Первый период эволюции: от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости призрения инвалидов

Отрезок европейской истории с VIII в. до н.э. по XII в. н.э. можно условно считать первым периодом эволюции отношения западноевропейского государства и общества к лицам с умст­венными и физическими недостатками. В этот промежуток вре­мени западноевропейская цивилизация прошла путь от оттор­жения и агрессии по отношению к инвалидам до прецедентов осознания властью (монархом) необходимости помощи им, ор­ганизации учреждений призрения. Этот путь оказался длиной в два тысячелетия.

Анализ первого периода эволюции отношения европейцев к названной части населения целесообразно начинать от легендар­ных законов Ликурга, отразивших агрессивное неприятие ребен­ка-инвалида античным миром. Хронологической нижней грани­цей периода соответственно является VIII в. до н.э. - время созда­ния упомянутых законов. Верхней границей условно можно счи­тать XII в., так как именно на это столетие пришлось появление в Европе первых светских приютов, предназначенных для слепых. Создание по инициативе монархов благотворительных учрежде­


ний оценивается как прецедент осознания государством (в лице его правителя) необходимости помощи инвалидам, как свидетель­ство изменения отношения к ним.

От момента установления законов Ликурга, закрепивших пра­во на уничтожение неполноценных, до первых благотворитель­ных инициатив светской власти по отношению к инвалидам про-щло более двух тысячелетий. В чем же причина того, что негатив­ное отношение европейцев к соотечественникам с умственными и физическими недостатками сохранялось так долго, и благодаря чему оно все же изменилось к лучшему? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим факты в контексте развития европейской ци­вилизации.

В античном мире судьба интересующих нас людей была тра­гичной. Они не считались гражданами, а их статус был сопоста­вим со статусом рабов. Носителя врожденного умственного или физического недостатка ждала либо физическая, либо граждан­ская смерть. Закон дискриминировал даже тех из них, кто при­надлежал к привилегированным сословиям, разделяя и элитную часть общества на «полноценных» (признанных) и «неполноцен­ных» (непризнанных). В мир свободных граждан античных госу­дарств-полисов человеку с врожденными нарушениями слуха, зрения, умственной отсталостью доступа не было.

Новые идеалы, новые ценности, новый взгляд на человека и смысл его жизни на земле принесло христианское вероучение. Оно внесло в языческий безжалостный мир религиозную чувст­вительность и религиозное сострадание. Милосердие было объ­явлено не только добродетелью, но и обязанностью христиани­на. Однако новые идеалы, противоречащие многовековой тра­диции агрессивного неприятия лиц с умственными и физически­ми недостатками, трудно и медленно усваивались вчерашними язычниками.

Средневековое законодательство следовало античному (закреп­ленному в римском праве) пониманию прав, а точнее, бесправию глухонемых, слепых, слабоумных, калек и уродов'.

Первыми, кто смог переступить незримую черту и подать при­мер участливого и милосердного отношения к людям, отторгаемым большинством, оказались немногочисленные церковные подвиж­ники. При монастырях появились хосписы и приюты (в Византии -IV в., в Западной Римской империи - VII в.), в них иногда могли получить кров и пищу интересующие нас люди.

Здесь и далее в тексте для обозначения лиц с различными нарушениями в Развитии используются термины, присущие описываемому периоду эволюции.


За последующие пять столетии западноевропейскими странами был пройден путь от открытия монастырских к созданию первых светских приютов и больниц и, наконец, к появлению специаль­ного светского убежища для слепых, точнее - ослепших воинов (Бавария, Франция; XII в.). Постепенно на континенте складыва­лась структура призрения и лечебной помощи с характерными для нее институтами (хосписы, больницы, приюты, убежища, лепро­зории). Одни из них опекала церковь, другие - верховная светская или городская власть.

Принципиально важно, что создание институтов призрения со временем перестало быть исключительно прерогативой церкви, войдя в сферу интересов и ответственности городских властей и короны. В круг творцов деятельного милосердия вошли власть предержащие, благодаря чему призрение постепенно становится объектом государственных интересов.

Первый период формирования рефлексии государства и об­щества на лиц с выраженными отклонениями в развитии в нашей стране начинается в Хв., а заканчивается только в начале XVIII в. Его нижней границей условно можно считать время христианизации Руси и возникновения первых монастырских приютов. Верхней границей можно считать указы Петра I, за­прещающие умерщвлять детей с врожденными дефектами (1704);

повелевающие повсеместно открывать церковные приюты и госпитали для оказания помощи сиротам, нищим и убогим (1715).

Не проходя всех стадий общественных рефлексий, присущих западноевропейской цивилизации, Киевская Русь в готовом виде получила систему монастырской благотворительности и призре­ния в Х в., признав христианство официальной государственной религией. Князь Владимир вменил призрение инвалидов церкви (996), а его современник, один из основателей Киево-Печерского монастыря - преподобный Феодосии, основал первую монастыр­скую больницу-богадельню, где, по летописным свидетельствам, оказывалась помощь калекам и глухонемым.

Знакомство с историей и культурой восточнославянских пле­мен, Киевской Руси дает основание утверждать:

славяне-язычники не проявляли агрессии или выраженной неприязни по отношению к лицам с отклонениями в развитии, более того - относились к ним терпимо, сострадательно;

киевские князья, отличаясь личным милосердием к сиротам и нищим, познакомившись с опытом Византии, легко переняли его и возложили функцию призрения на церковь, передав ей одновременно часть своих доходов на нужды благотворитель­ности;


законоуложение Киевской Руси определило круг лиц, нуж­дающихся в общественном призрении, а также ответственных за его обеспечение и источники финансирования;

в XI в. в Киево-Печерском монастыре складывается первый опыт церковного призрения убогих.

Таким образом. Киевская Русь в X-XI вв., приняв православие в процессе христианизации славянских княжеств, копирует визан­тийскую систему монастырской благотворительности. В отличие от Европы, где монастырские приюты появились в IV-VII вв., эта форма призрения возникает на Руси значительно позже (X-XI вв.) и должна быть оценена как привнесенная.

Напомним, европейская цивилизация прошла долгий и мучи­тельный путь от нетерпимости и агрессии по отношению к инва­лидам до практики создания хосписов и запрета убивать «бесноватых». Русь же вместе с православием заимствовала ха­рактерные для него модели призрения, восприятие которых было подготовлено национальными культурными традициями. Перво­му историческому прецеденту организованного призрения на Ру­си - княжескому указу об опеке увечных и открытию церковного приюта - не предшествовал, как в Западной Европе, длительный период агрессии общества по отношению к людям с отклонения­ми в развитии.

Феодальные междоусобицы (XI-XV вв.), столетия ига (XIII-XV вв.), смутное время (начало XVI - начало XVII в.) привели к оскудению национальной традиции доброжелательного, участли­вого отношения к немощным и увечным. Ослабление православ­ной церкви, ее подчинение государству, секуляризация культуры значительно ограничили развитие на Руси церковно-христиан-ской благотворительности. В землях, подвластных московским князьям, киевский опыт призрения не получил развития и по сути был забыт.

Русь станет на путь создания светской системы призрения в си­лу европеизации страны, предпринятой Петром I.

Организация светского призрения в России, как и первые за­конодательные акты, положившие начало государственной по­литике социальной помощи инвалидам, во многом явилась ре­зультатом знакомства монарха с западноевропейским опытом. Создание первых светских специальных учреждений произошло в рамках реформирования всех институтов государства по зару­бежному образцу. В основе новой политики, строящейся по запад­ноевропейскому (протестантскому) образцу, лежала не столько христианско-гуманистическая идея заботы о страждущем, сколько интересы власти, идея монарха о «полезности» подданных госу­дарству.


Присущее славянам-язычникам терпимо-сострадательное от­ношение к увечным, обогащенное христианскими идеалами мило­сердия и добродеяния, оформилось в национальную традицию, которая была на протяжении последующих веков значительно ослаблена. Отношение русских князей и царей к интересующим нас людям на протяжении многих столетий окрашивалось нище-любием, но не сопровождалось активными действиями - попыт­ками власти как-то изменить их положение. Исключение состав­ляют киевский князь Владимир и Петр I. Первый перенес на оте­чественную почву современную ему византийскую модель мона­стырского призрения, второй взял за образец западноевропей­скую практику помощи инвалидам.

Отечественное законоуложение в отличие от римского права и последующего европейского законодательства практически до XVI в. не касается статуса лиц с выраженными отклонениями в раз­витии. Относительную регламентацию жизни инвалидов ввел «Стоглавый судебник» (1551), предписавший глухонемых, одержи­мых бесом и лишенных разума, помещать в монастыри, чтобы они не были «пугалом для здоровых», иными словами, законодатель­ный акт был направлен на защиту «полноценного большинства» от «неполноценного меньшинства», рекомендуя изоляцию представи­телей последнего. Закон 1676 г. запрещал управление имуществом «глухим, слепым, немым, пьяницам и глупым», фиксируя государ­ственное отношение к ним как к неполноценным, недееспособным.

Если в Западной Европе первый факт заботы монарха об инва­лидах приходится на XII в., то в России аналогичный прецедент возникает только в начале XVIII столетия и по сути представляет собой фрагмент государственных реформ, направленных на вне­дрение западноевропейского устройства общества.

Итак, первый период формирования рефлексии государства и общества на лиц с выраженными отклонениями в развитии в Рос­сии протекал в иные исторические сроки, при этом его начало обусловлено принятием христианства и характеризовалось заим­ствованием западной системы монастырского призрения инвали­дов. Окончание периода также обусловлено знакомством монарха с западноевропейским государственным устройством и его стрем­лением реформировать страну по зарубежному образцу, в контек­сте которого и возникает первый прецедент государственной за­боты об инвалидах.

В России, как и на Западе, период завершается осознанием го­сударством (в лице монарха) необходимости призрения лиц с вы­раженными отклонениями в развитии, но происходит это под влиянием западного опыта и в существенно иных социокультур-ных условиях.


3.2. Второй период эволюции: от осознания необходимости призрения инвалидов к осознанию возможности обучения глухих и слепых детей;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: