Методология Ч. Венара, П. Керига

Три аспекта для рассмотрения особенностей психического развития ребенка.

1. Общая концептуальная схема развития, которая дает возможность изучения процессов характеристики онтогенеза. Пять контекстов развития:

1) Время. Сюда входят: собственно характеристики самого хронологического времени; наличие стадий развития; наличие переходных периодов между стадиями.

2) Внутриличностный контекст. Перемены внутри самого человека. Очень важно при оценке контекста выбрать концепцию для оценки личности.

3) Межличностные переменные относятся к интеракциям между индивидуумами. Два важных межличностных контекста: семья, группы сверстников.

4) Надличностные переменные относятся к совокупности индивидуумов, рассматриваемых как единое целое.

5) Органический контекст включает в себя различные характеристики человеческого организма.

2. Переменные развития. Важны для понимания психопатологии детства, отклонения развития. Переменные:

- Привязанность;

- Инициатива или экспансивность за счет собственной силы;

- Самоконтроль;

- Нравственное развитие;

- Когнитивное развитие;

- Тревога;

- Половое развитие;

- Агрессия;

- Отношения со сверстниками;

- Характеристики трудовой деятельности;

- Интеграция развития.

3. Теоретические модели, которые вносят наибольший вклад.

- Медицинская модель. Связана с органическим контекстом.

- Поведенческая модель. Характеризуется тремя особенностями: наблюдаемое поведение содержит базовые данные научной психологии; исследования, проводимые в контролируемых условиях; ограниченное количество принципов научения объясняет широкий спектр поведения.

- Когнитивные модели. Когнитивное развитие происходит в виде серии упорядоченных неизменных стадий.

- Психоаналитические модели. Базовые мотивы, первичные двигатели человеческого поведения.

- Модель семейных систем. Значимость семейных отношений.

Модально-неспецифические закономерности развития психики аномальных детей.

Выгодский Л. С.:

1. Положение о возникновении в процессе развития вторичных симптомов.

2. Родственные затруднения взаимодействия со средой.

3. Совокупность порождаемых дефектов ведет к изменениям в развитии личности.

Лубовский В. И.:

Наиболее общей чертой всех форм дизонтогенеза является замедление темпа возрастного развития, изменение сроков перехода от одной фазы к другой. Замедление темпа имеет устойчивый или переменный характер. Оно может затрагивать развитие психики в целом и ее отдельных сторон. Выраженность отставания не зависит напрямую от степени тяжести основного нарушения. Эта связь опосредована силой компенсаторных возможностей, временем и качеством оказанной ребенку психолого-педагогической помощи.

- Замедляется скорость приема и переработки поступающей информации. При разных типах отклонений мы имеем дело со снижением уровня интегративности в функционировании мозга как специфической весьма сложной по своему составу реакцией.

Отрицательные стороны: снижение объема информации, который может быть принят за единицу времени; необходимость большего времени для переработки информации.

Наиболее ярко эти особенности проявляются у детей с нарушениями анализаторов.

- Проявляется нарушение словесного опосредования при образовании новых понятий.

- Наблюдается дивергенция вербального и невербального поведения. Следовательно, возникают недостатки в произвольной регуляции.

- Нарушение нормального психического отражения действительности. Полное или частичное выпадение психического инструментария и, как следствия, возникает замедления процессов формирования понятия.

- Недоразвитие всех или некоторых форм предметной деятельности. Эти нарушения в пределах одного вида деятельности могут носить тотальный характер или затрагивать отдельные виды деятельности. Так, весьма частыми причинами нарушения деятельности могут выступать незрелость мотивационной сферы, процессов целеполагания, несовершенство отдельных операций или недостатки контроля за их протеканием.

- Диспропорциональность между направленной и спонтанной сторонами развития. Спонтанное развитие страдает в большей мере, чем направленное во многом это связано с упомянутым выше снижением уровня познавательной активности и проявляется в затруднениях самонаучения путем подражания.

- Более высокая психофизиологическая «цена» достижения того или иного результата. В условиях отклоняющегося развития ребенок может достичь того же или почти тоге же уровня результативности, что и нормально развивающийся, но усилия, которые он при этом затрачивает, значительно выше, чем в норме.

- Высокий риск социально-психологической дезадаптированности.

Э. Сыржиштева приводит 10 основных критериев нормальности, которые И. Кулка соотносит с особенностями развития аномальных детей, подростков и взрослых.

1. Субъективная удовлетворенность. Если у аномального ребенка потребности длительное время не удовлетворяются, то это приводит, естественно, к переживанию неудовлетворенности.

2. Идентичность. Хроническое переживание страха и различного рода фрустрации могут приводить к нарушению осознания себя, своей идентичности, даже к деперсонализации и формированию неадекватной самооценки.

3. Интегральность (целостность). Предпосылкой нормального психического развития является интраиндивидуальное равновесие и динамическое равновесие между личностью и окружением, поэтому именно в этой области могут произойти определенные изменения.

4. Автономность (независимость). Так как аномальный ребенок или подросток в повышенной степени зависим от своего социального окружения, это может привести к ослаблению его автономности.

5. Адекватное восприятие реальности (действительности). У детей и подростков с сенсорными дефектами и дефектами интеллекта адекватность восприятия действительности, конечно, не может быть достигнута полностью в силу специфики их нарушений.

6. Адекватное самопознание, самопереживание и самооценка. В результате включения защитных механизмов у аномальных детей часто происходит деформация самопознания.

7. Толерантность (Толерантность - психическая устойчивость к фрустрации). У аномальных детей толерантность бывает снижена, что, несомненно, связано с уже упоминавшейся пониженной целостностью личности, с ослабленной автономией, недостатком самодоверия и с недооценкой себя.

8. Резистентность по отношению к стрессу. Пониженная устойчивость к нагрузкам у аномальных детей обусловлена хроническим накоплением стрессовых ситуаций.

9. Приемлемая социальная адаптация. У аномальных детей и подростков довольно часто наблюдается недостаточная социальная адаптация, обусловленная характером их дефекта и связанной с ним ограниченной возможностью включения в общественную жизнь.

10. Оптимальное самоутверждение. Индивидуальное самоутверждение в затрудняющих условиях, реализовать очень сложно, поскольку уже из самой сущности дефекта следует определенная недостаточность у индивида.

Н.Я. Семаго и М.М. Семаго выделяют закономерности, общие для всех типов аномального развития.

Закономерности 1-го порядка (наиболее общие, присущие всем категориям дизонтогенеза):

1) системная, иерархически организованная структура дефекта;

2) изменение активности по амплификации внешних воздействий (характера и динамики присвоения);

3) социально-психологическая дезадаптация;

4) изменение всей структуры и соотношений сформированности системы базовых составляющих психического развития.

Закономерности 2-го порядка (типологические, отражающие специфику отдельных групп отклоняющегося развития):

1) характерный для каждой группы отклоняющегося развития про- филь сформированности базовых составляющих;

2) нарушение речевого опосредования;

3) изменение (специфические особенности) способности к приему, переработке и воспроизведению информации;

4) нарушение процесса формирования понятий и представлений.

Закономерности 3-го порядка (типологические, специфичные для отдельных вариантов отклоняющегося развития):

1) профиль и особенности сформированности уровневой системы базовых составляющих отдельных типологических вариантов отклоняющегося развития;

2) специфические особенности отдельных типологических вариантов.

Таким образом, у всех детей отклонениями в развитии снижен уровень развития, который проявляется в следующем:

1. Нарушение или снижение способности к приему, переработке, храпению и использованию информации.

2. Трудность словесного опосредования.

3. Характерно замедление процесса формирования представлений и понятий об окружающей действительности.

4. Риск возникновения состояний социально-психологической дезадаптированности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: