«Люблю тебя, Петра творенье…»
А.С.Пушкин «Медный всадник»
«Москва… как много в этом звуке
Для сердца русского слилось»
А.С.Пушкин «Евгений Онегин»
План.
I пространственный мир романа.
II Царство строгих правил благопристойного лицемера.
1. образ Петербурга - Маскарад.
А) хранить молчание в важном споре (1 гл, 5 строфа)
Б) Волшебный край (1 гл, 18 строфа)
В) боясь ревнивых осуждений (1 гл.25 стр)
Г) Петербург неугомонный
Уж барабаном пробуждён
Д) Я был, однако, цвет столицы (8 гл.,24 строфа
Е) постылой жизни мишура (8 гл.)
2. Москва, я думал о тебе
А) не пошла Москва моя к нему с повинной головою
Б) но всех в гостиной занимает
Такой бессвязный, пошлый вздор (7 гл.)
В) там теснота, волненье, жар (7 гл.)
III безграничность жизни
Вариант вступления:
Весь пространственный мир романа «Евгений Онегин», исключая дорогу, делится на три сферы: Петербург, Москва, деревня. Какой смысл имеют в романе картины Петербурга и Москвы?
Вариант заключения:
Итак, Москва и Петербург оказываются основными кругами жизни, через которые автор проводит героев, сравнивая их отношение к этим кругам со своим. К большому свету обеих столиц, особенно Петербурга, отношение Пушкина двойственное. С одной стороны, «большой свет» в глазах Пушкина – высшая ступень культурного обихода дворянского общества, средоточие образованности, утончённости нравов, эстетическое развитие вкуса. Но с другой стороны, для Пушкина тот же «свет» с его «мертвящим упоеньем» - это омут моральной низости, суетности, лжи, бездушия и лицемерия.
|
|
В романе «Евгений Онегин» тема Москвы раскрывается поэтом во всём своеобразии своего национально колорита. Древнёё столица остаётся святыне, для каждого русского сердца, оплотом народного гнева и отпора иностранному нашествию 1812 года. Именно в широте взгляда на жизнь – отличие поэта от героев романа.
Тема 3