплитуды 5; частотный детектор звука 6 с УЗЧ 7; амплитудный селектор импульсов 13; генераторы кадровой 14 и строчной 19 разверток; генератор высокого напряжения 20; источник питания 17. На выходе канала изображения установлен кинескоп 21, а на выходе канала звукового сопровождения – акустическая система АС.
Рис. 008
Структура декодера системы SECAM показана на рис. 008. Амплитудно-модулированные сигналы яркости через видеоусилитель 1 подают на цветной кинескоп. Частотно-модулированные сигналы цветности выделяют полосовым фильтром 4. Линия задержки 5, осуществляющая задержку на длительность строки (64 мкс), и электронный коммутатор 6 обеспечивают одновременное появление на выходах частотных детекторов 2, 9 цветоразностных сигналов R – Y и В – Y, которые в системе SECAM передаются последовательно (см. __________). Два цветоразностных сигнала поступают в матрицу 7, где формируется третий сигнал G – Y. С выхода видеоусилителей 3, 8, 10 напряжения подаются на управляющие электроды цветного кинескопа. Сумматор 13 и распознаватель цвета 11 управляют работой электронного коммутатора 6 при участии генератора коммутационных импульсов 12.
Телемонитор – оконечное устройство для воспроизведения видео- и аудио сообщений после их обработки в трансивере (телетюнере). Содержит видеоусилитель, кинескоп с отклоняющей системой, генераторы и усилители разверток, а также усилитель звуковых частот и громкоговорители.
Типовая телерадиоаппаратура (некоторые примеры):
- адаптер видиотекста;
- декодер сообщений цветного телевидения
- демодулятор звука
- демодулятор телевизионных изображений
- кодер
- передающая камера
- преобразователь телевизионных стандартов
- синхрогенератор
- телемонитор
- трансивер (телетюнер)
Приведенный перечень не является исчерпывающим.
Траектория движения ленты в лентопротяжном механизме (см. __________). Во время записи или воспроизведения сигналов подвижные стойки 1 (рис. 005) вытягивают ленту 6 из кассеты 7, прижимают ее к барабану 3 и к неподвижным магнитным головкам стирания 2, звукового сообщения 4 и управления 5. В режимах перемотки и приостановки подвижные стойки возвращают ленту в кассету (по стрелкам). В рабочем цикле видеоголовки, расположенные на барабане, вращаются относительно ленты с большой скоростью V Г.Л, необходимой для воспроизведения ВЧ сигнала сообщения в строчке. Лента с малой скоростью (ведущий вал 8) проходит мимо стойки и наклоненного барабана с вращающимися видеоголовками, создавая смещения соседних строчек и одновременно формируя дорожки сигналов звука и управления. Как правило, траектория движения ленты напоминает форму одной из литер греко-латинской азбуки и имеет ее название. Например, сложная траектория в виде альфа-петли а дает возможность поместить катушки с лентой одну над другой на общей оси, уменьшить размеры видеомагнитофона. Петля в виде литеры омега Ω охватывает барабан с видеоголовками на угол, больший 180°; это дает возможность вместить в одной строчке видеозаписи все поле телевизионного изображения – 313 телевизионных строк (см. __________, __________) и обеспечить несегментную запись в бытовых видеомагнитофонах (см. __________). В одноосной кассетной конструкции применяют траекторию движения ленты в виде буквы С; в кассетах со смежными компланарными катушками траектория движения ленты может иметь вид литер U или М. В кассетах с траекторией движения ленты в виде букв С и М ведущий вал находится внутри, а в U -кассете – за ее пределами.
Траектория разложения изображения – порядок последовательной на плоскости передачи элементов разложения.
Трансивер(телетюнер) – высокочастотное устройство для приема, настройки и выбора телевизионного вещательного канала, а также для детектирования и декодирования цветных телевизионных сообщений.
Трехлучевой хроматрон – разновидность цветного кинескопа с линейчатым экраном (люминофор нанесен в виде горизонтальных линий) и решеткой из вертикальных проволок вместо маски. Прожекторы устанавливают в одну линию (компланарно). На решетку и экран подают разные потенциалы, которые образуют электростатическое поле, формирующее серию отклоняющих электронных линз. При этом 90 % электронов достигает экрана, и его светоотдача резко возрастает. Такие кинескопы выпускают с диагональю не более 32 см (из-за провисания проводов и нарушения сведения лучей при увеличении размера экрана).
Устройства сведения – это серия регулировочных магнитов и катушек на горловине колбы цветного кинескопа. С их помощью каждый из трех лучей после прохождения сквозь отверстие маски поступает к «своему» люминофору.
Физико-физиологическая основа телевидения – зрительный аппарат человека.
Формат аналоговой магнитной видеозаписи (рис. 001) – способ расположения строчек и дорожек на ленте (см. __________), структура видеофонограммы аудиовизуальных процессов, специфика конструкции видеомагнитофона. Наиболее известными форматами аналоговой магнитной видеозаписи на полудюймовой ленте являются: VHS (Video Home System), Beta и V-2000. Первый при переключении кодирующих блоков видеомагнитофона является универсальным для трех систем цветного телевидения (см. __________); размеры кассеты – 188 × 104 × 25 мм; продолжительность программ – до 240 мин. Формат Beta не имеет междустрочечных промежутков (р = 0) даже при самой малой скорости протяжки ленты, а кассета размерами 156 × 96 × 25 мм вмещает программу продолжительностью до 195 мин. Формат V-2000 отличается минимальной шириной строчки Т благодаря высококачественному автотрекингу (см. __________) и протяжкой ленты с использованием половины ширины (дважды вперед/назад). При размерах кассеты 183 × 110 × 26 мм запись в одну сторону занимает ширину А /2 полудюймовой ленты, а максимальная продолжительность программы составляет 2 × 240 мин. В современных восьмимиллиметровых форматах (А = 8 мм) сокращение затрат ленты достигается уменьшением скорости ее протяжки V Л,сокращением ширины рабочей зоны W, предельной длины волны λ min и ширины строчек Т записи при отсутствии междустрочечных промежутков. Целью введения этих мер является миниатюризация камкодеров – устройств, сочетающих в единой конструкции передающую камеру (см. __________) и видеомагнитофон.
Формат прямоугольного растра кадра – отношение ширины кадра к его высоте. Форматы кадра вещательного телевидения и стандартного кинокадра согласованы и совпадают: k = 4/3. Для телевидения высокой четкости и телевидения повышенного качества, а также для широкоэкранного кинофильма формат k = 5/3 либо k = 16/9. У видеотелефона k < 1.
Формат цифровой магнитной видеозаписи – способ реализации видеофонограммы аудиовизуальных процессов в виде цифрового потока, а также соответствующая специфика конструкций цифровых видеомагнитофонов. В настоящее время в мире известно восемь форматов цифровой магнитной видеозаписи. В основе построения всех, начиная с первого D-1, стандартизированного МККР в 1986 г., лежит наклоннострочечная магнитная запись.
В формате D-1 запись осуществляется сдвоенным блоком видеоголовок. Ширина магнитной ленты равна 19 мм, скорость ее протяжки – 28,7 см/с (т.е. на порядок больше, чем при аналоговой записи сигналов), минимальная длина волны λ min = 0,9 мкм; продольная плотность составляет 2,2 Кбит/мм при скорости передачи 2 Кбит/с. Сравнительно большое значение уменьшает влияние выпадений сигнала на качество изображения. Ленту размещают в кассетах трех типов (самая большая из них имеет размеры 366 × 206 × 33 мм); при толщине ленты 16 мкм продолжительность программы составляет 80 мин. Ширина строчки Т = 40 мкм, а ее длина l = 110 мм, угол наклона строчки к базовому краю ленты θ = 50°, промежутка между строчками нет. Формат цифровой магнитной видеозаписи содержит также три продольные дорожки: временного кода (ширина 0,5 мм), канала управления (0,5 мм) и поиска фрагмента программы (0,7 мм). Запись одного сегмента (одно поле изображения и его звуковая программа) размещаются на 12 строчках. Каждая строчка содержит два видеосектора по краям, четыре аудиосектора внутри (последние предназначены для ликвидации влияния на качество звука растяжения ленты и повреждения ее края). Ширина программной зоны, занятой всеми строчками, – 16 мм.
В 1994 г. по рекомендациям Европейского вещательного объединения (EBU) был предложен новый формат аудиовидеозаписи D-6, пригодный для всех телевизионных стандартов и удобный для дальнейшего усовершенствования. Этот формат обеспечивает воспроизведение изображений высокой плотности в любом из предыдущих форматов переходного периода (1985 – 1995 гг.) и запись со скоростями до 1,2 Гбит/с. Благодаря новой системе коррекции ошибок цифровые видеосигналы обрабатываются как поток данных, независимо от их происхождения, не ограничиваясь записью/воспроизведением лишь телевизионных изображений.
Цифровые видео- и аудиоданные сообщений записываются со скоростью примерно 1 Гбит/с на магнитную ленту шириной 19,05 мм. В частности, телевизионные изображения всех стандартов, например 1250 (625) строк и 60 (50) полей за секунду (см. __________), в формате D-6 приобретают свойства мультистандарта: имеют одинаковые характеристики строчки, внутреннюю структуру информационных блоков и модуляционный код.
Запись телевизионных сигналов с высокой плотностью (1250/50, 1125/60) осуществляется на средней скорости передачи данных 900...950 Мбит/с. Если также учесть одновременно оцифрованные звуковые, служебные и управляющие сигналы, коды синхронизации и коррекции ошибок, то полная скорость достигает 1,2 Гбит/с и сигналы записываются в реальном масштабе времени. Максимальная продолжительность записи/воспроизведения этих данных в «прозрачном» виде (без ухудшения качества от входа к выходу) на одну кассету составляет 64 мин. Кассета с информационной емкостью 500 Гбайт имеет стандартные размеры 366 × 206 × 33 мм, как у форматов D-1, D-2, и содержит металлопорошковую ленту толщиной 11 мкм повышенного качества. Для получения требуемой плотности информации шаг строчки записи равен 21 мкм, с углом наклона строчки к базовому краю ленты θ = 15° (а не 50°, как в предыдущих форматах цифровой магнитной видеозаписи). Минимальная длина волны записи λmin = 0,6 мкм. Частота вращения 150 Гц блока видеоголовок обеспечивает видеомонтаж изображений с частотами полей как 50, так и 60 Гц. Этот блок видеоголовок диаметром 96 мм имеет 32 видеоголовки для записи/считывания данных на ленте и две головки для стирания информации. Одно полуполе записывается восемью головками. Скорость видеоголовки относительно ленты V Г.Л = 46 м/с, абсолютная скорость протяжки ленты VЛ = 0,497 м/с.
На сигналограмме (рис. 011)показано размещение магнитных строчек и дорожек формата D-6 при частоте полей 50 Гц (а) и вид одного кластера – участка магнитной ленты, содержащего восемь наклонных строчек, отмеченных буквами a... h и записанных на одном поле с разверткой восемью видеоголовок за пол-оборота барабана видеоголовок (б). На этих рисунках: 1 – режиссерская дорожка; 2 – управляющая дорожка; 3 – дорожка адресно-временного кода; 4 – звуковые строчки; 5 – видеострочки; 6 – контрольная пометка программы; 7 – видеоголовка; 8 – стирающая головка.
Каждая строчка содержит запись данных изображения и звука, причем звуковая информация размещается на обоих концах строчки; они отделяются от видеоданных монтажными зазорами. Такое размещение дает возможность стирать и записывать цифровые данные о звуке или об изображении независимо от монтажных операций. Все поля одного кластера располагаются в виде правильного прямоугольника, вытянутого в направлении строчки записи. Каждый аудиосегмент содержит на обоих концах кластера данные стереоканала, записанные звуковыми головками, которые разнесены в пространстве для облегчения коррекции ошибок.
Рис. 009
При вращении блока вращающихся головок с частотой 150 Гц строчки записи телевизионных сигналов с частотами полей /п = 50 и 60 Гц имеют одинаковый вид. Из рис. 011, а,следует, что для l п = 50 Гц одно поле содержит шесть кластеров, его формируют 8 × 6 = 48 строчек; для l п = 60 Гц будет пять кластеров и 8 × 5 = 40 строчек. Линейная и относительная скорости ленты, прочие базовые параметры движения и коррекции ошибок остаются неизменными с переходом стандарта от 50 к 60 Гц и наоборот. Однако при этом изменяется число цифровых аудиоканалов: на 50-герцовом поле их можно записать 12 (шесть стереопар), а на 60-герцовом – лишь 10 (пять стереопар).
За десять (1985 – 1995 гг.) лет усовершенствования формата цифровой магнитной видеозаписи вероятность появления ошибок уменьшена с 10-7 (формат D-1) до 10-11 (D-6). Последнее соответствует появлению не более чем 46 неисправленных ошибок на 64-минутную кассету, что вполне удовлетворяет современным технико-эксплуатационным требованиям.
Характеристика верности – зависимость амплитуды напряжения на модуляторах цветного кинескопа (см. __________) от частоты модуляции сигнала на несущей частоте изображения.
Цветное вещательное телевидение – система с определенным кодированием сигналов изображения для обеспечения совместимости трансляции программ монохромного и цветного телевидения. Независимо от способа кодирования (см. __________) датчик формирует сигналы трех основных цветов, а в конце тракта эти сигналы управляют воспроизводящим устройством (см. __________). Кодирование дает возможность уплотнить спектр и передавать цветовую информацию вместе с сигналом яркости Y, поскольку в дискретном спектре яркостного Y -сигнала есть нулевые значения (рис. 004 и __________). Суть кодирования – формирование перемежающихся спектров сигналов яркости Y на несущей частоте и цветоразностных сигналов R – Y и В – Y – на поднесущей частоте. Способ передачи цветоразностных сигналов в канале яркости и отличает одну систему цветного телевидения от другой. Уплотнение спектров возможно благодаря особенности зрения человека – воспринимать мелкие детали изображений как неокрашенные. Сигналы основных цветов преобразуют в широкополосный сигнал яркости Y и в три узкополосных цветоразностных сигнала (см. __________). Из трех цветоразностных в эфир передают только два, а третий восстанавливают в приемнике, как дополнение к сигналу яркости (см. __________). Согласно ГОСТ 7845-92 радиосигнал изображения формируется с помощью AM несущей изображения f н.из полным цветовым ТВ сигналом с частичным подавлением нижней боковой полосы, а радиосигнал звука – с помощью ЧМ несущей звука f н.зв сигналом звукового сообщения. Полоса частот радиоканала изображения составляет 7,625 МГц, а звукового сопровождения 0,25 МГц. Разнос несущих 6,5 МГц, причем f н.из < f н.зв, номинальная ширина полосы частот одного радиоканала ТВ вещания 8 МГц.
В качестве примера приведем диаграмму распределения частот и полос системы SECAM цветного вещательного телевидения (рис. 010), где 1 – верхняя боковая полоса сигнала яркости (правее f н.из), 2 – частично подавленная нижняя боковая полоса (левее f н.из), 3 – сигнал звукового сопровождения, 4 – сигналы цветности, f В= 4,250 МГц и fR = 4,40625 МГц – частоты смодулированных поднесующих при передаче синих и красных строк соответственно.
Рис. 010
Цветное телевидение – совокупность устройств, основанных на применении определенного способа кодирования цветового телевизионного сигнала (см. __________).
Цветной кинескоп – разновидность телевизионного воспроизводящего устройства. Известны цветные кинескопы масочного типа (с самосведением лучей и без него), а также одно- и трехлучевой хроматроны с диагональю от 16 до 70 см.
Цветность – направление вектора цвета D в трехмерном пространстве, определяющее качество цвета:
D = rR + gG + bВ,
где r, g, b – трехцветные коэффициенты, сумма которых r + g + b = 1. Следовательно, любую цветность однозначно определяют два из них. Согласно этому принципу в телевидении по каналу связи передают лишь два цветоразностных сигнала, а трети