1. Растяжка «Лучики». И.п. — сидя на полу.
2. Дыхательное упражнение. И.п. — сидя на полу. Выдох
нуть, открыть глаза. Вдохнуть, закрыть глаза. Продолжать,
выдыхая при свете, вдыхая в темноте. Пусть ваши глаза пол
ностью расслабятся, когда они закрыты. Открыть глаза и
поморгать. Каждый раз, открывая глаза, отмечать то, что
видите, — все изгибы и формы, линии и углы. Сначала по
пробуйте замечать только темное, затем — только светлое.
3. Глазодвигательное упражнение. Тоже. И.п. — сидя на
полу.
4. Упражнения для развития мелкой моторики рук. И. п. —
сидя на полу. Усложнение — на каждое движение пальцем или
рукой ребенок должен произносить «хве» и «фи», чередуя их.
• «Волна».
• «Лягушка».
• «Лезгинка».
• «Змейка».
Усложнение—упражнения выполняются слегка прикушенным языком и закрытыми глазами.
• «Массаж ушных раковин».
• «Паровозик».
• «Рисующий слон».
• «Сова».
5. Функциональное упражнение «Птенцы». Цель:развитие
концентрации внимания и навыков совместной деятельности.
Участники садятся в круг. Выбираются птица-мама, птица-
папа, которые уходят за дверь. Затем выбираются пять птен
цов. Все опускают головы на руки вниз. Птицы-родители
приглашаются в круг. Один из птенцов тихим тонким голо
сом пищит, не поднимая головы. Остальные дети сидят очень
тахо. Задача птиц-родителей определить пищащего птен
ца. Этот птенец может поднять голову. Так продолжается
до тех пор, пока все птенцы не будут найдены. При повторе
игры можно обыгрывать других зверей, например котят, яг-
снят и т.д.
|
|
6. Когнитивное упражнение «Визуализация волшебной
восьмерки». И.п. — сидя на полу, Детям предлагается пред
ставить лежащую восьмерку, которая располагается внут
ри головы и тянется от уха до уха. Необходимо мысленно
следить глазами по траектории восьмерки.
7. Когнитивное упражнение «Зашифрованное предложе
ние». Цель: формирование произвольности, слухоречевой па
мяти и межполушарного взаимодействия. И.п. — сидя на
полу. Для запоминания даются короткие предложения,
например: «Дети играли во дворе». Детям предлагается за
шифровать предложение, добавляя через каждый слог
вставку «хве»: «Де(хве)ти(хве) иг(хве)ра(хве)ли(хве) во(х-
Be)^BO(xBe)pe(xBe)».
• 8. Коммуникативное упражнение с правилами «Принц-на-цыпочках». Дети садятся в круг. Принц-на-цыпочках (прин-цесса-на-цыпочках) тихими неслышными шагами подходит к одному из участников группы, легко дотрагивается до кончика носа и направляется к следующему. Тот, до чьего носа
4* 99
дотронулся принц, должен так же бесшумно следовать за ним. Он становится членом королевской свиты и должен держаться с королевским достоинством, спокойно и элегантно. Королевская свита будет увеличиваться, пока в нее не войдут все участники упражнения. В этот момент принц оборачивается к своей свите, раскрывает руки и говорит: «Благодарю вас, господа!» После чего все возвращаются на свои места. 9. Релаксация «Потянулись — сломались». И. п. — стоя, руки и все тело устремлены вверх, пятки от пола не отрывать. Инструктор: «Тянемся, тянемся вверх, выше и выше... Мысленно отрываем пятки от пола, чтобы стать еще выше (реально пятки на полу)... А теперь наши кисти как бы сломались, безвольно повисли. Теперь руки сломались в локтях, в плечах, упали плечи, повисла голова, сломались в талии, подогнулись колени, упали на пол... Лежим расслабленно, безвольно, удобно... Прислушайтесь к себе Осталось ли где-нибудь напряжение? Сбросьте его». Во время выполнения упражнения следует обратить внимание детей на два момента:
|
|
—показать разницу между выполнением команды «опу
стить кисти» и «сломались в кистях» (расслабление кистей
достигается только во втором случае);
—когда дети лежат на полу, педагог должен обойти каж
дого из них и проверить, полностью ли расслаблено его тело,
указать места зажимов.