Системы пенотушения пожара

Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство морского и речного транспорта

Федеральное государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

МОРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА

Кафедра "Безопасность жизнедеятельности"

Утверждаю

Начальник кафедры БЖД

Доцент В.Ф.Чернышев

«_____»_________________ 2008 г.

ЛЕКЦИЯ

Тема: «Стационарные системы пожаротушения судов».

Обсуждена на заседании кафедры

Протокол №________

«_____»_____________200_г.

Новороссийск 2008 г.

Учебные цели:

В результате изучения данной темы слушатели должны:

ЗНАТЬ:

► Знать типы стационарных систем пожаротушения, их достоинства и недостатки.

БЫТЬ ОЗНАКОМЛЕННЫМИ:

► Со стационарными системами пожаротушения, их составом и техническими характеристиками.

Учебные вопросы и расчет времени

I. Введение __5__ мин.

II. Основная часть _70__мин.(____) (____)

Первый учебный вопрос:

Системы пенотушения пожара.

_10__мин.(____) (____)

Второй учебный вопрос:

Системы углекислотного тушения пожара.

_15__мин.(____) (____)

Третий учебный вопрос:

Система инертного газа на танкерах и сухогрузах.

_10__мин.(____) (____)

Четвертый учебный вопрос:

Системы тушения пожара паром.

_15__мин.(____) (____)

Пятый учебный вопрос:

Система порошкового тушения пожара.

_10__мин.(____) (____)

Шестой учебный вопрос:

Система тушения пожара способом химического торможения реакции горения хладонами.

_10__мин.(____) (____)

III.Заключение _5___мин.

Учебный материал

Введение

В настоящее время в Мировом морском флоте используются многообразие типов судов, которые предназначены для перевозки разных грузов, как насыпных, так и наливных. Есть научные суда, специализированные и т.д. Разнообразие грузов, конструктивных особенностей каждого судна, насыщенность оборудованием делают суда опасными с точки зрения возникновения пожаров. Чтобы предотвратить возникновение пожара, а также вести с ним успешную борьбу, на судах применяют различные стационарные системы пожаротушения. Эти системы (а их на судне может быть две или три) подбираются к каждому типу судна в зависимости от предполагаемого перевозимого груза, размеров, энергонасыщенности и т.д. Эти системы содержат различные огнегасящие вещества, оборудование, органы контроля и управления.

В зависимости от огнетушащего вещества, судовые стационарные системы бывают пенотушения, углекислотного тушения, инертного газа, порошкового тушения, тушения паром и химического торможения реакции горения хладонами.

Первый учебный вопрос

Системы пенотушения пожара.

1.1. Системыприменяются на всех видах судов для тушения пожара

способом изоляции горящих материалов от воздуха и охлаждения их,

Используются 3 вида систем:

- объемного тушения воздушно-механической пеной высокой кратности в

пределах от 150:1 до 1500:1 и средней кратности в пределах от 15:1 до 150:1;

- поверхностного тушения воздушно-механической пеной средней

кратности в пределах от 15:1 до 150:1;

- поверхностного тушения воздушно-механической пеной низкой и средней кратности в пределах 3-6%. -15: 1;

- местного тушения воздушно-механической пеной низкой и средней кратности с использованием переносных и возимых пеногенераторов, воздушно-пенных стволов и лафетных стволов в пределах от 3:1 до 15:1.

Эти системы должны обеспечивать выработку пены, пригодной для тушения горящей нефти, а для танкеров, перевозящих жидкий груз с температурой вспышки ниже 60оС пена должна быть стойкой к спиртам.

1.2.Система объемного пожаротушения высокократной пеной.

(Приложение 1)

Система применяется для тушения пожаров в машинных и грузовых помещениях, на закрытых грузовых палубах паромов, малярных и других помещениях.

Состав системы:

1. Станция пенотушения (трубопровод заборной воды, цистерна с запасом ПО, трубопровод рециркуляции/перемешивания ПО в цистерне, трубопровод, подающий раствор пенообразователя из цистерны через дроссельную шайбу, к внутреннему или внешнему пеногенератору, трубопровод забортной воды, подаваемой помимо цистерны для смешивания с раствором пенообразователя, арматура КИП);

2. Пенопровод (трубопровод подачи пены в распылители помещения от пеногенератора станции или раствора пенообразователя к пеногенератору помещения).

3. Пеногенераторы и выпускные отверстия помещения (стационарные распылители).

Принцип работы системы.

Забортная вода, подаваемая насосом системы водотушения пожара, подается в цистерну с ПО и вытесняет смесь через дроссельную шайбу (дозирующее устройство) в магистральный трубопровод и смешиваясь с забортной водой, проходящей помимо цистерны поступает к пеногенератору станции или к пеногенератору защищаемого помещения и после них превращается в пену. За 1 мин. пена образует слой не менее 1м. Помещение заполняется полностью, вытесняя газы, дым, воздух и пары горючих материалов через специально открытый световой люк или вентиляционные закрытия.

Если площадь помещения больше 400м2, то пену вводят не менее чем в двух местах, расположенных в противоположных частях помещения.

Высокократную пену получают в генераторах с принудительной подачей воздуха от осевого вентилятора на пенообразующую сетку, смачиваемую раствором пенообразователя.

Запас ПО должен быть на пять объемов наибольшего защищаемого помещения судна, а производительность пеногенераторов – заполнять помещение пеной за 15 минут.

Принципиальная схема получения пены кратностью 1000: 1.

Если пеногенератор расположен так, что примыкает к защищаемому помещению, его выходные каналы должны отделять его на 450 мм от помещения и иметь заслонки из нержавеющей стали. Заслонки должны задействоваться автоматически средством дистанционного управления пеногенератора, связанного с ними.

Система пожаротушения низкократной пеной в машинных помещениях

Система по устройству аналогична системе пожаротушения высокократной пеной, устанавливается в дополнение к основной системе пенотушения в МП, чтобы пеной кратностью 12: 1 за 5 минут покрыть поверхность слоем толщиной 150 мм, по которой может разлиться жидкое топливо. Пена должна быть пригодна для тушения горящей нефти.

1.4. Стационарные палубные системы пенотушения на танкере (Приложение 1)

Система применяется:

- для защиты от пожаров танков и грузовой зоны;

- тушения горящих разливов нефти на палубах, а также для препятствия воспламенению еще не горящих розливов нефти;

- тушения пожаров во вскрытых танках.

В системе применяются внешние преобразователи пены – лафетные стволы и ручные пенные стволы (пеногенераторы), подключаемые к пожарным клапанам на палубном магистральном пенопроводе.

Состав системы:

1. Станция пенотушения с запасом ПО на 20 мин (при наличии системы инертных газов) образования пенного раствора кратностью 12: 1. Может быть 2 станции: носовая и кормовая. Конструктивно станция аналогична станции объемного пожаротушения высокократной пеной.

2. Главный пост управления системы, расположенный в подходящем месте вне грузовой зоны, вблизи жилых помещений, легкодоступный и обеспечивающий управление системой в случае пожара в защищаемых районах.

3. Пенная магистраль с секущими клапанами через каждые 30-40 м для отключения поврежденных участков и подачи пенного раствора к лафетам и ручным пенным стволам (пеногенераторам), проложенная вдоль судна.

4. Ответвления в надстройку и МО, заканчивающиеся гидрантами пены (пожарными пенными клапанами), от которых можно использовать переносные воздушно - пенные стволы или переносные пеногенераторы средней кратности.

5. Лафетные стволы с запорными клапанами для подачи не менее 3 л/мин на 1 м2 площади палубы в нос от него общей производительностью не менее 1250 л/мин и длиной струи не менее 40 м.

Лафетные стволы располагаются вдоль палубы на расстоянии не более 75% длины струи (30 м), выбрасываемой ими при отсутствии ветра.

6. Не менее 4х ручных пенных стволов (пеногенераторов) производительностью 400 л/мин и длиной струи не менее 15м (без ветра) обеспечивающие маневренность при борьбе с пожаром и защиту участков недоступных для лафетных стволов. Сдвоенные пожарные краны устанавливаются вдоль судна на расстоянии не более 20м друг от друга для подачи раствора к пенным стволам и переносным пеногенераторам.

7. Для повышения живучести танкера при пожаре в грузовой зоне по левому и правому борта кормовой рубки или надстройки устанавливаются лафетный ствол и сдвоенный пожарный кран для ручного пенного ствола с рукавом.

Примечание:

В грузовой зоне параллельно пенопроводам проложены трубопроводы системы водотушения для подключения лафетных стволов и ручных пенно – водных стволов для подачи водяных струй.

Принципы работы системы.

При пожаре станция пенотушения, приводится в рабочее состояние.

При открытии запорного клапана пенный раствор подается по палубному магистральному пенопроводу к лафетным стволам и ручным пенным стволам (пеногенераторам). Пена заливает палубу или подается во вскрытые танки. При этом пеногенераторы должны обеспечивать подачу пены на всю площадь палубы зоны грузовых танков, а также в любой грузовой танк, палуба которого вскрыта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: