Цель занятия – способствовать осознанию себя (своей личности), и учиться понимать других людей; завершить работу тренинговой группы, ответить на все вопросы, оказать необходимую психологическую поддержку и настроить на будущее.
Настроимся на работу: «Я прошу вас каждого сказать о своем настроении сегодня. Это может быть какая-то ассоциация (например «Мое настроение похоже на..»)Или как прогноз погоды… Итак, каждый по кругу. Спасибо.»
«Сегодня я предлагаю выполнить завершающее упражнение для развития способности к эмпатии, а также развить способности к самопознанию, самоанализу и пониманию других людей.
Каждый день вы встречаетесь и общаетесь с очень большим количеством разных людей. Скажите каждый по кругу, какие ваши личные качества вам помогают в общении, понимать других людей, устанавливать контакт, вести беседу. Старайтесь не повторяться… Знаете, если еще добавит наблюдательность, умение слушать, сопереживать, понимать проблемы и интересы других людей, то вы практически описали профессиональные качества психолога. И сегодня я хочу предложить вам попробовать себя в этой профессии.
На листочках напишите свое имя, фамилию и ответы на вопросы:
1.Какие 3 предмета я взял бы с собой на необитаемый остров?
2.Если бы колдун превратил меня в животное, то в какое?
3. Моя любимая пословица или поговорка –
4. Когда меня хвалят я ….
Ответы собираем, нумеруем, зачитываем. Каждый участник отмечает номер листка и свое мнение о том, чей это ответ. Когда будут прочитаны все ответы, зачитываются имена написавших.
Обсуждение (каждый по кругу)
«Попробуйте проанализировать себя, выскажитесь желающие, ответив на вопросы:
Всех ли ты угадал? Сколько совпадений? С чем связана успешность (степень знакомства или способность чувствовать другого человека)?
Когда отвечал на вопросы какое было желание - стремление закрыться, ответить сухо и коротко или было желание выразить себя, свой внутренний мир, ощущения?»
Опрос. По кругу участники высказывают свои впечатления от занятия, что запомнилось, что понравилось, что нового узнали или поняли о себе и о других участниках.
Позитивное окончание занятий. Упражнение «Подарки». «У вас есть возможность подарить или пожелать своему соседу справа все что хотите, нет никаких ограничений, подумайте минутку и подарите свой подарок или пожелание соседу справа, по очереди по кругу».
«Спасибо за занятия, мне было приятно с вами общаться!»
Приложение Упражнение «Фигуры»
Приложение Упражнение «Откровенно говоря»
Мой самый большой страх – это…
Я не доверяю людям, которые…
Я сержусь, когда кто-то…
Я в самом деле очень не люблю в себе…
Я печалюсь когда…
Я хотел бы, чтобы мои родители знали…
Я хотел бы, чтобы тот, на ком я женюсь (за кого выйду замуж), была (был)…
Когда мне нравится кто-то, кому я не нравлюсь …
Самое трудное в том, чтобы быть мужчиной (женщиной)-это…
Главная причина, по которой мне нравится быть в этом классе, - это…
Мое самое страшное воспоминание…
В собственном характере мне больше всего нравится…
В этом классе я чувствую себя наиболее комфортно с …, потому что….
Когда кто-то, кто мне нравится, не соглашается со мной, я …
Когда мне не нравится кто-то, кому нравлюсь я, я…
Мне нравится…
Самое счастливое время…
В школе я…
Мне не удалось …
Мне нужно…
Я лучший, когда…
Я ненавижу…
Я не могу понять, почему…
Самое лучшее, что могло бы произойти со мной,- это…
Труднее всего мне…
Когда я настаиваю на своем, люди…
Больше всего от других людей мне необходимы…
Если бы я мог изменить в себе что-то одно, я бы …
В людях мне больше всего нравится….., потому что…..
Когда я иду в школу…
Я скучаю, когда…
Мне очень трудно забыть…
Я до сих пор не знаю…
Мне радостно, когда…
Мне очень хочется…
Я думаю, что самое важное в жизни…
Список литературы
Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками.- СПб.: «Питер», 2003.
Емельянова Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге.- СПб.: «Речь»,2008.
Малкина –Пых И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога.- М.: «Эксмо», 2004.
Прутченков А.С. «Свет мой, зеркальце, скажи…»: Методические разработки социально-психологических тренингов. – М.: «Новая школа», 1996.