Тактическое действие | Действие партнера | Ответные действия |
1. Маневрируя, медленно отходит назад | Делает шаг правой ногой вперед и протягивает одноименную руку вперед для захвата за шею | 1. Перевод нырком под руку. 2. Бросок через спину с захватом правой руки и шею, руки через плечо (с действием и без действия ногами). 3. Перевод в партер рывком за руку (с действием и без действия ногами). 4. Бросок мельницей с захватом правой руки и ноги |
2. Раскрывая туловище, вызывает партнера на захват за туловище | Протягивая руки вперед, стремится осуществить захват за туловище | 1. Бросок прогибом с захватом двух рук сверху. 2. Бросок через спину с захватом руки и шеи, с захватом рук за запястья (с действием и без действия ногами). Опережая противника |
3. Принимая прямую стойку, вызывает партнера на захват ног (ноги, выставленной вперед) | Наклоняя туловище и протягивая руки вперед, стремиться захватить за ноги (ногу) | 1. Перевод рывком за руку. 2.Скручивание с захватом плеча и шеи и т. д. |
Учебно-тренировочная схватка. Такие схватки в основном решают задачу дальнейшего освоения и совершенствования техники и тактики борьбы в значительно более легких условиях, чем на соревнованиях. Они проводятся с различными заданиями, направленными на дальнейшее освоение и закрепление технических и тактических действий, на устранение недостатков, на развитие физических качеств и на выработку тех или иных тактических маневров ведения борьбы с конкретными противниками. Например, можно дать задание провести схватку одновременно обоим борцам. Перед одним борцом ставится задача совершенствовать переводы в партер, перед другим — уходы в стойку из положения партера.
|
|
В учебно-тренировочной схватке борец всесторонне отшлифовывает приемы, контрприемы, защиты. Он должен стремиться побывать в самых различных положениях, ситуациях и найти из них правильный выход; выполнять технические действия из разнообразных положений; упражняться в осуществлении всевозможных тактических замыслов и маневров при ведении схватки с различными противниками.
Если перед борцами не ставится специального задания — совершенствовать защиту, все их стремление должно сводиться к выполнению приемов и контрприемов. Они должны по возможности чаще создавать острые ситуации и использовать их для проведения атак, контратак.
Если во время учебно-тренировочных схваток в результате проведенного приема (контрприема) один из борцов оказывается спиной к ковру, ему нужно встать на мост либо повернуться на бок, а атакующему обязательно занять правильное исходное положение для выполнения дожнма или удержания.
|
|
Если специальное задание на удержание противника на мосту (или на спине в самбо) не дается, то надо, чтобы нижний ценой небольших усилий смог уйти с моста (или от удержания в самбо).
Учебно-тренировочные схватки строятся по разным формулам (с различными чередованиями борьбы в стойке и в партере, только в стойке или только в партере). Они могут проводиться в различном темпе.
Учебно-тренировочную схватку, так же как и учебную, в случае необходимости можно прерывать для указаний ошибок, но злоупотреблять этим не следует.
Время проведения учебно-тренировочных схваток в уроке зависит от разновидности занятия. Если занятие учебно-тренировочное, то учебно-тренировочную схватку проводят в начале основной части; если же занятие тренировочное — в конце, после того, как борцы закончат тренировочную схватку и некоторое время отдохнут.
Наиболее часто учебно-тренировочные схватки применяются в подготовительном периоде, на этапах предварительной и непосредственной подготовки к соревнованиям основного (соревновательного) периода.
Тренировочная схватка. В этих схватках борцы совершенствуют технику, тактику, развивают физические и волевые качества в условиях, близких к условиям соревнований. Выполнение всех действий и движений проходит с повышенной ответственностью за их правильный исход. Ведя схватку, спортсмен не должен бояться проигрыша. Проведение схватки, когда борец находится только в защите, наносит ущерб совершенствованию излюбленных приемов и контрприемов.
Тренировочные схватки могут выполняться и без задания (вольная схватка). При этом определяют общее время схватки и спортсмены ведут борьбу в том положении (партере или стойке), которое складывается по ходу поединка.
При проведении вольной схватки борцы должны выполнить возможно большее количество излюбленных приемов и контрприемов. При этом надо использовать различные хорошо освоенные способы подготовки и благоприятные ситуации, возникающие по ходу борьбы.
Тренировочную схватку не рекомендуется прерывать для замечаний. В крайнем случае их можно сделать по ходу борьбы. Замечания должны быть ясными и короткими, не отвлекающими борцов от схватки.
Разновидностью тренировочной схватки является схватка без бросков. К ней прибегают, если по каким-либо причинам нет возможности проводить тренировки на ковре (например, когда борцы продолжительное время находятся в пути к месту соревнований). Такая же схватка может быть использована на последней тренировке перед началом соревнований с целью избежать получения травм. Схватки без бросков могут быть включены и в занятия по физической подготовке.
Тренировочные схватки в основном используются на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям.
Соревновательная схватка. Здесь каждый из борцов, используя свои технические, тактические, физические и волевые возможности, стремится добиться преимущества над противником. В соревновательной схватке проходит дальнейшее совершенствование технического и тактического мастерства и боевых качеств борца в наиболее трудных условиях. Эти схватки борец проводит в соревновательном периоде (на этапе участия в соревнованиях). Они могут быть использованы и в подготовительном периоде тренировки, но в менее значимых состязаниях, не требующих от борца специальной подготовки.
В зависимости от условий, характера выполнения схваток и задач, стоящих перед борцом, одни и те же специальные и основные упражнения служат для развития и совершенствования самых различных сторон технического, тактического мастерства, а также физических и волевых качеств.
Если борец выполняет бросок с обратным захватом туловища в партере с партнером относительно легкого веса и акцентирует при этом свое внимание на точности выполнения отдельных деталей броска, то он совершенствует технику. Если же это упражнение он выполняет с более тяжелым партнером, то он будет развивать прежде всего силу мышц сгибателей рук, разгибателей ног и спины.
|
|
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие