Не ту ты душу видишь на пороге,
Которая в Иоанне, Бенедикта
Ученике, с тобой встречалась часто,
Хоть Иоанна облик на земле
Назвать своим она еще должна.
Исполнен жажды он к тебе пришел.
Но близости твоей не перенес он
И спрятался он в самого себя,
Почувствовав тебя; так созерцал
Он царства, что всего бытия источник
И мира смысл как будто выявляли.
Блаженство знания он в них нашел,
А также силы, давшие возможность
И дух, и руку по следам творенья
Направить так, что он и вправду думал,
Что обитают силы мира в нем
И закрепляют в образах себя.
Но он не знал, что все, что в нем жило,
Что все, о чем он мыслил, созидая, –
Его душевным было содержаньем.
И, как паук, себя воткавший в сеть,
В себе самом он создал мир особый.
Он думал раньше, что пред ним Мария
Присутствует духовно; но он видел
Лишь образ, что в душе его она
Запечатлела. И являлся образ
Ему как Дух. Когда ж он на мгновенье
И впрямь себя в своей увидел сути,
Тогда бежать он от себя задумал.
Он верил, что он дух, и вдруг нашел
|
|
Себя в своей же собственной крови.
И крови власть познать ему пришлось:
Она – реальность, все другое – призрак.
Через нее он ясновидцем стал.
Учился у нее. Она открыла,
Кто был его отцом и кто сестрою
Во времена давно минувших лет.
Так к родственникам кровь его влекла.
И он познал, как может ошибаться
Душа, когда от вещества стремится
К мирам духовным тщетно воспарить.
Еще прочней ее стремленье это
Связует с веществом, чем мир дневной,
Переживаемый как бы во сне.
И вот, когда в подобном состоянье
Себя увидел Иоанн Томазий,
Он власти той отдался, что ему
Являлась без обмана, хоть она
Лишь внешний вид являла; он познал,
Что Люцифер реален и тогда,
Когда себя лишь в образе явит.
Всегда правдивы боги для людей;
Но остается Люцифер собой
Хоть в правде, хоть во лжи он явлен людям.
И потому переживать смогу
Я полную действительность, когда я
Найду ту душу, что со мною он
В владениях своих соединил.
Той силою, что дал мне Люцифер,
Вооруженный, через твой порог,
Тебя минуя, к Теодоре я
Пройду в потусторонние края.