Тема 9. Психологические основы предварительного расследования и отдельных следственных действий

Расследование как познавательно-реконструктивный процесс. Психологические особенности способов получения исходной информации. Типология исходно-информационных следственных ситуаций, психологические приемы установления истины. Психология осмотра места происшествия, особенности воспроизведения и мыслительной деятельности. «Улики поведения». Психологические особенности потерпевшего.

Обыск как поисковая деятельность, наблюдательность и рефлексивность мышления следователя и обыскиваемого. Психологические приемы активизации мышления и нейтрализации воздействия отрицательных факторов на психику сотрудников милиции во время обыска. Психические факторы, влияющие на способы сокрытия объектов. Анализ поведения обыскиваемых и их возможные идеомоторные реакции.

Психологические особенности допроса, психология очной ставки. Мнемоническая помощь. Психология лжи. Виды искажения информации и верификация речевого сообщения. Лжесвидетельства. Ложные показания и борьба с ними. Оговор и самооговор. Приемы нейтрализации агрессивного поведения допрашиваемых лиц.

Использование знаний о закономерностях познавательных процессов при предъявлении для опознания и при следственном эксперименте.

Понятие, психологические основы цели, направления маскировочных действий. Значимость для деятельности сотрудников органов внутренних дел. Особенностями использования сотрудниками. Особенности использования преступниками. Инсценировки преступления на месте происшествия и методы их распознания. Маскировка внешнего образа. Маскировка психических состояний, имитация заболеваний. Легендирование (маскировка содержания событий). Маскировка преступных действий. Психологические особенности сокрытия следов преступления, похищенных предметов.

Источники: обязательные: 1, 2;

дополнительные: 1, 11, 17, 22, 24, 25, 26, 30, 32, 33, 34, 35, 36, 37.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: