Школьная система специального образования

Дети школьного возраста, имеющие особые образовательные потребности, получают образование в соответствии со специаль­ными образовательными стандартами в различных образователь­ных учреждениях или на дому.

В течение XX в. складывалась система специальных (коррек-ционных) образовательных учреждений, которые являются преиму­щественно школами-интернатами и в которых в СССР и в России обучалось и обучается подавляющее большинство детей школь­ного возраста с особыми образовательными потребностями.

В настоящее время существует восемь основных видов специ­альных школ для детей с различными нарушениями развития. Чтобы исключить вынесение диагнозных характеристик в рекви­зиты этих школ (как это было раньше: школа для умственно от­сталых, школа для глухих и т. п.), в нормативно-правовых и офи­циальных документах эти школы называются по их видовому по­рядковому номеру:

специальное (коррекционное) образовательное учреждение

I вида (школа-интернат для глухих детей);

специальное (коррекционное) образовательное учреждение

II вида (школа-интернат для слабослышащих и позднооглохших детей);

специальное (коррекционное) образовательное учреждение

III вида (школа-интернат для незрячих детей);

специальное (коррекционное) образовательное учреждение

IV вида (школа-интернат для слабовидящих детей);

специальное (коррекционное) образовательное учреждение

V вида (школа-интернат для детей с тяжелыми нарушениями речи);

специальное (коррекционное) образовательное учреждение

VI вида (школа-интернат для детей с нарушениями опорно-двига­тельного аппарата);

специальное (коррекционное) образовательное учреждение

VII вида (школа или школа-интернат для детей с трудностями в обучении - задержкой психического развития);

специальное (коррекционное) образовательное учреждение

VIII вида (школа или школа-интернат для детей с умственной от­сталостью).

Деятельность таких учреждений регламентируется постановле­нием Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997г. •No 288 «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», а также письмом Министерства образования РФ «О специфике деятельности спе-


циальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов».

В соответствии с этими документами во всех специальных (коррекционных) образовательных учреждениях реализуются спе­циальные образовательные стандарты.

Образовательное учреждение самостоятельно, на основе спе­циального образовательного стандарта, разрабатывает и реализу­ет учебный план и образовательные программы, исходя из осо­бенностей психофизического развития и индивидуальных воз­можностей детей. Специальное (коррекционное) образовательное учреждение может быть учреждено федеральными органами ис­полнительной власти (Министерством образования РФ), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (управ­лением, комитетом, министерством) образования области, края, республики) и органами местного (муниципального) самоуправ­ления. Специальное (коррекционное) образовательное учрежде­ние может быть негосударственным.

В последние годы создаются специальные образовательные уч­реждения и для других категорий детей с ограниченными возмож­ностями здоровья и жизнедеятельности: с аутистическими чертами личности, с синдромом Дауна. Имеются также санаторные (лесные) школы для хронически болеющих и ослабленных детей.

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения финансируются соответствующим учредителем.

Каждое такое образовательное учреждение несет ответствен­ность за жизнь воспитанника и обеспечение его конституционного права на получение бесплатного образования в пределах специ­ального образовательного стандарта. Всем детям обеспечиваются условия для обучения, воспитания, лечения, социальной адапта­ции и интеграции в общество.

Выпускники специальных (коррекционных) образовательных учреждений (за исключением школы VIII вида) получают цензовое образование (т. е. соответствующее уровням образования массовой общеобразовательной школы: например, основное общее образо­вание, общее среднее образование). Им выдается документ госу­дарственного образца, подтверждающий полученный уровень об­разования или свидетельство об окончании специального (коррек-ционного) образовательного учреждения.

В специальную школу ребенка направляют органы управле­ния образованием только с согласия родителей и по заключению (рекомендации) психолого-медико-педагогической комиссии. Также с согласия родителей и на основании заключения ПМПК ребенок может быть переведен внутри специальной школы в класс для детей с умственной отсталостью только после первого года обучения в ней.


В специальной школе может быть создан класс (или группа) для детей со сложной структурой дефекта по мере выявления та­ких детей в ходе психолого-медико-педагогического наблюдения в условиях образовательного процесса.

Помимо этого в специальной школе любого вида могут быть открыты классы для детей с выраженными нарушениями в умст­венном развитии и сопутствующими им другими нарушениями. Решение об открытии такого класса принимает педагогический совет специальной школы при наличии необходимых условий, специально подготовленных кадров. Главные задачи таких клас­сов - обеспечение элементарного начального образования, созда­ние максимально благоприятных условий для развития личности ребенка, получения им допрофессиональной или элементарной трудовой и социально-бытовой подготовки с учетом его индиви­дуальных возможностей.

Ученик специальной школы может быть переведен для обуче­ния в обычную общеобразовательную школу органами управле­ния образованием с согласия родителей (или лиц, их заменяющих) и на основании заключения ПМПК, а также в случае, если в об­щеобразовательной школе имеются необходимые условия для ин­тегрированного обучения.

Помимо образования специальная школа обеспечивает детям с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности медицинское и психологическое сопровождение, для чего в штате специальной школы имеются соответствующие специалисты. Они работают в тесном взаимодействии с педагогическим персоналом, осуществляя диагностическую деятельность, психокоррекционные и психотерапевтические мероприятия, поддерживая в специаль­ной школе охранительный режим, участвуя в профконсультирова-нии. При необходимости дети получают медикаментозное и фи­зиотерапевтическое лечение, массаж, закаливающие процедуры, посещают занятия лечебной физкультурой.

Процесс социального адаптирования, социальной интеграции помогает осуществлять социальный педагог. Его роль особенно возрастает на этапе выбора профессии, окончания выпускниками школы и перехода в послешкольный период.

Каждая специальная школа уделяет значительное внимание тру­довой, предпрофессиональной подготовке своих воспитанников. Содержание и формы подготовки зависят от местных особенно­стей: территориальных, этнонациональных и культурных, от по­требностей местного рынка труда, возможностей воспитанников, их интересов. Сугубо индивидуально выбирается профиль труда, включающий в себя подготовку к индивидуальной трудовой дея­тельности.


Специальная школа I вида, где обучаются глухие дети, ведет образовательный процесс в соответствии с уровнем общеобразо­вательных программ трех ступеней общего образования:

1-я ступень - начальное общее образование (в течение 5-6 лет или 6-7 лет - в случае обучения в подготовительном классе);

2-я ступень - основное общее образование (в течение 5-6 лет);

3-я ступень - полное среднее общее образование (2 года, как правило, в структуре вечерней школы).

Для детей, не получивших полной дошкольной подготовки, организуется подготовительный класс. В первый класс принима­ются дети с 7 лет.

Вся учебная деятельность пронизана работой по формированию и развитию словесной устной и письменной речи, общения, умения воспринимать и понимать речь окружающих на слухозрительной основе. Дети учатся использовать остатки слуха для восприятия речи на слух и слухозрительно с использованием звукоусиливаю­щей аппаратуры.

С этой целью регулярно проводятся групповые и индивидуаль­ные занятия по развитию слухового восприятия и формированию произносительной стороны устной речи.

В школах, работающих на билингвистической основе, осу­ществляется равноправное обучение языку словесной и языку жестовой речи, но учебный процесс ведется на языке жестовой

речи.

В составе специальной школы I вида организуются классы для глухих детей со сложной структурой дефекта (умственной отста­лостью, трудностями в обучении, слабовидящих и др.).

Количество детей в классе (группе) не более 6 человек, в клас­сах для детей со сложной структурой дефекта до 5 человек.

Специальная школа II вида, где обучаются слабослышащие (имеющие частичную потерю слуха и различную степень недораз­вития речи) и позднооглохшие дети (оглохшие в дошкольном или школьном возрасте, но сохранившие самостоятельную речь), име­ет два отделения:

первое отделение - для детей с легким недоразвитием речи, свя­занным с нарушением слуха;

второе отделение - для детей с глубоким недоразвитием речи, причиной которого является нарушение слуха.

Если в процессе обучения возникает необходимость перевода ребенка из одного отделения в другое (ребенку трудно в первом отделении или, наоборот, ребенок во втором отделении достигает такого уровня общего и речевого развития, которое позволяет ему учиться в первом отделении), то с согласия родителей и по рекомендации ПМПК происходит такой переход.


В первый класс в любое из отделений принимаются дети, дос­тигшие семилетнего возраста, если они посещали детский сад. Для детей, которые по какой-либо причине не имеют соответствующей дошкольной подготовки, во втором отделении организуется под­готовительный класс.

Наполняемость класса (группы) в первом отделении до 10 че­ловек, во втором отделении до 8 человек.

В специальной школе II вида образовательный процесс осуще­ствляется в соответствии с уровнями общеобразовательных про­грамм трех ступеней общего образования:

1-я ступень - начальное общее образование (в первом отделе­нии 4-5 лет, во втором отделении 5-6 или 6-7 лет);

2-я ступень - основное общее образование (6 лет в первом и во втором отделениях);

3-я ступень - среднее (полное) общее образование (2 года в первом и во втором отделениях).

Развитие слухового и слухозрительного восприятия, формиро­вание и коррекция произносительной стороны речи проводятся на специально организованных индивидуальных и групповых за­нятиях с использованием звукоусиливающей аппаратуры коллек­тивного пользования и индивидуальных слуховых аппаратов.

Развитие слухового восприятия и автоматизация навыков про­изношения продолжаются на занятиях фонетической ритмикой и в различных видах деятельности, связанных с музыкой.

Специальные школы III и IV видов предназначены для образо­вания незрячих (III вид), слабовидящих и поздноослепших (IV вид) детей. Вследствие незначительного числа таких школ при необхо­димости может быть организовано совместное (в одном учрежде­нии) обучение незрячих и слабовидящих детей, а также детей с косоглазием и амблиопией.

В специальную школу III вида принимаются незрячие дети, а также дети с остаточным зрением (0,04 и ниже) и более высокой остротой зрения (0,08) при наличии сложных сочетаний наруше­ний зрительных функций, с прогрессирующими глазными заболе­ваниями, ведущими к слепоте.

В первый класс специальной школы III вида принимают де­тей 6-7 лет, а иногда и 8-9 лет. Наполняемость класса (группы) может быть до 8 человек. Общий срок обучения в школе III вида 12 лет, за который ученики получают среднее (полное) общее об­разование.

В специальную школу IV вида принимаются слабовидящие де-'№ с остротой зрения от 0,05 до 0,4 на лучше видящем глазу с пе­реносимой коррекцией. При этом учитывается состояние других тигельных функций (поле зрения, острота зрения вблизи), форма


и течение патологического процесса. В эту школу могут быть приняты дети и с более высокой остротой зрения при прогресси­рующих или часто рецидивирующих заболеваниях зрения, при наличии астенических явлений, возникающих при чтении и пись­ме на близком расстоянии.

В эту же школу принимаются дети с косоглазием и амблиопи-ей, имеющие более высокую остроту зрения (свыше 0,4).

В первый класс школы IV вида принимаются дети 6-7 лет. В классе (группе) может быть до 12 человек. За 12 лет обучения в школе дети получают среднее (полное) общее образование.

Специальная школа V вида предназначена для образования де­тей с тяжелыми нарушениями речи и может иметь в своем составе одно или два отделения.

В первом отделении обучаются дети, имеющие общее недораз­витие речи тяжелой степени (алалия, дизартрия, ринолалия, афа­зия), а также дети, имеющие общее недоразвитие речи, сопровож­дающееся заиканием.

Во втором отделении учатся дети с тяжелой формой заикания при нормально развитой речи.

Внутри первого и второго отделений с учетом уровня речевого развития детей могут создаваться классы (группы), включающие воспитанников с однородными нарушениями речи.

Если речевое нарушение устранено, ребенок может на основании заключения ПМПК и с согласия родителей перейти в обычную школу.

В первый класс принимаются дети 7-9 лет, в подготовитель­ный - 6-7 лет. За 10-11 лет обучения в школе V вида ребенок мо­жет получить основное общее образование.

Специальная логопедическая и педагогическая помощь оказы­вается ребенку в процессе обучения и воспитания, на всех уроках и во внеклассное время. В школе предусмотрен специальный ре­чевой режим.

Специальная школа VI вида предназначена для образования детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (двигатель­ные нарушения, имеющие разные причины и разную степень вы­раженности, детский церебральный паралич, врожденные и при­обретенные деформации опорно-двигательного аппарата, вялые параличи верхних и нижних конечностей, парезы и парапарезы нижних и верхних конечностей).

Школа VI вида осуществляет образовательный процесс в соот­ветствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступе­ней общего образования:

1-я ступень - начальное общее образование (4-5 лет);

2-я ступень - основное общее образование (6 лет);

3-я ступень - среднее (полное) общее образование (2 года).


В первый класс (группу) принимают детей с 7 лет, однако допус­кается прием детей и старше этого возраста на 1-2 года. Для де­тей, не посещавших детский сад, открыт подготовительный класс. Количество детей в классе (группе) не более 10 человек. В школе VI вида установлен специальный двигательный режим. Образование осуществляется в единстве с комплексной кор-рекционной работой, охватывающей двигательную сферу ребен­ка, его речь и познавательную деятельность в целом.

Специальная школа VII вида предназначена для детей, испы­тывающих стойкие затруднения в обучении, имеющих задержку психического развития (ЗПР).

Образовательный процесс в этой школе осуществляется в соот­ветствии с уровнями общеобразовательных программ двух ступе­ней общего образования:

1-я ступень - начальное общее образование (3-5 лет)

2-я ступень - основное общее образование (5 лет).

Дети принимаются в школу VII вида только в подготовитель­ный, первый и второй классы, в третий класс - в виде исключения. Те, кто начал учиться в обычной школе с 7 лет, принимаются во второй класс школы VII вида, а начавшие учиться в обычном об­разовательном учреждении с 6 лет могут быть приняты в первый класс школы VII вида.

Дети, не имевшие никакой дошкольной подготовки, могут быть приняты в возрасте 7 лет в первый класс школы VII вида, а в возрасте 6 лет - в подготовительный класс.

Количество детей в классе (группе) не более 12 человек.

У обучающихся в школе VII вида сохраняется возможность пе­рехода в обычную школу по мере коррекции отклонений в разви­тии, устранения пробелов в знаниях после получения начального общего образования.

При необходимости уточнения диагноза ребенок может обу­чаться в школе VII вида в течение года.

Специальную педагогическую помощь дети получают на инди­видуальных и групповых коррекционных занятиях, а также на ло­гопедических занятиях.

Специальная школа VIII вида обеспечивает специальное обра­зование для детей с интеллектуальным недоразвитием. Обучение в этой школе не является цензовым, имея качественно иное содер­жание. Основное внимание уделяется социальной адаптации и профессионально-трудовой подготовке при освоении учениками Доступного им объема содержания образования по общеобразо-аательным предметам.

Обучение в школе VIII вида завершается экзаменом по трудо­вому обучению. Школьники могут быть освобождены от экзаме-

на (аттестации) по состоянию здоровья. Порядок освобождения определяется Министерством образования и Министерством здравоохранения Российской Федерации.

В школу VIII вида ребенок может быть принят в первый или подготовительный класс в возрасте 7-8 лет. Подготовительным класс позволяет не только лучше подготовить ребенка к школе, но и дает возможность уточнения диагноза в ходе образовательного процесса и психолого-педагогического изучения возможностеи ребенка.

Количество учеников в подготовительном классе не превышает 6-8 человек, а в остальных классах - не более 12.

Сроки обучения в школе VIII вида могут быть 8 лет, 9 лет, 9 лет с классом профессиональной подготовки, 10 лет с классом про­фессиональной подготовки. Эти сроки обучения могут быть уве­личены на 1 год за счет открытия подготовительного класса.

Если школа имеет необходимую материальную базу, то в ней могут быть открыты классы (группы) с углубленной трудовой подготовкой.

В такие классы переходят учащиеся, окончившие восьмой (девя­тый) класс. Окончившие класс с углубленной трудовой подготов­кой и успешно сдавшие квалификационный экзамен получают документ о присвоении соответствующего квалификационного разряда.

В школах VIII вида могут создаваться и функционировать классы для детей с глубокой умственной отсталостью. Число де­тей в таком классе не должно превышать 5-6 человек.

Дети могут быть направлены в подготовительный (диагности­ческий) класс. В течение учебного года предварительный диагноз уточняется, и в зависимости от этого на следующий год ребенок может быть либо направлен в класс для детей с тяжелыми формами нарушения интеллекта, либо в обычный класс школы VIII вида.

Комплектование классов для детей с тяжелой формой интел­лектуального недоразвития проводится по трем уровням:

1-й уровень - в возрасте с 6 до 9 лет;

2-й уровень - с 9 до 12 лет;

3-й уровень - с 13 до 18 лет.

В такие классы могут быть направлены дети в возрасте до 12 лет пребывание их в системе школьного обучения до 18 лет. Отчисле­ние из школы происходит в соответствии с рекомендациями ПМПК и по согласованию с родителями.

В такие классы не принимаются дети с психопатоподобным поведением, эпилепсией и другими психическими заболеваниями. требующими активного лечения. Эти дети могут посещать кон­сультативные группы вместе с родителями.


Режим работы класса (группы) устанавливается по догово­ренности с родителями. Процесс обучения осуществляется в ре-деиме прохождения каждым воспитанником индивидуального об­разовательного маршрута, определяемого специалистами в соот­ветствии с психофизическими возможностями того или иного ребенка.

Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и имеющих особые образовательные потребности, создаются спе­циальные детские дома и школы-интернаты в соответствии с про­филем нарушений в развитии. Преимущественно это детские дома и школы-интернаты для детей и подростков с интеллектуальным недоразвитием и трудностями в обучении.

В случае, если ребенок не в состоянии посещать специальное (коррекционное) образовательное учреждение, организуется его обучение в домашних условиях. Организация такого обучения оп­ределяется постановлением Правительства Российской Федера­ции «Об утверждении порядка воспитания и обучения детей-инва­лидов на дому и в негосударственных образовательных учрежде­ниях» от 18 июля 1996 г. № 861.

В последнее время стали создаваться школы надомного обуче­ния, персонал которых, состоящий из квалифицированных спе-циалистов-дефектологов, психологов, работает с детьми как в до­машних условиях, так и в условиях частичного пребывания таких детей в школе надомного обучения. В условиях групповой рабо­ты, взаимодействия и общения с другими детьми ребенок осваи­вает социальные навыки, приучается к обучению в условиях груп­пы, коллектива.

Право на обучение в домашних условиях получают дети, забо­левания или отклонения в развитии у которых соответствуют ука­занным в установленном Министерством здравоохранения РФ специальном перечне. Основанием для организации надомного обучения является медицинское заключение лечебно-профилакти­ческого учреждения.

К оказанию помощи в обучении детей на дому подключаются школа или дошкольное образовательное учреждение, находящее­ся поблизости. На период обучения ребенку предоставляется воз­можность бесплатного пользования учебниками, фондом библио­теки школы. Педагоги и психологи школы оказывают консульта­тивную и методическую помощь родителям в освоении ребенком общеобразовательных программ. Школа обеспечивает промежу­точную и итоговую аттестацию ребенка и выдает документ о со­ответствующем уровне образования. В аттестации принимают Участие и педагоги-дефектологи, привлекаемые дополнительно Для ведения коррекционной работы.


Если ребенок с особыми образовательными потребностями обучается на дому, органы управления образованием компенсиру­ют родителям затраты на обучение в соответствии с государствен­ными и местными нормативами финансирования обучения ребен­ка в соответствующем типе и виде образовательного учреждения.

Для обучения, воспитания и социальной адаптации детей и под­ростков со сложными, с тяжелыми нарушениями в развитии, с со­путствующими заболеваниями, а также для оказания им комплекс­ной помощи создаются реабилитационные центры различных про­филей. Это могут быть центры: психолого-медико-педагогической реабилитации и коррекции; социально-трудовой адаптации и проф-ориентации; психолого-педагогической и социальной помощи; со­циальной помощи семье и детям, оставшимся без попечения роди­телей и др. Задачей таких центров является оказание коррекцион-но-педагогической, психологической и профориентационной помо­щи, а также формирование навыков самообслуживания и общения, социального взаимодействия, трудовых навыков у детей с тяже­лыми и множественными нарушениями. В ряде центров ведется специальная образовательная деятельность. Занятия в реабилита-ционных центрах строятся по программам индивидуального или группового воспитания и обучения. Нередко центры оказывают консультативно-диагностическую и методическую помощь роди­телям детей с особыми образовательными потребностями, в том числе информационную и правовую поддержку. Реабилитацион­ные центры оказывают также социальную и психологическую по­мощь бывшим воспитанникам образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Реабилитационные центры помогают образовательным учреж­дениям массового назначения, если там обучаются и воспитыва­ются дети с особыми образовательными потребностями: ведут коррекционно-педагогическую работу и консультирование.

Для оказания логопедической помощи детям дошкольного и школьного возраста, имеющим отклонения в развитии речи и обучающимся в образовательных учреждениях общего назначе­ния, работает логопедическая служба. Это может быть введение в штат образовательного учреждения должности учителя-логопеда, создание в структуре органа управления образованием логопеди­ческого кабинета или создание логопедического центра. Наиболее широко распространенной формой стал логопедический пункт при общеобразовательном учреждении. Основными задачами его деятельности являются: коррекция нарушений устной и письмен­ной речи; своевременное предупреждение неуспеваемости, обу­словленной речевыми нарушениями; распространение основных логопедических знаний среди педагогов и родителей.


Занятия на логопедическом пункте проводятся как в свободное от уроков время, так и во время уроков (по согласованию с адми­нистрацией школы).

Дети с установленным диагнозом задержка психического раз­вития и обучающиеся в классах коррекционно-развивающего обучения получают логопедическую помощь учителя-логопеда, прикрепленного к данному классу.

Ответственность за обязательное посещение логопедических занятий в логопедическом пункте несут учитель-логопед, класс­ный руководитель и администрация школы.

В современных условиях интенсивного развития системы спе­циальной психолого-педагогической помощи идет поиск моделей специальных образовательных учреждений, наиболее отвечающих современным социокультурным и экономическим условиям жиз­ни страны и особым образовательным потребностям обучающих­ся, и моделей, которые могли бы эффективно функционировать в отдаленных от центра регионах страны, в условиях дефицита кад­ров специальных педагогов и психологов, удовлетворяя все суще­ствующие образовательные и реабилитационные потребности де­тей и подростков с отклонениями в развитии.

Развиваются новые модели специальных образовательных уч­реждений, построенные на основе указанных выше типовых. Так, востребованной является такая модель специального образова­тельного учреждения, которая наряду с функцией образования (дошкольного и школьного) выполняет функции психолого-педа­гогического консультационного центра, а также центра социаль­ных услуг для малоимущих слоев населения, центра образова­тельных услуг в получении начального профессионального обра­зования. Такие модели специальных образовательных учрежде­ний функционируют сегодня и на европейской территории России (например, в Москве, Новгороде, Ярославле, С.-Петербурге), и на юге (в Махачкале), и в Сибири, и на Урале (в Магадане, Красно­ярске, Екатеринбурге). Потребностям детей и подростков в оздоро­вительной работе отвечают условия специальной (коррекционной) оздоровительной школы-интерната, где воспитанникам предлага­ется комплексная программа, включающая дифференцированный личностно-ориентированный образовательный процесс, осуществ­ляемый в тесной связи с индивидуализированной медико-реаби-литационной поддержкой и социально-педагогической помощью, а также обеспечен благоприятный психологический климат и ком­фортная социокультурная среда образования в целом (Москва, школа-интернат № 65).

Существует модель современного образовательного учрежде­ния для детей и подростков с тяжелыми и множественными нару-


шениями в развитии. Десятилетний опыт работы такого образо­вательного учреждения (Псковский лечебно-педагогический центр) показал возможность и необходимость включения в образова­тельное пространство детей и подростков с тяжелыми и множест­венными нарушениями развития.

Существуют и другие варианты специальных образовательных учреждений, создаваемых сегодня энтузиастами специальной пе­дагогики сообразно возможностям местных социокультурных ус­ловий, национальных и региональных особенностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: