Лабораторная работа № 7

Тема: Исследование хлорофилла листьев растений методом фотоэлектроколориметрии (ФЭК)

Цель работы: 1. Ознакомиться с сущностью фотоэлектроколориметрического метода (ФЭК).

2. Приготовить спиртовую (или вводно-спиртовую) вытяжку листьев растений (вытяжку хлорофилла).

3. Исследовать хлорофилл (в виде вытяжки) листьев растений с помощью метода ФЭК.

Материалы и оборудование: Листья растений (около 10 г); 96 %-водный спирт; дистиллированная вода; плитка; химические стаканы на 20-50 мл; стеклянные палочки; прибор ФЭК (КФК-2, КФК-2М, СФ); кюветы l = 1 см (можно использовать кюветы l = 0,5 см, l = 2 см и другие); миллиметровая бумага; воронки; фарфоровая ступка; фарфоровый пестик, коническая колба; платка; асбестовая сетка.

Ход работы:

Вначале готовят вводно-спиртовую вытяжку из зеленых листьев растений. Для этого 96 %- водный раствор спирта объемом 20 мл смешивают с равным объемом дистиллированной воды. Часть полученной смеси (спирт-вода, 1:1) объемом 10 мл оставляют, а другую часть объемом 30 мл используют для экстракции (выделения) хлорофилла из листьев. Листья измельчают в ступке, помещают в коническую колбу, заливают 20-30 мл смеси спирт-вода, 1:1 и выдерживают на плитке с асбестовой сеткой 10-15 минут при температуре 60-700С. Затем смесь охлаждают, фильтруют; фильтрат зеленого цвета представляет собой водно-спиртовую вытяжку хлорофилла, которую используют для фотоэлектроколориметрических исследований.

Метод ФЭК основан на способности окрашенных растворов поглощать энергию электромагнитных излучений.

Основу прибора ФЭК составляет источник излучения (лампа), светофильтры для получения монохроматического излучения, шкала оптической платности.

В одну кювету помещают смесь спирт-вода, 1:1 (эта кювета с контрольным раствором), в другую кювету помещают вводно-спиртовую вытяжку хлорофилла (исследуемый раствор).

Колориметрируют при различной длине волны λ, каждый раз отмечая в тетради показания оптической плотности (в таблице 9)

Таблица 9.

Величина оптической плотности Длина волны, λ, нм
                     
Д                      

Далее на миллиметровой бумаге строят график зависимости величины оптической плотности Д от длины волны λ. Этот график представляет собой спектр поглощения хлорофилла. На нем отмечают λ с максимальным поглощением (максимальным значением оптической плотности), которая соответствует максимуму поглощаемой хлорофиллом солнечной энергии в процессе фотосинтеза.

Протокол № 7

Тема: _____________________________________________________________

Цель: _____________________________________________________________

__________________________________________________________________

Порядок выполнения лабораторной работы:

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Экспериментальная часть лабораторной работы:

График зависимости величины оптической плотности Д от длины волны λ:

Вывод: ____________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Пользуясь основной и дополнительной литературой, выполните задания для самостоятельной работы:

1. Что такое хлорофилл?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Какие еще пигменты растений вам известны?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Что такое фотосинтез?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Какую роль выполняет хлорофилл в процессе фотосинтеза?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. В чем состоит сущность фотоэлектроколориметрического метода исследования пигментов растений?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Как приготовить вытяжку хлорофилла?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Почему для приготовления вытяжки хлорофилла применяют спиртовые или вводно-спиртовые смеси?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Что составляет основу прибора ФЭК?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Что такое спектр поглощения вещества?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. При какой длине волны λ наблюдается максимум поглощения хлорофилла?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендуемая литература:

а) основная литература:

1. Биологические основы сельского хозяйства: учеб. Для студентов вузов, обучающихся по специальности 032400 «Биология»/И.М. Ващенко [и др.]; под ред. И.М. Ващенко. – М.: Академия, 2004. – 538, [6]с. – (Высшее профессиональное образование. Педагогика). – Библиогр.: с. 532-533. – Допущено УМО.

2. Глинка, Н.Л. Общая химия: [учеб. пособие для студентов нехим. специальностей вузов] / Н.Л. Глинка; под ред. А.И. Ермакова. – 30-е изд., испр. - М.: Интеграл-Пресс, 2007.

3. Практикум по курсу «Биологические основы сельского хозяйства»: учеб.-метод. пособие / В.И. Соколов. – Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2009. – 99 с.

б) дополнительная литература:

1. Агрохимия / Б.А. Ягодин, П.М. Смирнов, А.В. Петровский и др.; под ред. Б.А. Ягодина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Агропромиздат, 1989.

2. Мельников, Н.Н. и др. Пестициды и регуляторы роста растений. Справочник. - М: Химия, 1995.

3. Петербургский, А.В. Агрохимия и физиология питания растений. – 2-е изд.; пераб. – М.: Россельхозиздат, 1981 – 184 с.

4. Практикум по агрохимии. Под общ. Ред. А.С. Радова. Изд. 3-е, перераб. и доп. М.; «Колос»,1978.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: