Задачи:
· Закрепить понятие год как отрезок времени (Новый год — начало года. Январь — начало года, но середина зимы).
· Продолжать развивать наблюдательность детей, умение видеть сезонные изменения в природе.
· Совершенствовать сенсорные способности детей (слух, осязание), умение рассказать о своих ощущениях.
· Активизировать в речи детей:
-названия зимних месяцев, времени суток, дней недели;
-сложные слова (снегопад, снегоход, лесоруб, лесовоз);
-уменьшительные формы существительных с различными суффиксами (зимушка, елочка, снежок, шарик и т. д.).
· Дать понятия хвойное дерево, лиственное дерево.
· Продолжать упражнять детей:
-в образовании формы родительного падежа существительных на -ей, -ев, -ок, -ек (листьев, елей, санок, шишек);
-в подборе родственных слов, активном употреблении их в речи (Река покрылась плотным льдом. Снежную горку ребята украсили разноцветными льдинками. Снежная Королева жила в холодном ледяном дворце. Капли дождя на морозе превращаются в ледышки), умении выделять их в предложенном тексте;
|
|
-в использовании слов завьюжило, запорошило.
· Развивать языковое чутье. Продолжать учить детей понимать и объяснять:
-значения многозначных слов (идет снег, человек, время, занятие и т. д.);
-переносное значение слов и выражений (воет волк, ветер; злится человек, вьюга, ветер; ударил молотком, ударил мороз; зима мягкая, зима суровая; снег укутал ели и т. д.).
· Поощрять широкое употребление их при составлении различных видов рассказов, сказок и в свободной речи.
· Продолжать развивать у детей умения:
-изменять глаголы по временам (катается — катался — будет кататься), использовать приставочные, глаголы с различными оттенками значений (лепить — слепить — прилепить) и глаголы с изменяющейся основой (иду— пошел);
-подбирать качественные прилагательные к существительному, согласовывая их в роде, числе и падеже, и использовать их в речи;
-употреблять в речи относительные прилагательные (снежный, новогодний), прилагательные с уменьшительно-ласкательными суффиксами -оньк, -еньк (красненький шарик, мягонький снежок);
-использовать сравнительную степень прилагательных (короче, длиннее, холоднее).
· Закреплять умение пользоваться в речи существительными, глаголами, прилагательными, наречиями с противоположным значением (лето - зима, стоит - идет, тепло - холодно, мягкий снег - твердый лед, короткий день - длинная ночь и т. д.).
· Упражнять в согласовании порядковых числительных с существительными (Первая метель в этом году. Первый день недели — понедельник), в употреблении родительного и дательного падежей числительных один, два (К одной снежинке летят другие) и наречия много.
|
|
· Продолжать упражнять в умении составлять предложения по опорным словам и предметным картинкам, связанным (снег, санки, горка) и не связанным (птица, шарик и т. д.) по смыслу.
· Закреплять умение пользоваться в речи всеми видами простого распространенного, сложносочиненного и сложноподчиненного предложения. Особое внимание уделять распространению предложений однородными определениями, использованию многозначных слов и образных выражений, предлогов за, перед, из-за, из-под; составлению предложений с союзами чтобы, потому что, со словами «сначала,.., а потом...», с вопросами для чего? почему?
· Расширять объем простого распространенного предложения, используя наречия времени, места и образа действия (Раньше на улице было мало снега, а сегодня вьюга намела большущие мягкие сугробы).