Принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования

Этот принцип предполагает опору на здоровые силы обучаю­щегося, воспитанника, построение образовательного процесса с использованием сохранных анализаторов, функций и систем ор­ганизма в соответствии со спецификой природы недостатка раз­вития (т. е. природосообразно). Коррекционная работа, направ­ленная на исправление или ослабление недостатков психо-физи-ческого развития (например, коррекция недостатков речи, произ­вольных движений, пространственной ориентации и пр.), создает дополнительные возможности для процесса компенсации утра­ченных или неполноценных функций или систем организма. Об­разование и развитие ребенка с ограниченными возможностями строится, таким образом, в соответствии с его специфическими природными возможностями и на их основе.

Из физиологии известно о возможности определенной компен­сации утраченной функции (анализатора, органа или системы ор­ганизма) за счет перестройки других сохранных. Поэтому процесс образования человека с особыми образовательными потребностя­ми строится с опорой на сохранные функции. Часто это необыч­ное с точки зрения общепринятых норм замещение (или компен­сация), однако компенсаторные возможности человеческого ор­ганизма настолько велики, многообразны, что в специальной пе­дагогике существует мощный арсенал компенсаторных подходов, позволяющий оказывать педагогическую помощь человеку в са­мых, казалось бы, безнадежных ситуациях, возвращая его в обра­зовательное пространство. Незрячие люди могут научиться читать с помощью кончиков пальцев; неслышащие - понимать по губам говорящего обращенную к ним речь и полноценно общаться на языке жестовой речи; лица, утратившие способность действовать руками, - писать, шить и вязать, рисовать используя функции дру­гих частей тела.

Коррекционно-компенсирующая направленность образования обеспечивается современной системой специальных технических средств обучения и коррекции, компьютерными технологиями, особой организацией образовательного процесса. Она отражена в содержании, методах, организации и организационных формах спе­циального образования. Так, это меньшая наполняемость классов в школе, увеличенные сроки обучения, охранительный лечебно-педагогический режим, наличие индивидуальных занятий, специ­альные предметы (уроки) для коррекционной и компенсирующей работы, специальные методы и приемы учебной и обучающей деятельности и многое другое.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: