Кафедра гистологии, эмбриологии и цитологии
УТВЕРЖДЕНО на заседании кафедры протокол №___ от «___»__________20__г Заведующий кафедрой профессор С.В. Логвинов |
Для студентов 1-го курса лечебного (специальности: лечебное дело, стоматология) и педиатрического факультетов
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
на практическое занятие по учебной дисциплине
гистология, эмбриология и цитология
Тема «Мышечные ткани» (занятие 10)
Составил: Профессор Е.Ю. Варакута |
Томск – 2012 г.
I. Учебные цели занятия.
Мышечные ткани имеют чрезвычайно важное физиологическое значение, составляя около 40% массы тела организма. Одной из задач занятия является не только структурное изучение разновидностей мышечных тканей, но и увязка морфологии с физиологическими особенностями. Практическому врачу крайне необходимы знания и регенеративных особенностях тех или иных разновидностей мышечных тканей для прогнозирования исходов и понимания механизмов репаративного заживления при оперативных вмешательствах, травмах, различных патологических процессах в мышцах, например при инфаркте миокарда. Репаративные потенции разных типов мышечных тканей диаметрально отличаются и тесно связаны с особенностями гистогенеза.
После самостоятельного изучения теоретического материала и работы на практическом занятии студент должен «иметь представление» -о мышце как органе, взаимосвязи мышечных элементов с соединительной тканью, сосудами и нервами.
Студент должен знать:
1.Классификацию и общую характеристику различных видов мышечной ткани.
2.Источники развития и гистогенез мышечных тканей.
3.Особенности строения и сократительной функции гладкого миоцита.
4.Особенности строения поперечнополосатого скелетного мышечного волокна.
5.Строение скелетной мышцы как органа.
6.Строение и гистофизиологические особенности сердечной мышечной ткани.
7.Механизмы сократительной активности поперечнополосатой мышечной ткани.
8.Регенерационные свойства мышечных тканей.
Студент должен уметь применять полученные знания для решения ситуационных задач и электронных микрофотографий, овладеть техникой микроскопирования препаратов (определять препарат, его окраску и структурные компоненты ткани или органа).
Студент должен «иметь опыт» зарисовки микроскопируемых объектов в альбом.
II. Учебные вопросы.
1. Общая характеристика и классификация мышечных тканей, источники развития.
2. Строение гладкой мышечной ткани, органеллы, включения, особенности иннервации, регенерации и функционирования, взаимосвязь с соединительной тканью.
3. Поперечнополосатая мышечная ткань скелетного типа. Строение мышечного волокна: миофибрилла, саркомер, включения, органеллы общего значения, саркотубулярный аппарат. Механизм мышечного сокращения. Миосателлитоциты.
4. Мышца как орган: эндомизий, эпимизий, перимизий.
5. Белые и красные мшечные волокна, современное представление о конституциональных особенностях мышечной системы человека.
6. Понятие о типичных и атипичных кардиомиоцитах. Особенности гистологической, ультраструктурной и цитохимической организации типичных кардиомиоцитов. Ультрамикроскопическое строение вставочного диска. Регенерация сердечной мышечной ткани.
7. Проводящая система сердца. Особенности строения и функционирования атипичных кардиомиоцитов. Понятие о секреторных кардиомиоцитах.