Стратегический контроль предполагает регулярную, периодическую или разовую оценку основных, важнейших целей, задач, системы организации фирмы в ходе проведения анализа трудностей и неиспользованных возможностей деятельности, а также разработки рекомендаций по совершенствованию системы управления фирмой и конкретных корректирующих мероприятий.
Стратегический контроль рекламной деятельности фирмы является неотъемлемой частью стратегического контроля маркетинга как следствие подчиненной роли рекламных целей общефирменным маркетинговым целям, а также тесной неразрывной взаимосвязи рекламы с другими направлениями маркетинга.
Целью стратегического контроля рекламной деятельности фирмы является установление ее соответствия коммуникативной политике, достижение целей коммуникативной и рекламной стратегии коммуникатора.
Наиболее распространенной формой проведения стратегического контроля маркетинга является маркетинговая ревизия (маркетинг-аудит). Она представляет собой систематизированную критическую и объективную оценку основных целей, маркетинговой среды и маркетинговых функций фирмы. Традиционно ревизия маркетинга содержит следующие разделы.
1. Ревизия маркетинговой среды:
♦ макросреда (демографические факторы; экономические факторы; природные факторы; научно-технические факторы; политические факторы; факторы культурного порядка);
♦ микросреда (рынки; целевые сегменты; конкуренты; торговые посредники; поставщики; вспомогательные маркетинговые организации; контактные аудитории).
2. Ревизия стратегии маркетинга:
♦ программа деятельности фирмы;
♦ задачи и цели маркетинга;
♦ маркетинговая стратегия.
3. Ревизия организации службы маркетинга:
♦ формальная структура;
♦ функциональная эффективность;
♦ эффективность взаимодействия.
4. Ревизия систем маркетинга:
♦ система маркетинговой информации;
♦ система планирования маркетинга;
♦ система маркетингового контроля.
5. Ревизия результативности маркетинга:
♦ анализ прибыльности;
♦ анализ эффективности затрат.
6. Ревизия функциональных составляющих маркетинга:
♦ товары (задачи ассортиментной политики; обновление ассортимента; система разработки новых товаров);
♦ цена;
♦ распределение;
♦ торговый аппарат;
♦ реклама, стимулирование сбыта, паблик рилейшнз.
В процессе стратегического контроля системы маркетинговых коммуникаций управляющие должны получить четкие ответы на следующие вопросы:
♦ Каковы основные цели коммуникативной политики фирмы? Как они увязаны с маркетинговой стратегией?
♦ Каковы основные цели рекламы?
♦ Эффективно ли пользуется фирма мерами стимулирования сбыта?
♦ Есть ли у фирмы хорошо продуманная программа паблик рилейшнз?
♦ Достаточно ли продуманно выбираются средства рекламы?
♦ Эффективны ли тематика и тексты рекламных обращений? Что думают о рекламе фирмы ее клиенты и общественность?
♦ Оптимален ли объем расходов на рекламу? Как разрабатывается рекламный бюджет?
К функциям стратегического контроля рекламной деятельности фирмы следует отнести контроль разработки и исполнения рекламного бюджета. В ходе контроля особое внимание уделяется состоянию учета в сфере расходов на рекламу и анализу направления расходования рекламных средств.