Предмет и задачи курса «Культура регионов России»

Курс «Культура регионов России» изучает особенности культуры крупнейшего государства в мире и выявляет характер взаимовлияния русской культуры и культуры народов России, определяет основные парадигмы социокультурного развития нашей многонациональной родины. С одной стороны, «Культура регионов России» носит теоретический характер, направленный на изучение основных культур на территории России и особенностей региональной культурной динамики. Но одновременно, представляется и анализируется богатейший фактологический, культурологический и исторический материал для ведения практической туристической деятельности, способствующей более детальному изучению и осмыслению проблем, связанных с неповторимостью культурной жизни регионов нашей страны. В целом этот предмет направлен на комплексное изучение соответствующего региона, его населения, истории и этнографии, экономики и политики, науки и культуры, религии, языка и литературы, традиций и культурных ценностей.

В связи с этим данный курс ставит перед собой следующие задачи:

- познакомить студентов со специфическими особенностями, своеобразием культуры и традиционного бытового уклада на территории различных регионов России;

- проследить этапы становления региональной культуры России;

- научить анализировать памятники культуры в территориально-культурологическом контексте;

- обратить внимание на специфические черты каждого региона и их отражение в местной культурной традиции;

- воспитать осознанное уважение к памятникам отечественной культуры;

- раскрыть основные культурологические понятия туристической деятельности;

- выделить значение культурного наследия Российской Федерации в туристической деятельности;

- подчеркнуть особое значение памятников культуры региона при подготовке и реализации экскурсионных программ;

- заложить базовые культурологические знания, умения, навыки для подготовки и организации сервисной деятельности в наиболее привлекательных для туризма регионах России;

- реализовать полученные культурологические знания и навыки при подготовке и осуществлении экскурсионных программ.

Что же изучает «Культура регионов России»?

Чтобы получить ответ на этот вопрос, прежде всего, необходимо рассмотреть все понятия, входящие в название этого предмета, а именно: «Россия», «регион», «культура». Эти понятия хорошо известны и широко изучены, но в данном курсе они рассматриваются под определенным углом зрения и в совокупности друг с другом. Поэтому представим здесь кратко основные сведения, касающиеся каждого из этих понятий.

Основные сведения о России.

Россия (официально Российская Федерация) - государство, расположенное в Северном полушарии, на севере материка Евразия (восточной части Европы и в северной части Азии). Это самое большое по площади государство мира. Оно составляет 17 075 400 км² или 11,46 % (1/9) площади всей суши Земли, что вдвое больше, чем у занимающей второе место Канады.

Население России по данными Росстата на 1 марта 2009 составляет 141 867 540 человек. Причем 79,3 % жителей проживает в Европейской части России (Центральный федеральный округ, Южный федеральный округ, Северо-западный федеральный округ, Приволжский федеральный округ), 20,7 %. в Азиатской части России (Сибирский, Дальневосточный федеральный округа). Большая часть населения (73,1 %) проживает в городах. Западная и центральная части Европейской России наиболее плотно заселены и урбанизированы. В этих районах расположены крупнейшие города России и традиционные центры культуры и промышленности. На Урале население сконцентрировано главным образом между городами Нижний Тагил и Магнитогорск. В Сибири население сосредоточено вдоль трассы Транссибирской железной дороги, на которой расположены и её крупнейшие города — Новосибирск, Омск, Красноярск и Иркутск.

В одиннадцати городах России численность населения составляет более 1 млн. человек (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Самара, Омск, Челябинск, Казань, Ростов-на-Дону, Уфа).

Согласно критериям Организации Объединённых Наций Россия является мононациональным государством, так как более 67 % (2\3) населения приходятся на одну национальность. Около 80 % населения России составляют русские. Русские расселены по территории страны неравномерно: в некоторых регионах, таких как Ингушетия, составляют менее 5 % населения.

Кроме русского народа, на территории России проживает более 180 различных малочисленных народов. Национальный состав России и его численность наглядно можно увидеть в приведенной ниже таблице:

Таблица № 1. Национальный состав России.

Национальность Численность в %
  русские 116 889 107 80,03
  татары 5 554 601 3,33
  украинцы 2 942 961 2,03
  башкиры 1 673 389 0,98
  чуваши 1 637 094 1,13
  чеченцы 1 360 253 0,94
  армяне 1 130 491 0,78
  мордва 843 350 0,58
  аварцы 814 473 0,56
  белорусы 807 970 0,56
  казахи 653 962 0,45
  удмурты 636 906 0,44
  азербайджанцы 621 840 0,43
  марийцы 604 298 0,42
  немцы 597 212 0,41
  кабардинцы 519 958 0,36
  осетины 514 875 0,35
  даргинцы 510 156 0,35
  буряты 445 175 0,31
  якуты 443 852 0,31
  кумыки 422 409 0,29
  ингуши 413 016 0,28
  лезгины 411 535 0,28
  коми 293 406 0,2
  тувинцы 243 442 0,17
  евреи 229 938 0,16
  грузины 197 934 0,14
  карачаевцы 192 182 0,13
  цыгане 182 766 0,13
  калмыки 173 996 0,12
  молдаване 172 330 0,12
  лакцы 156 545 0,11
  корейцы 148 556 0,1
  лица других национальностей 2 414 558 1,66
  лица, не указавшие национальность 1 460 751 1,01

Народы России говорят более чем на 100 языках и диалектах, принадлежащих к индоевропейской, алтайской и уральской языковым семьям, кавказской и палеоазиатской языковым группам. Среди наиболее распространённых разговорных языков в России выделяются русский, украинский, белорусский и немецкий, татарский и чувашский, удмуртский и марийский. Русский язык является родным примерно для 130 млн. граждан России, что составляет 92 % ее населения. Русский язык — самый распространённый из славянских языков и один из наиболее распространённых языков мира. Русский язык вместе с украинским и белорусским произошёл из древнерусского языка, но однако имеет ряд особенностей, сближающих его с южнославянскими языками, прежде всего, с болгарским. Русский язык использует кириллический алфавит. Он также считается государственным языком Российской Федерации.

Республики в составе России вправе устанавливать свои государственные языки и, как правило, пользуются этим правом: так, например, в Карачаево-Черкесской Республике, помимо русского, статус государственного имеют абазинский, карачаевский, ногайский и черкесский языки.

Россия обладает крупнейшими в мире разведанными запасами природного газа, а также является крупнейшим его производителем. Кроме того, Россия разделяет первое-второе место по объёму добываемой нефти, а по объёму её экспорта занимает второе место. Крупные месторождения угля имеются в Республике Коми, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Россия также богата железной рудой, бокситами, никелем, оловом, золотом, алмазами, платиной, свинцом, цинком. Многие из этих ресурсов находятся в Сибири, где большие расстояния, слабая населённость, суровый климат и многолетняя мерзлота создают значительные трудности для экономически эффективной добычи и транспортировки сырья к местам переработки и потребления.

Добыча нефти и газа сосредоточена в Западной Сибири; гидроэлектростанции, цветная металлургия и лесная промышленность — в Восточной Сибири. Дальний Восток выделяется добычей золота, алмазов, рыбы и морепродуктов. В Северном районе к основным отраслям относятся добыча угля, нефти, газа, апатитов, никеля и других металлов, а также заготовка леса и добыча рыбы. Северо-Западный, Центральный, Волго-Вятский, Уральский и Поволжский районы выделяются развитым машиностроением, химической, лёгкой, пищевой промышленностью, энергетикой и сферой услуг. Центрально-Чернозёмный район и Северный Кавказ имеют развитое сельское хозяйство и пищевую промышленность.

Понятие «регион».

Регион (лат. regio — страна, область) - это определённая территория, обладающая целостностью и взаимосвязью её составных элементов. Также это понятие используется в значении территориальной единицы государства; в России как общее название субъекта Федерации.

Необходимо учесть, что в настоящее время у многих российских ученых складываются различные подходы к определению понятия «регион». Некоторые из них подчеркивают двойственность понятия «регион» и связанные с этим две функции региональной науки как самостоятельной отрасли научного знания. С одной стороны, регион представляет собой целостное природно-территориальное или природно-социальное образование, в рамках которого происходит естественное взаимодействие всех природных и социально-экономических объектов и процессов. В этом случае региональная наука выступает как наука о регионе вообще и о данном регионе в частности, исследующая и фундаментальные, и специфические региональные проблемы взаимодействия этих объектов и явлений, а также синтеза изучающих их наук.

С другой стороны, регион выступает как политико-административное или производственно-территориальное подразделение (которое не всегда совпадает с регионом как природно-территориальным образованием). В этом случае региональная наука выступает в качестве науки для региона как административной единицы, нацеленной на выполнение прикладных научных исследований производственно-территориального и политико-административного характера, имеющих жизненно важное значение для обеспечения устойчивого развития данного региона.

Обе эти функции региональной науки (фундаментально-научная и управленческо-прикладная) тесно взаимосвязаны, так как невозможно давать обоснованные практические рекомендации по тем или иным вопросам социально-экономических перспектив конкретного социума, не имея информации по фундаментальным проблемам строения, функционирования и взаимодействия природных и общественных образований в рамках включающего его региона.

Россия — государство с федеративным устройством. В составе Российской Федерации 83 равноправных субъекта, в том числе 21 республика, 9 краёв, 46 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округа. Субъекты Федерации имеют своё административно-территориальное деление. Как правило, основными единицами в составе субъекта являются районы и города республиканского (областного, краевого) значения. Россия делится на одиннадцать крупных экономических районов: Северо-Западный, Северный, Центральный, Волго-Вятский, Центрально-Чернозёмный, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский и Дальневосточный.

Российская федерация состоит из 7 федеральных округов:

1.Центральный федеральный округ.

Регионы: г. Москва, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Воронежская область, Ивановская область, Калужская область, Костромская область, Курская область, Липецкая область, Московская область, Орловская область, Рязанская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Тульская область, Ярославская область.

2.Северо-Западный федеральный округ.

Регионы: г. Санкт-Петербург, Республика Карелия, Республика Коми, Архангельская область, Вологодская область, Калининградская область, Ленинградская область, Мурманская область, Новгородская область, Псковская область, Ненецкий автономный округ.

3. Южный федеральный округ.

Регионы: Республика Адыгея, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Республика Кабардино-Балкария, Республика Калмыкия, Республика Карачаево-Черкессия, Республика Северная Осетия (Алания), Республика Чечня, Краснодарский край, Ставропольский край, Астраханская область, Волгоградская область, Ростовская область.

4. Приволжский федеральный округ.

Регионы: Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Чувашская Республика, Кировская область, Нижегородская область, Оренбургская область, Пензенская область, Пермский край, Самарская область, Саратовская область, Ульяновская область, Коми-Пермяцкий округ Пермского края.

5. Уральский федеральный округ

Регионы: Курганская область, Свердловская область, Тюменская область, Челябинская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.

6. Сибирский федеральный округ

Регионы: Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Тыва (Тува), Республика Хакасия, Алтайский край, Красноярский край, Иркутская область, Кемеровская область, Новосибирская область, Омская область, Томская область, Читинская область, Агинский Бурятский автономный округ, Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ, Эвенкийский автономный округ.

7. Дальневосточный Федеральный округ

Регионы: Республика Саха (Якутия), Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Камчатская область, Магаданская область, Сахалинская область, Корякский автономный округ, Чукотский автономный округ, Еврейская автономная область.

Не менее значимыми для России являются геополитические и социокультурные факторы регионального деления. Территория, многообразие природных и климатических условий, многонациональное население, экономический потенциал, государственное устройство, плюрализм политических режимов, наличие смешанного типа культуры и его взаимовлияние с геополитическими факторами – все это является важным при рассмотрении культуры того или иного региона России.

Анализируя типичные факторы, лежащие в основе регионализации, данный курс предлагает рассмотрение культуры исторически сложившихся регионов в следующем порядке:

1. Культура Московского региона.

2. Культура Центральной России.

3. Культурные особенности северо-западной части России.

4. Культурные особенности Поволжья.

5. Культура Кавказа.

6. Культура Сибирского региона.

7. Культура Дальнего Востока.

Понятие «культура».

Культура и культурное пространство региона - это столь же неотъемлемые признаки территориальных общностей, как и хозяйственно-экономические связи. В своем историческом развитии культурный потенциал региона приобретает гораздо большую открытость и контактность с другими регионами и центром, чем социально-экономический потенциал. Кроме того, культурное пространство региона, так же, как и его культурный потенциал, отличается большей устойчивостью и привязанностью к месту, к локальному и региональному своеобразию.

Все культуры народов России составляют единое целое в ее общем наследии. Культурная самобытность народов обновляется и обогащается в результате контактов с традициями и ценностями других народов. Культура России - это диалог, обмен мнениями и опытом, постижение ценностей и традиций других.

Слово «культура» всем, конечно, хорошо знакомо. В современном языке оно очень употребительно. Но на вопрос: «Что такое культура?» — вряд ли можно ответить сразу и достаточно точно. Причина такого затруднения кроется в том, что это понятие очень многозначно.

Одни ответят примерно так: «Культура — это воспитанность, образованность, умение себя вести». Другие отмечают, что к культуре относится всё, что создаёт человек своими руками для себя и для общества. Третьи, возможно, будут уточнять, доказывая, что культура — это не только то, что исполнено руками человека и является материальным. Традиции, мировоззрение, нравственные законы также относятся к культуре. Кроме того, следует добавить, что культура каждого отдельного народа и человека своеобразна, что на разных ступенях развития уровень культуры меняется и что именно культура народа (как и отдельного человека) создает его неповторимый облик.

В настоящее время насчитывается более 500 определений понятия «культура». Надо сказать, что в основе большинства из них лежит представление о культуре как явлении, связанном с человеческой деятельностью: человек создаёт, сохраняет и распространяет культурные ценности. Культура рассматривается как продукт творческого труда человека, как воплощение его идей во всех областях его жизни и деятельности. Вот наиболее распространённые определения культуры: «Культура — определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях».

«Культура есть способность человека мыслить, анализировать себя и окружающих. Именно культура превращает нас в гуманные, разумные, критически мыслящие существа с моральными обязательствами. Именно с помощью культуры мы различаем ценности и делаем выбор. Через культуру человек познает себя, осознает себя как незавершенный продукт природы, критически осмысливает свои достижения, неустанно ищет новый смысл существования и создает произведения, отражающие его сущность».

«Культура – это феномен, рожденный незавершенностью, открытостью человеческой природы, развертыванием человеческой деятельности человека, наравленный на поиск сакрального смысла бытия».

В научный обиход слово «культура» вошло во второй половине XVIII века, в эпоху Просвещения, и, с точки зрения французских просветителей, означало разумность, разумное устроение жизни. Позднее понятие культуры стало ещё более широким, и культуру стали разделять на духовную и материальную. Это удобно для уточнения изучаемого предмета, однако не следует забывать об условности такого разделения и неразрывности духовной и материальной культуры в жизни человека и общества.

В настоящее время слово «культура» употребляется как в узком значении, то есть применительно к духовной сфере (религия, искусство, философия), так и в более широком смысле, включая материальную культуру (промышленность, сельское хозяйство, транспорт).

Одной из наиболее важных для современной Российской культуры является проблема традиций и новаторства в культурном пространстве. Устойчивая сторона культуры, культурная традиция, благодаря которой происходит накопление и трансляция человеческого опыта в истории, дает новым поколениям возможность актуализации предшествующего опыта, опору на созданное предшествующими поколениями. В традиционных обществах усвоение культуры происходит через воспроизведение образцов, с возможностью незначительных вариаций в рамках традиции.

Если говорить собственно о современной культуре, то она воплощена в огромном множестве создаваемых материальных и духовных явлений. Это и новые средства труда, и новые продукты питания, и новые элементы материальной инфраструктуры быта, производства, и новые научные идеи, идеологические концепции, религиозные верования, нравственные идеалы и регуляторы, произведения всех видов искусств и т.д. В то же время, сфера современной Российской культуры при ближайшем рассмотрении неоднородна, потому что каждая из составляющих ее культур имеет общие границы, как географические, так и хронологические с другими культурами и эпохами. Культурная самобытность любого народа неотделима от культурной самобытности других народов, и все мы подчиняемся законам культурной коммуникации. Таким образом, современная Российская культура представляет собой множество самобытных культур, находящихся в диалоге и взаимодействии друг с другом, причем диалог и взаимодействие идут не только по оси настоящего времени, но и по оси «прошлое-будущее».

Одним из наиболее интересных моментов в развитии российской современной культуры является формирование нового образа самой культуры. Если традиционный образ русской культуры связан прежде всего с идеями исторической целостности, то новый образ культуры все более ассоциируется, с одной стороны, с идеями космического масштаба, с другой стороны с идеей общечеловеческой этической парадигмы. Также следует отметить и формирование нового типа русского культурного взаимодействия, выраженного, прежде всего, в отказе от упрощенных рациональных схем решения культурных проблем. Все большее значение приобретают способности к пониманию чужой культуры и точек зрения, критический анализ собственных действий, признание чужой культурной самобытности и чужой истины, умение включить их в свою позицию и признание правомерности существования многих истин, умение строить диалогические отношения и идти на компромисс. Такая логика культурной коммуникации в России предполагает и соответствующие принципы действия. Именно такое отношение к культуре становится фундаментом новых научных и образовательных моделей. Они начинают разрабатываться и на региональном уровне.

***

Таким образом, все понятия входящие в название «Культура регионов России», представляют собой сложные, многосоставные и многослойные явления. Поэтому процесс изучения предмета «Культура регионов России» предстает как многоаспектный и многоуровневый. Важнейшим компонентом при изучении Культуры регионов России является выявление структуры этого предмета, богатых междисциплинарных связей внутри самого объекта изучения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: