Москва и Петербург в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

«Люблю тебя, Петра творенье…»

А.С.Пушкин «Медный всадник»

«Москва… как много в этом звуке

Для сердца русского слилось»

А.С.Пушкин «Евгений Онегин»

План.

I пространственный мир романа.

II Царство строгих правил благопристойного лицемера.

1. образ Петербурга - Маскарад.

А) хранить молчание в важном споре (1 гл, 5 строфа)

Б) Волшебный край (1 гл, 18 строфа)

В) боясь ревнивых осуждений (1 гл.25 стр)

Г) Петербург неугомонный

Уж барабаном пробуждён

Д) Я был, однако, цвет столицы (8 гл.,24 строфа

Е) постылой жизни мишура (8 гл.)

2. Москва, я думал о тебе

А) не пошла Москва моя к нему с повинной головою

Б) но всех в гостиной занимает

Такой бессвязный, пошлый вздор (7 гл.)

В) там теснота, волненье, жар (7 гл.)

III безграничность жизни

Вариант вступления:

Весь пространственный мир романа «Евгений Онегин», исключая дорогу, делится на три сферы: Петербург, Москва, деревня. Какой смысл имеют в романе картины Петербурга и Москвы?

Вариант заключения:

Итак, Москва и Петербург оказываются основными кругами жизни, через которые автор проводит героев, сравнивая их отношение к этим кругам со своим. К большому свету обеих столиц, особенно Петербурга, отношение Пушкина двойственное. С одной стороны, «большой свет» в глазах Пушкина – высшая ступень культурного обихода дворянского общества, средоточие образованности, утончённости нравов, эстетическое развитие вкуса. Но с другой стороны, для Пушкина тот же «свет» с его «мертвящим упоеньем» - это омут моральной низости, суетности, лжи, бездушия и лицемерия.

В романе «Евгений Онегин» тема Москвы раскрывается поэтом во всём своеобразии своего национально колорита. Древнёё столица остаётся святыне, для каждого русского сердца, оплотом народного гнева и отпора иностранному нашествию 1812 года. Именно в широте взгляда на жизнь – отличие поэта от героев романа.


Тема 3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: