Виды деловых коммуникаций

Коммуникативные события так разнообразны, что для их изучения необходима классификация. В зависимости от того, какие критерии берутся за основу классификации, выделяют различные виды коммуникаций.

       
 
   
 



О в ербальной и невербальной коммуникации мы уже упоминали на прошлом занятии, поэтому рассмотримостальные виды коммуникаций.

Прямой называетсякоммуникация, при которой партнеры направляют свои действия конкретно друг на друга, воспринимая информацию «от первого лица».

Под непосредственной коммуникацией понимается естественный контакт "лицом к лицу" при помощи вербальных (речевых) и невербальных средств (неречевых).

Опосредованная коммуникация – это «неполный» контакт, который осуществляется с помощью письменных или технических устройств (телефона, телеграфа, сети Интернет и пр.), затрудняющих или отделяющих во времени получение обратной связи между участниками общения. Очевидно, что появление различных технических коммуникативных устройств значительно увеличило число источников человеческого опыта, но и многократно усложнило систему человеческого общения.

Косвенным называется общение, в процессе которого информация достигает партнера не напрямую, а через действия, направлявшиеся на предметы окружающей среды или других людей. Это означает, что следы нашей деятельности являются информативными для тех, кто потом их увидит или узнает о них от кого-либо. Например, мнение о компании, распространяющееся среди населения формируется не только за счет прямого общения клиентов с руководством фирмы (что происходит нечасто). В основном впечатление об организации складывается на основе информации, полученной косвенным путем (рассказы других людей, внешний вид товара и его упаковки, содержание и эффектность рекламы и пр.)

По содержанию коммуникации подразделяются на познавательную, убеждающую, экспрессивную, суггестивную, ритуальную.

 
 


Цель:расширить информационный фонд партнера


Условия организации коммуникации: учет познавательных возможностей партнера (интеллекта, опыта, установок на получсние новой информации)
Коммуникативные формы: совещания, семинары, доклады, отчеты, сообщения, лекции, конференции, консультации и проч.
Коммуникативные приемы, средства и технологии: комментарий, аргументация, анализ, резюмирование, технологии нейро-лингвистического программирования, невербальные средства.

Ожидаемый результат: освоение партнером новой информации и применение ее в практической деятельности



       
 
Ожидаемый результат: переориентация целей, установок, взглядов, убеждений партнера.
 
   


 
 
Цель:сформировать у партнера психоэмоциональный настрой для побуждения к необходимому действию.


Коммуникативные приемы средства и технологии: Аудио-, видео и другие художественные средства, образная речь, разнообразие и выразительность мимики, жестов, интонаций, опора на актуальные потребности партнера и пр.
Коммуникативные формы: презентации, митинги, шоу, брифинги, «мозговой штурм», демонстрации кино- и видеофрагментов, лозунги, призывы и пр.
Условия организации коммуникации: опора на эмоциональную сферу партнера и его каналы восприятия.

 
 
Ожидаемый результат: провоцирование чувств партнера, необходимых для побуждения его к определенным действиям.


 
 


Цель:оказать на сознание партнера глубокое устойчивое воздействие с целью изменить его ценностные ориентации, установки, поведение.


Ожидаемый результат: подчинение партнера своей цели через устойчивое изменение его установок и ценностных ориентаций.

       
   
 
 


Цели делового взаимодействия часто бывают так сложны, что различные его виды переплетаются друг с другом. Например, коммуникация может быть одновременно и познавательной, и убеждающей, и экспрессивной. Но в любом случае взаимодействие в бизнесе направлено на изменение эмоционального состояния и поведения партнера для реализации деловых интересов.

По форме коммуникативного события выделяют переговоры, презентации, совещания и другие. Особенности данных видов коммуникаций связаны с их целями и методами организации, которые подробно описываются в литературе по практической психологии, менеджменту и пр.

Кроме перечисленных видов можно разделить коммуникации на формальные (деловые) и межличностные.

Формальные коммуникации (на уровне социальных ролей) - начальник-подчиненный, продавец-покупатель, учитель-ученик, диктуются исполняемой ролью, в зависимости от места, которое занимает партнер в обществе.

Из формальных можно выделить деловые и светские коммуникации.

Деловые коммуникации направлены на достижение какой-то предметной договоренности. У деловых коммуникаций (в отличие, например, от светских) всегда есть цель, связанная с бизнесом.

Светские коммуникации способствуют созданию благоприятного имиджа, а также позволяют установить первичный контакт между партнерами.

Под межличностными коммуникациями подразумевается общение двух конкретных личностей, обладающих индивидуальными качествами, которые раскрываются по ходу общения.

Важно отметить, что на успешность деловых коммуникаций влияют и коммуникации в межличностной сфере (например, когда складываются определенные человеческие отношения между партнерами по бизнесу).

В то же время, существует и обратное влияние. Деловые коммуникации, в свою очередь, в многом определяют характер межличностного взаимодействия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow