3) при согласии руководствоваться стандартом в договоре необходимо конкретно указывать марки, сортность, другие изменяющиеся характеристики, определение которых отнесено стандартом к усмотрению сторон. Для покупателя важно настаивать на поставке изделий лучших сортов и марок или с отдельными более высокими показателями качества;
4) в случае разработки стандарта в виде ступенчатого (порогового), предусматривающего несколько последовательно улучшающихся уровней качества, надлежит устанавливать в договоре сроки начала поставки изделий улучшенных модификаций;
5) должен быть конкретно определен порядок удостоверения продавцом соответствия товара установленным требованиям. Это может быть условие о высылке продавцом сертификата соответствия (декларации о соответствии), заверенного сертифицирующим органом, нотариусом или продавцом, а также об обязанности проставлять на каждом изделии знак соответствия или знак обращения на рынке.
ГК не только не содержит упоминаний о стандарте, но даже не требует обязательного определения в договорах условия о качестве. Статья 469 ГК устанавливает, что при отсутствии в договоре условия о качестве продавец обязан передать товар, пригодный для целей обычного использования такого товара. Подобный способ определения качества приемлем для стран с общей высокой культурой производства. Он непригоден для России, где пока низок уровень качества большинства товаров. Поэтому в каждом реализационном договоре следует определять качественные характеристики товара. Это может делаться путем отсылки к показателям соответствующего стандарта, а когда стандарт отсутствует — путем непосредственного определения требований к качеству в договоре.
|
|
Улучшение качества — одна из важнейших общегосударственных задач, определяющих положение нации в мире. Государство, которое не смогло наладить изготовление первосортных товаров, будет обречено на экономическую зависимость. По уровню качества большинства товаров мы значительно отстаем от развитых стран, однако основная проблема в том, что сохраняющееся низкое качество наслаивается на правовую и организационную необеспеченность работы по его улучшению, на отсутствие конкуренции между товаропроизводителями.
В деле улучшения качества важно учитывать и использовать правовые возможности, регулятивный потенциал договора. Современной России требуется не просто поддержание качества на уровне стандартов, поскольку отечественные стандарты в основном закрепляют низкие показатели качества, тогда как необходимо последовательное улучшение качества большинства производимых товаров. Именно договору, а не системе стандартизации, которая в отрыве от договоров малопригодна для этого, принадлежит ведущая роль в решении данной задачи.
|
|
Как же использовать договор для содействия улучшению качества?
Важно прежде всего определять в договоре конкретные показатели качества, не оставлять их неурегулированными, на что совершенно неосновательно ориентирует ГК. Как свидетельствует практика, целесообразно выделять условие о качестве товара в виде самостоятельного раздела договора.
При необходимости детального определения качественных показателей товара они могут излагаться в техническом описании или ином документе, прилагаемом к договору в виде его обязательной части.
Одним из способов регулирования качества товаров в коммерческой практике является поставка по согласованным образцам. Такой порядок удобен при реализации сравнительно недорогих товаров. Продавцом изготавливается образец в одном или двух экземплярах. Образец снабжается этикеткой за подписями сторон, упаковывается и опломбируется. В договоре указываются важнейшие качественные характеристики образца, а также порядок его хранения. В случае возникновения спора о качестве экспертная организация проводит проверку полученных покупателем изделий на соответствие образцу.
Для поставщиков всегда положительные результаты дает разработка стандартов на изготавливаемые (а для оптовых организаций — на регулярно поставляемые) товары. Покупатели обычно отдают предпочтение товарам, качественные характеристики которых конкретно указаны в установленной документации. Разработка стандартов и сертифицирование соответствия реализуемых товаров должны составлять необходимую часть конкурентной стратегии фирмы.
При отсутствии стандартов в договоре должны определяться основные показатели качества товаров. Покупателям следует до закупки выяснять, какие недостатки наиболее часто встречаются в соответствующих товарах, и включать в договоры условие о недопустимости таких дефектов. Нужно консультироваться у своих специалистов (мастеров, товароведов), проводить опросы потребителей о том, какие пожелания у них имеются к улучшению качества товара, а затем включать их в договоры в виде требований к продавцам о качестве.
Договор надлежит использовать для последовательного, поэтапного улучшения качественных показателей. Наиболее пригодны для этого долгосрочные договоры, в которых по годам могут наращиваться уровни качества, предусматриваться более высокие пороги качества. Вместе с тем даже в годовых договорах при систематических связях можно каждый раз вводить дополнительные требования к качеству товара, предусматривать улучшение тех или иных характеристик. Позитивные перемены с качеством начнутся тогда, когда в массе договоров появятся подобные условия.
Закон предусматривает, что поставщик удостоверяет качество товара соответствующим документом. Документы о качестве высылаются вместе с товаром, если иное не установлено договором. Вид документа и его содержание определяются стандартом на конкретный товар. Если в стандарте эти вопросы не решены, то вид и содержание документа, а также порядок его предоставления определяются договором.
Документы о качестве могут быть различными: практика выработала множество их видов. Таковы удостоверение о качестве, паспорт, технический паспорт, инструкция по эксплуатации, комплектовочный талон, ярлык качества и др. Сертификата соответствия или декларации о соответствии обычно совершенно недостаточно для удостоверения качества товара, в связи с чем и требуются указанные документы. Роль этих документов возросла. Статья 464 ГК установила, что если документы, относящиеся к товару, не переданы в установленный срок, то покупатель вправе отказаться от товара. Поэтому в договоре должны определяться содержание и порядок высылки такого документа, т.е. какие сведения о товаре в нем указывать, в каком количестве предоставлять: один экземпляр на партию товара или на каждое изделие, высылать ли его вместе с товаром или отдельно от него.
|
|
Высылка документа, с необходимой полнотой удостоверяющего качество товара, крайне важна для проверки товара покупателем, определения надлежащей цены, оперативной передачи в производство или в розничную продажу.
Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» установил, что документация к товару должна представляться на русском языке. Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 № 1037 «О мерах по обеспечению наличия на ввозимых на территорию Российской Федерации непродовольственных товаров информации на русском языке» запрещена продажа товаров, не имеющих информации на русском языке. Однако это важное правило повсеместно нарушается. Организациям-покупателям следует дополнительно закреплять в договоре данное требование в отношении импортных товаров.
В договорах предусматриваются также требования к маркировке товаров и тары. Если маркировка тары предназначена для покупателя и транспортной организации, перевозящей груз, то маркировка товара содержит сведения, необходимые пользователю.
Товарная маркировка наносится на само изделие, на его упаковку либо на прилагаемые ярлык, этикетку, вкладыш. Содержание маркировки определяется правовыми актами, стандартами, в том числе на конкретные виды товаров, а также договором.
На товары потребительского назначения должны наноситься сведения, предназначенные для граждан-покупателей. Согласно Закону РФ «О защите прав потребителей» (ст. 8-12) информация должна содержать адрес и фирменное наименование изготовителя (продавца), цену, гарантийный срок, если он установлен, и другие данные. Состав информации и требования к содержанию информации по группам товаров определены стандартами ГОСТ Р 51121—97 «Товары непродовольственные. Информация для потребителей. Общие требования» и ГОСТ Р 51074—97 «Продукты пищевые. Информация для потребителей. Общие требования».
|
|
Статья 18 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» предусматривает необходимость указания на этикетках, ярлыках либо на листках-вкладышах упакованных пищевых продуктов более широкого круга необходимых сведений для потребителей по данным видам товаров.
Статья 458 ГК установила важное правило: товар не признается готовым к передаче, если он не маркирован или иным образом не идентифицирован для целей договора. Это означает, что при отсутствии маркировки и иной необходимой информации товар не признается поставленным, а обязательство не считается исполненным. Установление такого порядка резко повышает значимость маркировки, четкого определения в договоре содержания маркировки и иной информации и способа ее нанесения.
В 1977 г. международной организацией EAN был разработан Европейский стандарт символьной маркировки — штриховая маркировка. Она представляет собой сочетание определенного количества штрихов и пробелов разной толщины. Штриховой код наносится на изделие типографским способом или приклеиваемой этикеткой. В соответствии с законодательством Европейского союза товары без штриховой маркировки не допускаются к продаже.
В России общее руководство работой по штриховому кодированию товаров осуществляет Внешнеэкономическая ассоциация автоматической идентификации — ЮНИСКАН. По запросам организаций ЮНИСКАН выдает им коды для маркировки производимых товаров, ведет соответствующий банк данных.
Линии штриховой маркировки состоят из 4 групп. Линии первой группы обозначают код страны — изготовителя товара. Линии второй группы присваиваются ЮНИСКАН конкретной организации — изготовителю или продавцу товара. Последующая группа знаков кода разрабатывается изготовителем (продавцом) товара и отражает информацию о товаре, необходимую для самого изготовителя и для покупателей товара. Последний разряд кода является контрольным числом алгоритма.
Штриховая маркировка обычно используется одновременно с наносимым ниже ее «бар-кодом» — цифровой кодированной маркировкой. Штриховая и цифровая маркировка считываются сканирующим устройством. Символьная маркировка дает возможность программного регулирования многих торговых операций, таких, как учет количества произведенных товаров в развернутом ассортименте, контроль за поступлением и реализацией товаров, оперативное пополнение запасов товара на складе и в торговом зале и др.
С качеством связано также установление гарантийных сроков и сроков годности либо сроков службы изделий.
Под гарантийным понимается срок, в течение которого проданный товар должен соответствовать требованиям к его качеству, заявленным продавцом. Сроки гарантии устанавливаются стандартом на соответствующий товар либо предусматриваются в договоре. В договоре могут быть согласованы более длительные сроки гарантии против указанных в стандарте. По ст. 471 ГК гарантийный срок начинает исчисляться с момента передачи товара покупателю; если иное не предусмотрено договором.
Срок годности — это период, в пределах которого изделие обнаруживает свои потребительские свойства либо допустимо к употреблению. Для машин, приборов и других товаров длительного пользования могут устанавливаться сроки службы. В соответствии со ст. 473 ГК срок годности исчисляется от даты изготовления товара. Срок службы исчисляется со дня передачи товара потребителю. Перечень товаров длительного пользования, на которые изготовитель обязан установить срок службы, утвержден постановлением Правительства РФ от 16.06.1997 № 720. В этом же постановлении содержится перечень товаров, которые по истечении срока годности считаются непригодными для использования по назначению.
При закупках товаров со сроками годности важно предусматривать в договоре условие об остаточном сроке годности, конкретно определяя его. Например, при покупке партии цемента с годичным сроком годности в договоре может быть предусмотрено, что остаточный срок годности на момент поступления цемента к покупателю должен составлять не менее 2/3 общего срока годности. Одновременно должны предусматриваться последствия несоблюдения этого условия в виде права отказаться от принятия и оплаты товара, а также обязанности продавца самому вывезти этот товар от покупателя. Оставление несогласованными указанных условий ведет к значительным потерям для покупателей и экономики страны в целом.
Наряду с качеством в договоре решаются вопросы комплектности. Под комплектностью понимается набор из изделия и отдельных вспомогательных или запасных частей к нему, его принадлежностей. Таким образом, комплект — это установленный перечень из основного и вспомогательных изделий, принадлежностей. Все единицы комплекта должны отгружаться покупателю одновременно, если иное не предусмотрено сторонами.
Комплектность устанавливается стандартом на соответствующее изделие или договором. В договорах может предусматриваться поставка товаров с дополнительными частями комплекта за специальную плату либо без отдельных единиц комплекта. Изменение комплектности производится по требованию покупателя.
40. Можно назвать следующие задачи, для решения которых предназначен договор оптовой купли-продажи. Это: 1) обеспечение ритмичного и бесперебойного поступления товаров в розничную торговую сеть; 2) обеспечение наличия ассортимента товаров, максимально удовлетворяющего интересы покупателей, постоянное обновление и улучшение ассортимента; 3) поступление в магазины товаров высокого качества, безопасных для жизни к здоровья граждан; 4) поступление товаров в упаковке и расфасовке, удобных для пользования и хранения; 5) обеспечение полноты информации для покупателей о характеристиках товара, порядке пользования и хранения, сроках годности и др.; 6) обеспечение для покупателей возможности замены товара, его гарантийного ремонта и сервисного обслуживания и др.
Законодательство о розничной торговле в настоящее время предусматривает множество различных требований по обеспечению интересов населения, которые, чтобы быть исполненными, предполагают привлечение усилий изготовителей и оптовых организаций. Правовой основой для решения указанных задач служит договор оптовой купли-продажи, нуждающийся в законодательном закреплении и регламентации.
Статья 421 ГК позволяет сторонам самим составить договор оптовой купли-продажи или соответствующим образом дополнить договор поставки. Однако в обстановке слабой конкуренции розничные торговые организации практически лишены возможности добиться от продавцов включения в договоры необходимых условий, поскольку ни нормы о договоре поставки, ни глава 30 ГК в целом не предусматривают соответствующих прав розничных торговых организаций во взаимоотношениях с продавцами (поставщиками). Проводившиеся обследования показывают, что сейчас лишь в трети договоров между поставщиками и розничными торговыми организациями содержатся все необходимые условия, обеспечивающие соответствие товара правилам продажи в розничной сети.
Договор оптовой купли-продажи объективно необходим для создания отечественного товарного рынка. Просчетом ГК является то, что, предусмотрев в § 2 гл. 30 о договоре розничной купли-продажи положения, направленные на защиту прав потребителей, кодекс не установил соответствующих обязанностей изготовителей и оптовых организаций, усилиями которых только и возможно обеспечить выполнение необходимых требований относительно продаваемого товара. Отсутствие законодательного урегулирования договора оптовой купли-продажи закрепляет примитивный уровень нашей торговли, препятствует улучшению обслуживания населения, ведет к массовым нарушениям законных интересов граждан.
Бла-бла-бла. Наплести о том, что договор предусматривает качество и т.д.
41. С качеством связано также установление гарантийных сроков и сроков годности либо сроков службы изделий.
Под гарантийным понимается срок, в течение которого проданный товар должен соответствовать требованиям к его качеству, заявленным продавцом. Сроки гарантии устанавливаются стандартом на соответствующий товар либо предусматриваются в договоре. В договоре могут быть согласованы более длительные сроки гарантии против указанных в стандарте. По ст. 471 ГК гарантийный срок начинает исчисляться с момента передачи товара покупателю; если иное не предусмотрено договором.
Срок годности — это период, в пределах которого изделие обнаруживает свои потребительские свойства либо допустимо к употреблению. Для машин, приборов и других товаров длительного пользования могут устанавливаться сроки службы. В соответствии со ст. 473 ГК срок годности исчисляется от даты изготовления товара. Срок службы исчисляется со дня передачи товара потребителю. Перечень товаров длительного пользования, на которые изготовитель обязан установить срок службы, утвержден постановлением Правительства РФ от 16.06.1997 № 720. В этом же постановлении содержится перечень товаров, которые по истечении срока годности считаются непригодными для использования по назначению.
При закупках товаров со сроками годности важно предусматривать в договоре условие об остаточном сроке годности, конкретно определяя его. Например, при покупке партии цемента с годичным сроком годности в договоре может быть предусмотрено, что остаточный срок годности на момент поступления цемента к покупателю должен составлять не менее 2/3 общего срока годности. Одновременно должны предусматриваться последствия несоблюдения этого условия в виде права отказаться от принятия и оплаты товара, а также обязанности продавца самому вывезти этот товар от покупателя. Оставление несогласованными указанных условий ведет к значительным потерям для покупателей и экономики страны в целом.
Наряду с качеством в договоре решаются вопросы комплектности. Под комплектностью понимается набор из изделия и отдельных вспомогательных или запасных частей к нему, его принадлежностей. Таким образом, комплект — это установленный перечень из основного и вспомогательных изделий, принадлежностей. Все единицы комплекта должны отгружаться покупателю одновременно, если иное не предусмотрено сторонами.
Комплектность устанавливается стандартом на соответствующее изделие или договором. В договорах может предусматриваться поставка товаров с дополнительными частями комплекта за специальную плату либо без отдельных единиц комплекта. Изменение комплектности производится по требованию покупателя.
42. В договорах предусматриваются также требования к маркировке товаров и тары. Если маркировка тары предназначена для покупателя и транспортной организации, перевозящей груз, то маркировка товара содержит сведения, необходимые пользователю.
Товарная маркировка наносится на само изделие, на его упаковку либо на прилагаемые ярлык, этикетку, вкладыш. Содержание маркировки определяется правовыми актами, стандартами, в том числе на конкретные виды товаров, а также договором.
На товары потребительского назначения должны наноситься сведения, предназначенные для граждан-покупателей. Согласно Закону РФ «О защите прав потребителей» (ст. 8-12) информация должна содержать адрес и фирменное наименование изготовителя (продавца), цену, гарантийный срок, если он установлен, и другие данные. Состав информации и требования к содержанию информации по группам товаров определены стандартами ГОСТ Р 51121—97 «Товары непродовольственные. Информация для потребителей. Общие требования» и ГОСТ Р 51074—97 «Продукты пищевые. Информация для потребителей. Общие требования».
Статья 18 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» предусматривает необходимость указания на этикетках, ярлыках либо на листках-вкладышах упакованных пищевых продуктов более широкого круга необходимых сведений для потребителей по данным видам товаров.
Статья 458 ГК установила важное правило: товар не признается готовым к передаче, если он не маркирован или иным образом не идентифицирован для целей договора. Это означает, что при отсутствии маркировки и иной необходимой информации товар не признается поставленным, а обязательство не считается исполненным. Установление такого порядка резко повышает значимость маркировки, четкого определения в договоре содержания маркировки и иной информации и способа ее нанесения.
В 1977 г. международной организацией EAN был разработан Европейский стандарт символьной маркировки — штриховая маркировка. Она представляет собой сочетание определенного количества штрихов и пробелов разной толщины. Штриховой код наносится на изделие типографским способом или приклеиваемой этикеткой. В соответствии с законодательством Европейского союза товары без штриховой маркировки не допускаются к продаже.
В России общее руководство работой по штриховому кодированию товаров осуществляет Внешнеэкономическая ассоциация автоматической идентификации — ЮНИСКАН. По запросам организаций ЮНИСКАН выдает им коды для маркировки производимых товаров, ведет соответствующий банк данных.
Линии штриховой маркировки состоят из 4 групп. Линии первой группы обозначают код страны — изготовителя товара. Линии второй группы присваиваются ЮНИСКАН конкретной организации — изготовителю или продавцу товара. Последующая группа знаков кода разрабатывается изготовителем (продавцом) товара и отражает информацию о товаре, необходимую для самого изготовителя и для покупателей товара. Последний разряд кода является контрольным числом алгоритма.
Штриховая маркировка обычно используется одновременно с наносимым ниже ее «бар-кодом» — цифровой кодированной маркировкой. Штриховая и цифровая маркировка считываются сканирующим устройством. Символьная маркировка дает возможность программного регулирования многих торговых операций, таких, как учет количества произведенных товаров в развернутом ассортименте, контроль за поступлением и реализацией товаров, оперативное пополнение запасов товара на складе и в торговом зале и др.
44. С предметом договора тесно связано условие о сроках. Следует, прежде всего, различать срок действия договора и срок передачи или отгрузки товара. По сроку действия различают краткосрочные, среднесрочные (от года до пяти лет) и долгосрочные (пять и более лет) договоры.
В отношении сроков передачи (отгрузки) товара законодательство о купле-продаже не требует их указания в договоре. Такой подход совершенно неприемлем для торговых отношений.
Срок передачи или отгрузки, которая приравнивается к передаче, может определяться конкретной датой или указанием периода, в котором должен быть отгружен товар. При регулярном характере отгрузок наряду с общим сроком поставки в договоре устанавливаются частные сроки, т.е. периоды для отгрузок отдельными частями (партиями). Если договор предусматривает поставку отдельными партиями, но сами периоды поставки не определены, то согласно ст. 508 ГК товары должны поставляться равными партиями помесячно.
Установление частных сроков актуально для любых видов реализационных договоров: поставки, оптовой купли-продажи, поставки для государственных нужд, контрактации. ГК урегулировал эти вопросы только для отношений по поставкам. Поэтому при заключении других видов реализационных договоров самим сторонам следует предусматривать в них частные сроки отгрузок и размеры отдельных партий. Установление в договорах частных сроков оказывает серьезное упорядочивающее воздействие на производственную и торговую деятельность субъектов.
При выработке условий о сроках следует учитывать такие факторы, как длительность цикла производства изделий, продолжительность транспортировки, наличие у продавца и покупателя складских площадей для хранения готового товара и др. Исходя из них в договорах указываются соответствующие по продолжительности частные сроки (7-, 10-дневные и иные), причем такая периодичность должна быть обоснованной в экономическом и других отношениях, базироваться на тщательных расчетах.
Условие о частных сроках требует его увязки с ассортиментом и количеством. Изготовление изделий в широком ассортименте связано с частыми переналадками оборудования. Остановки для переналадки уменьшают выход готовой продукции. Поэтому для совмещения ассортиментных запросов потребителей с задачей сохранения объемов производства используются сложные конструкции условий о сроках. Так, применяются двойные сроки: по общим объемам поставки (они более короткие) и по развернутому ассортименту — более продолжительные.
Для этого в договорах предусматривается, например, что поставщик обязан отгружать товар в 5-дневные сроки в количествах, составляющих 1/6 стоимости месячной партии товара. Одновременно устанавливается, что в пределах месячного срока поставщик обязан поставить товар всего согласованного ассортимента. Подобный порядок позволяет производителю значительно сократить число переналадок и потери от остановок оборудования.
На определение сроков влияет и продолжительность транспортировки. По закону обязательство считается исполненным своевременно, если товар сдан перевозчику для доставки покупателю в последний день срока. Однако требуется ещё время на транспортировку, которое может быть достаточно продолжительным. Поэтому если покупатель предусмотрел поставку товаров в январе, то поставщик может отгрузить товар 31 января, и его действия будут правомерными, хотя товар поступит к получателю через полмесяца или месяц.
Для обеспечения заблаговременного получения товара стороны нередко предусматривают дискретные сроки, например месячные, но с обязанностью отгрузки товара до 10-го или 15-го числа каждого месяца. Такой режим не ухудшает положения продавца. Он располагает тем же месячным объемом времени для изготовления и отправки каждой партии, изменяется лишь порядок исчисления месяца. Зато покупатель приобретает возможность в пределах соответствующего месяца получить товар и использовать его в хозяйственных целях.
Досрочная отгрузка товара согласно ст. 457 и 508 ГК допускается лишь с согласия покупателя. Поставщики стремятся включать в договоры условие о праве досрочной отгрузки, поскольку это расширяет возможности для операций с товарами. Покупателям целесообразно ограничивать право досрочной отгрузки определенными объемами, например полумесячными или до полной загрузки транспортного средства. В обмен на возможность досрочной отгрузки покупателю следует добиваться ответных льгот для себя в определении других условий договора. Определение условий договоров в коммерческой практике обычно является результатом выторговывания взаимных льгот и преимуществ.
В договорах применяются и иные конструкции условий о сроках. Предпосылками их выработки служат не нормы закона, поскольку закон не регулирует всего многообразия возможных решений. Субъекты сами осуществляют юридико-конструктивную работу, основываясь на анализе условий деятельности, своих возможностей и интересов.
В качестве самостоятельного условия, определяющего частоту передачи товара, помимо сроков могут устанавливаться графики отгрузки или завоза товара. Графики представляют собой календарное расписание с указанием дней отгрузки (завоза). Они могут предусматриваться как часовые и даже минутные, в частности при завозе полуфабрикатов в магазины, товаров по торговым точкам, продуктов в школьные столовые.
Установление графиков резко упорядочивает процесс доставки товаров, сокращает простои транспортных средств под выгрузкой, дает значительную экономию средств как для каждой отдельной организации, так и для общества в целом. Однако их выполнение требует высокой дисциплины и согласованности действий исполнителей. Широкое овладение навыками выработки в договорах и соблюдения графиков — это общехозяйственная, национальная задача.
Сроки поставки и графики отгрузки — это разные условия договора. Так, частные сроки могут быть соблюдены, а все графики сорваны. Поэтому за нарушение графиков должна предусматриваться отдельная ответственность. Поскольку доказать убытки от таких нарушений весьма сложно, целесообразно установление в договоре штрафов, причем достаточно высоких, за несоблюдение графиков.
Важно определять в договоре порядок действий в случаях нарушения продавцом сроков передачи товара. Закон урегулировал эти вопросы лишь в отношении договоров поставки. Согласно ст. 511 ГК количество товара, недопоставленное в одном частном периоде, подлежит восполнению в следующем периоде в пределах срока действия договора. Восполнение должно производиться в согласованном ассортименте, а если он не определен, то в том ассортименте, который не был поставлен в срок. Следует по аналогии определять эти условия также в других видах реализационных договоров.