Действия преподавателя | Действия занимающихся |
При показе и объяснении приема | |
Организует занимающихся для просмотра (дает указание расположиться там, где им будет удобно наблюдать за его действиями и слушать объяснение), подбирает партнера Называет прием и показывает, какие условия благоприятствуют его выполнению Показывает прием в целом Показывает прием раздельно по элементам Показывает 1-й элемент приема и дает указания, как его следует выполнять | Располагаются в соответствии с указаниями преподавателя и сосредоточивают внимание на его действиях и объяснении Партнер, с которым тренер показывает прием, занимает положение, благоприятное для выполнения приема (в соответствии с объяснением) Следят за показом и слушают объяснение |
При выполнении 1-го элемента приема | |
Организует занимающихся для выполнения элемента приема (располагает на ковре, указывает, как подбирать партнера, в каком направлении проводить движения, когда меняться ролями) | Выбирают партнеров и располагаются на ковре в соответствии с указаниями преподавателя Выполняют 1-й элемент приема |
При показе 2-го элемента приема | |
Организует занимающихся для просмотра Показывает второй элемент приема | Располагаются в соответствии с указаниями тренера и следят за показом и объяснением |
При показе приема в целом | |
Организует занимающихся для просмотра. Показывает прием и объясняет, как следует его выполнять | Располагаются в соответствии с указаниями преподавателя. Следят за его показом и объяснением |
При выполнении приема | |
Организует занимающихся для выполнения приема Следит за выполнением приема и исправляет ошибки | Располагаются с партнером на ковре в соответствии с указаниями преподавателя Выполняют прием и меняются ролями. Если прием получается плохо, то просят преподавателя помочь определить ошибки (если сами не могут их выявить) |
В отличие от приведенной схемы там, где элементы приема разучивают отдельно один от другого, может применяться другая схема (схема 10). В ней разучивание элементов приема проводится с наслоением. Начинают разучивать так же, как в приведенной схеме, затем второй его элемент выполняют вместе с первым в целостной структуре. Таким образом, если в приеме имеются два элемента, то после показа второго повторение будет проходить уже в виде целостного выполнения двух элементов приема.
|
|
Разучивание приемов может выполняться и по комплексному способу. В этом случае прием начинают изучать целостным способом. Если в процессе выполнения приема выявляются ошибки, которые требуют вычленения элемента приема, то надо выполнять только этот элемент. После того как элемент будет усвоен правильно, прием выполняют в целом.
|
|
Такое изучение приема может быть организовано для всей группы или только для тех, у кого прием не получается. Методы тренировки изложены в главе «Тренировка».
Проверка знаний, умений и навыков. Применяется с целью выявить недостатки педагогического процесса и ошибки занимающихся. Проверка может быть текущей и периодической.
При текущей проверке знания проверяются в беседе или с помощью наблюдения. Тренер наблюдает за попытками занимающихся выполнить упражнения во время разучивания и в схватках.
Периодическая проверка имеет целью систематизировать знания, умения и навыки, упорядочить и закрепить их. Периодическая проверка проводится в виде экзаменов, зачетов по технической подготовленности, сдачи нормативов по физической подготовке и соревнований. На экзаменах и зачетах проверяются знания занимающихся. При проверке технической подготовленности оценивается, умение выполнять технические действия. В соревнованиях проверяется степень совершенства навыка борьбы.
В процессе разучивания приемов и упражнений своевременное исправление ошибок способствует правильному освоению техники.
Чтобы исправить ошибку, нужно определить ее причины. Причину ошибки можно установить, наблюдая за действиями борца и выслушивая его рассказ о выполнении действия. Можно также использовать объективные методы контроля: киносъемку, динамографию, циклографию и др.
В практике при выполнении приемов и упражнений встречаются следующие основные причины возникновения ошибок:
- неправильное представление о действии (которое выражается в искажении структуры движения, его составных частей, связок, ритма и т. п.);
- недостаточные физическое развитие или физическая подготовка занимающихся;
- сложившиеся условия, затрудняющие выполнение приема.
Если у борца возникло неправильное представление о действии, преподаватель исправляет его ошибку повторным показом и объяснением. При этом он делает акцент на те движения (фазы, части приема), о которых сложилось неправильное представление. Чтобы уточнить представление о действии, пользуются такими методическими приемами: а) выполняют элемент приема, в котором имеется ошибка, отдельно; б) выполняют прием целостно, но при этом обращают внимание на изменение в неудавшемся движении (акцентирование внимания); в) видоизменяют структуру приема, что вынуждает борца выполнять правильное движение. Иногда тренер предлагает борцу выполнить прием заведомо неправильно, но такая «ошибка» исправляет первоначально неправильное выполнение приема; г) указывает ориентиры в направлении усилий и отдельных движений; д) прием выполняет преподаватель на борце, у которого обнаружена ошибка. Показывая ошибку, тренер помогает уяснить, почему прием не получился. Почувствовав на себе, как следует воздействовать на партнера, занимающийся в дальнейшем обычно действует правильно; е) тренер предлагает выполнить прием на себе. При проведении приема показывает занимающемуся его ошибку и направляет движения, помогает установить правильную структуру приема.
Если занимающиеся недостаточно физически развиты, изучение приема переносят на более позднее время, а борцам предлагают общеразвивающие и специальные упражнения, которые помогают им быстро ликвидировать отставание и изучить прием (преподаватель может предложить занимающимся выполнять имитацию приема без партнера, или же у стены, или со снарядами).
Если же ошибки возникают в результате увеличения сложности выполнения приема или упражнения, принимают меры для упрощения условий.
|
|
Упростить условия можно: а) подбором партнеров — более легких, более слабых и «удобных» для выполнения приема; б) указанием партнеру, как помочь товарищу выполнить прием. Часто во время разучивания приемы не удаются потому, что партнер своими действиями делает их выполнение невозможным (сопротивлением или, наоборот, расслаблением). В этом случае ошибку допускает не борец, проводящий прием, а его партнер; в) выполнением приема на чучеле или мешке; г) выполнением приема на мягком ковре (если партнер боится падать из-за жесткого приземления).
При разучивании приемов преподаватель обращает основное внимание на выявление и исправление ошибок.
Сначала он как бы рассредоточивает внимание на всю группу, с тем чтобы установить, кто допускает ошибки и сколько в группе борцов, которые делают одну и ту же ошибку. Это надо определить сразу же после первых попыток выполнения упражнения. Если у большинства имеется общая ошибка, то следует прекратить разучивание и всем показать, как устранить ошибку. Если ошибаются отдельные борцы, то преподаватель, не прерывая выполнения приема группой, исправляет у них ошибки; только для этого он сначала определяет, у кого имеются наиболее грубые ошибки, и устраняет их с борцом в индивидуальном порядке. Затем переходит к исправлению мелких неточностей.
Основное внимание следует обращать на немедленное устранение грубых ошибок, которые могут привести к травмам. В этом случае надо остановить разучивание и поправить тех борцов, которые допускают искажения структуры действий (нельзя действовать так: исправить все ошибки сначала у одного занимающегося, а затем у другого. Нужно исправлять ошибки у всех в равной степени). Не следует пытаться сразу ликвидировать все недостатки. При этом внимание борца рассеивается. Ошибки необходимо исправлять постепенно.
В процессе тренировки текущий контроль за состоянием организма борца осуществляется тренером, самим борцом, врачом с использованием научно-контрольной аппаратуры.