Классификация

Тем не менее, утопию нельзя подвести под одну черту и чем-то её ограничить. Поэтому, я постараюсь её просто исследовать (изучить).

Утопии делят по принципу их подлинности (“утопии”, полуутопии квазиутопии); по принципу направленности критического действия, воплощенного в утопии (“утопии бегства” и “утопии реконструкции”); по принципу локализации идеала (“утопия”, ухрония”; по принципу ориентации на тип темперамента (“анархические” и “архические”) и т. п. Можно выделить утопию, создаваемую народными “низами”, или, как обычно ее называют, народную утопию.

Как показали в своих исследованиях А. Мортон, А. И. Клибанов, К. В. Чистов и другие историки, генетически первой формой утопии, из которой черпали “поэты, пророки и философы», выступавшие в качестве авторов утопических произведений, была именно народная утопия. Эта Утопия появилась раньше других и оказалась наиболее распространенной и долговечной. Народная утопия выражает представления социальных низов — крестьян и горожан — о “праведном» общественном строе, будь он дарован всевышним, установлен “справедливым” (“народным”) царем или создан их собственными руками в борьбе против угнетателей. Народная утопия находит себе место в культуре всех классовых формаций. Везде, где есть социальные противоречия, есть и народная утопия. Пример тому — Соединенные Штаты Америки, где в течение длительного времени существовала в качестве самостоятельного образования негритянская народная утопия.

Народно-утопический идеал может быть воплощен в самых разнообразных литературных формах — поэмах (английская – “Страна Кокейн”), легендах (русская - о Беловодье), сказках, песнях, публицистических произведениях. В отличие от народной утопии, формирующейся в основном стихийно, официальная утопия рождается в результате Целенаправленной деятельности профессиональных идеологов и политиков, выполняющих «социальный заказ», либо как продукт творчества самих государственных деятелей, когда они берутся за перо, чтобы поведать о своем идеале (классический пример - Томас Джефферсон). В зависимости от того, «какой социальный строй в данной утопии изображается”, «можно различать утопии, идеализирующие первобытнообщинный строй, рабовладельческие, феодальные, буржуазные, социалистические. В свою очередь каждый тип подразделяется на группы и подгруппы». В свою очередь в рамках рабовладельческой, феодальной и особенно буржуазной и социалистической утопий существуют различия, которые имеют типический характер и выходят за пределы соответствующих “групп” и «подгрупп». В качестве еще одного основания классификации можно выделить отношение утопического идеала к историческому развитию.

В соответствии с этим критерием утопии могут быть подразделены на регрессистские — ориентированные на возрождение исторически изживших себя и исчезнувших социальных форм; консервационистские — нацеленные на сохранение исторически исчерпавших себя, но все еще сохраняющихся социальных форм, и, наконец, прогрессистские — воплощающие, по разумению утописта, новый идеал и способные, таким образом, обеспечить общественный прогресс. Понятия этого ряда фиксируют ориентацию утописта, тогда как «прогрессивный” и т. п.— оценку этой ориентации или роли утопического идеала в общественной жизни.

Еще одно основание классификации утопий—социокультурное наполнение идеала. Оно определяет характер (природу) ценностей жизни и культуры, провозглашаемых утопистом и обусловливающих тип механизмов регулирования общественного процесса в Утопии, а в соответствии с этим и тип власти. Руководствуясь этим критерием, утопии можно подразделить на романтические (единение или даже слияние человека и природы, приоритет чувственного над рациональным, отсутствие жестких властных структур), технократические (приоритетное развитие науки и техники, рационального типа мышление, власть инженеров, менеджеров и ученых), теократические (господство религиозных ценностей в обществе, ведущая роль религиозных институтов и духовенства) и т. п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: