Системы применяются на всех видах судов для тушения пожаров способом перекрытия к ним доступа кислорода.
Система подает жидкий диоксид углерода СО2 в закрытые помещения судов: МО, котельные и насосные отделения, эл.станции, грузовые помещения и кладовые с огнеопасным содержанием.
На судах имеются два типа этих систем: высокого и низкого давления.
Состав систем:
1. Станция системы высокого давления с баллонами объемом 67,5л с рабочим давлением 125 кг/см2 и 150 кг/см2 сжиженного СО2, заполненные в количестве 45±0,5 кг.
Или
Станция системы низкого давления с резервуаром и рабочим давлением 20 кг/см2 сжиженного СО2 и его температурой – 15оС и двумя холодильными установками.
2. Пусковые станции (по числу защищаемых помещений) для дистанционного приведения в действие станции, т.е. для выпуска жидкого СО2 в помещение в специальных шкафах, закрытых на ключ, находящийся рядом в футляре. Внутри станции находятся два пусковых баллона, трубопроводы, конечные выключатели, КИП.
3. Кольцевой трубопровод с соплами под подволоком охраняемого помещения.
|
|
4. Световая и звуковая сигнализация в охраняемом помещении, предупреждающая экипаж о приведении в действие системы.
5. Элементы системы автоматики, отключающие вентиляцию в охраняемом помещении, а в МО быстрозапорные клапаны подачи топлива к механизмам.
Принцип работы системы высокого давления
Открывают шкаф пусковой станции, конечные выключатели срабатывают, отключают вентиляцию и включают световую и звуковую сигнализацию в охраняемом помещении, а также подают эл. питание на пневмоклапан, открывающий подачу воздуха из одного пускового баллона на механизм открытия баллонов с СО2 на станции системы.
Кроме дистанционного открывание клапанов баллонов с СО2 можно производить на станции системы:
- вручную механическим приводом;
- с помощью сервомотора, способного открывать большое количество баллонов;
- вручную путем выпуска СО2 из одного баллона в пусковую систему группы баллонов.
При открытии клапана баллона СО2 по сифонной трубке поступает в коллектор, на конце которого установлен запорный клапан подачи СО2 в охраняемое помещение. Этот клапан открывают как вручную на станции системы, так и дистанционно от второго баллона пусковой станции.
При вскрытии баллонов диоксид углерода СО2 из жидкости превращается в газ с температурой – 56о С, в 1,5 раза тяжелее воздуха и через сопла заполняет помещение и закрывает к нему доступ кислорода.
Принцип работы системы низкого давления
Пуск системы (открытие резервуара с СО2 и включение сигнализации) производится с выносных постов из баллонов с углекислым газом аналогично системе высокого давления. Пневмоклапаны открываются, и углекислота подается в охраняемое помещение.
|
|
Каждая система обеспечивает ввод 85% расчетного количества СО2 за следующее время:
- в машинные помещения – в пределах 2 мин;
- в грузовые помещения – в пределах 10 мин.
Нормативные требования:
1. Для грузовых помещений количество СО2 должно быть на 30% валового объема наибольшего из этих помещений.
2. Для машинных помещений количество СО2 должно быть на 40% валового объема наибольшего из них или 35% валового объема наибольшего защищаемого помещения, включая шахту.
3. Для грузовых помещений, перевозящих транспорт с топливом в баках (ро-ро и паромов) количество СО2 должно быть на 45% объема наибольшего из них и обеспечиваться подача 2/3 газа, требующего для помещения в течение 10 мин.
4. На трубах, подающих СО2, в защищаемые помещения должны быть установлены запорные клапаны, имеющие маркировку, ясно указывающую помещения, в которые идут эти трубы.