Понятие и сущность абсолютной монархии

Предпосылкой развития абсолютизма, прежде всего, являются социально-экономические перемены, вызванные зарождением и развитием новых, буржуазных отношений. Европейская промышленность вступила в эпоху технического перевооружения. Мелкое производство сменяется более крупным, возникают мануфактуры, а значит, и техническое разделение труда (XVI век). По мере накопления капиталов предпринимательская верхушка городов складывается в класс буржуазии, роль которого в управлении государством, в последствии возрастает. Одновременно падает значение дворянства, увеличиваются гонения на крестьян. Монархия продолжает оставаться дворянской, но уже не может существовать без опоры на буржуазию и, особенно без тех денег, которые она ей приносит в виде налогов и пошлин. Экономическая политика монархии не исключает уже поощрения промышленности и торговли. Устанавливается весьма своеобразное для классового общества равновесие сил двух господствующих классов — буржуазии и феодального дворянства. Воспользовавшись этим, государственная власть получает известную самостоятельность по отношению к обоим классам и тем самым возрастает в своем значении. Абсолютная монархия представляет собой разновидность монархической формы правления, характеризующуюся юридическим и фактическим сосредоточением всей полноты государственной власти в руках монарха. В эпоху Просвещения существовал принцип общественного договора в варианте Т. Гоббса (принцип Левиафана). Суть его в том, что в интересах дворянства или других сословий полномочия раз и навсегда делегируются государству, и подданным остается только повиноваться. Именно этот принцип был реализован в абсолютизме. Одновременно со складыванием феодальной государственности шел процесс становления феодального права, которое для многих народов Западной Европы было первым правовым опытом классового общества. Основой послужило Римское право.

3 вопрос!Феодально-церковное мировоззрение!!

Особенности философии Средневековья.Выделяют следующие особенности философии Средневековья: философское учение теоцентрично, философия Средневековья тесно связана с религией (основа философского мышления - церковная догма), постулирование Бога как мировоззренческого начала. Статус основного принципа философского теоретизирования в Средних веках приобрел приобрел супранатурализм, который выражался в следующих учениях: 1. креацианизм - учение о сотворении Богом мира из ничего, 2. провиденциализм - понимание истории как осуществление заранее предусмотренного Богом плана спасения человека, 3. сотериологизм - ориентация жизни человека на спасение души. Философское мышление Средневековья является ретроспективным (обращенным в прошлое). "Чем древнее, тем подлиннее, а чем подлиннее, тем истиннее". Стиль философского мышления Средневековья отличался традиционализмом (любая форма новации считалась гордыней, ценились эрудиция и приверженность традициям). Философское мышление Средневековья полагалось на авторитеты. Основной авторитет - Библия. Философия Средневековья - это комментаторская философия. Комментировались главным образом Священные Писания. Обращаясь к священным текстам, философы не анализировали и критиковали их, а истолковывали - экзегенический характер философии Средневековья (экзегеза - истолкование). Стиль философского мышления Средневековья отличает стремление к безличности (многие тексты философов Средневековья анонимны). Философскому мышлению Средневековья был присущ дидактизм (назидательность). Форма подачи мысли - монолог (назидание, проповедь). В развитии философии Средневековья выделяют 2 периода: патристика и схоластика. Патристика - совокупность теологических, философских, политико-социологических доктрин христианских мыслителей II-VIII в. (отцов Церкви). Схоластика - усматривала главную роль философии в обосновании теологических догматов методами рационалистического мышления (IX-XII в.). Противоречия между патристикой и схоластикой содержатся в споре об универсалиях. В формировании понятийного аппарата философского мышления Средневековья велика роль учений Платона и Аристотеля. Итак, средневековый тип философского мировоззрения носит религиозную окраску. "Философия - служанка богословия". Заслугой этого периода является разработка следующих категорий философии: бытие, небытие, смысл, история (пусть даже с позиций религиозных догматов). Человек. В христианской теологии человек воспринимается как субъект деятельности, познания и общения до объекта и субъекта “спасения”. Смысл человеческого бытия состоит не в познании и преобразовании природы и общества, а в соединении с Богом т т.н. “божьем царстве”. Все стороны жизнедеятельности человека при таком подходе рассматриваются через призму религиозных ценностей, как факторы, благоприятствующие или препятствующие “спасению”. В результате, жизнь человека получает как бы два измерения: первое - отношение человека к Б; второе - отношение Ч к природе и другим людям. Нельзя утверждать, что социальная активность человека, его познание и преобразование мира теряют в полной мере для религиозных мыслителей смысл. В различных системах этим сторонам придается неодинаковое значение. Но главное, определяющее в них отводится первому отношению, поскольку именно в нем раскрывается смысл человеческой жизни, приобретается все доброе и нравственное. Второе отношение приобретает значение для человека т.к. способствует формированию его духовного мира, выступает в качестве средства духовного восхождения к Б. Человек в отличие от Б конечен и греховен. Христианская философия имеет духовно-нравсвенную направленность и ориентирует человека на спасение его души. Признается исключительная роль Ч среди творений Б. Б сотворил Ч не вместе со всеми существами, а отдельно, для него был выделен специальный день творения. Философы подчеркивают особое положение Ч в мире. Ч - венец творения. Он является центром Вселенной и конечной целью творения. Он - существо, господствующее на Земле. Высокий статус человеческого бытия определяется формулой “человек - образ и подобие Б”. Божественные качества Ч - разум и воля. Именно разум и свободная воля делают нравственным существом Ч и представителем Б в этом мире, продолжателем божественных деяний. Человеку дана способность высказывать суждения, различать добро и зло. Свобода воли позволяет Ч сделать выбор между добром и злом. Первые люди - Адам и Ева - сделали этот выбор не удачно. Они выбрали зло и, тем самым, совершили грехопадение. Отныне природа человека оказалась испорченной, на него постоянно оказывает воздействие грехопадение. Поэтому определяют природу человека двойственной. Двойственность природы Ч - важнейшая черта всего Х мировоззрения. Это раздвоение Ч Августин назвал “болезнью души”, неподчинение ее себе самой, то есть высшему началу. Человек сам своими силами не способен преодолевать своих греховных наклонностей. Ему постоянно необходима божественная помощь, действие божественной благодати. Соотношение природы и благодати является центральной темой учения о человеке. Ч - бытие сотворенное богом, спасенное Христом и предназначенное к сверхъестественной судьбе. Мир. Мир развивается не сам по себе, а согласно промыслу божию. Согласно этому мировоззрению, промысел Б распространяется на весь окружающий мир и придает природным и общественным процессам осмысленный и целенаправленный характер. Божественный замысел предопределяет историю людей, он пробивается через все события и факты. На долю людей остается либо содействовать осуществлению этого плана, либо противодействовать ему, за что Б подвергает их наказаниям. Эсхатология - учение о конце мира. История изображается как целесообразный процесс, направляемый Б к заранее предопределенной цели - царству Божию. Оно изображается как мир истинного, прекрасного и совершенного, где человек будет находится в полном единении с Б. Его достижение - конечная цель и смысл человеческого существования. Это положение признается всеми направлениями Х. философии. расхождения начинаются, когда речь заходит об истолковании этого царства и путей, ведущих к нему. Бог. Активное творческое начало изымалось из природы и передавалось Б. В основе - два важные принципа: принцип творения и принцип откровения. Оба тесно связаны и предполагают существование единого личного бога. Трактуется как абсолютное творческое начало. Ему приписываются все те атрибуты, которыми древнегреческие философы наделяли бытие: он вечен, неизменен, самотождественен, является источником всего сущего. Бог не только высшее Бытие, но и высшее Благо, высшая Истина и высшая Красота. Б. - реальность, определяющая все сущее. Августин. Учение о Боге. Бог - высшее бытие. В нем пребывают вечные и неизменные идеи, обусловившие мировой порядок. Б сотворил мир из ничего по своей воли, а не в силу необходимости. Б стоит над природой. Б - истинное бытие, он вечен, самотождественен, ни от чего не зависит, является источником всего. Учение о мире как второй реальности. Мир - вторичен, его создал Б. Божественное предопределение - источник двух противоположных царств - божьего и земного. Земное держится на войнах и насилии, Б - формируется с помощью церкви. Учение о предопределении (человеке). Хотя субъективно Ч действует свободно, но все, что он делает, делает через него Б. Своим решение Б одних людей избрал для спасения, других - для осуждения на муки в аду. Фома Аквинский. Высшее начало есть само бытие, которое есть Б. Есть какие-то истины о Б, которые превосходят всякую способность человеческого рассудка, как например о том, что Б троичен и един. Высшая истина - Б. Знание ее не в полной мере доступно человеческому разуму, поэтому Ч должен верить.

4 вопрос!РЕЛИГИОЗНЫЕ (ГУГЕНОТСКИЕ) ВОЙНЫ!!!

РЕЛИГИОЗНЫЕ (ГУГЕНОТСКИЕ) ВОЙНЫ, войны между католиками и кальвинистами (гугенотами) во Франции в 1562–1598.

Протестантизм в форме кальвинизма распространился во Франции в первой половине 16 в. Королевская власть, первоначально терпимо относившаяся кРеформации, с 1534 перешла к политике репрессий против ее сторонников. Тем не менее при Генрихе II (1547–1559) к кальвинизму примкнули многие представители дворянства и городских слоев южной и юго-западной Франции. Французских кальвинистов, называвших себя с 1532 гугенотами (от Юга Безансона, лидера женевских кальвинистов, и западно-швейцарского «эйдгенот» – «сообщник»), возглавили принцы крови Антуан Наваррский и Луи Конде из дома Бурбонов, боковой ветви династии Валуа, и три брата Колиньи – адмирал Гаспар де Колиньи, Франсуа д'Андело и кардинал де Шатийон.

После смерти Генриха II и восшествия на престол Франциска II (1559–1560) власть оказалась в руках аристократического рода Гизов – герцога Франсуа Гиза и его брата кардинала Шарля Лотарингского, которые усилили гонения на гугенотов, введя смертную казнь за тайные религиозные сборища. Был предан суду и повешен советник Парижского парламента кальвинист А. де Бур (1559). На недовольство гугенотов наложилась неприязнь к Гизам высшей аристократии – принцев крови (Бурбоны), ближайших соратников Генриха II (коннетабль А. де Монморанси и маршал Сент-Андре) – и той части дворянства, которая оказалась не у дел после окончания в 1559 Итальянских войн. В 1560 оппозиционеры составили заговор, руководителем которого стал перигорский дворянин Ла Реноди; они планировали захватить короля и арестовать Гизов (Амбуазский заговор). Узнав о заговоре, Гизы пошли на уступки: 8 марта 1560 они издали эдикт, запрещающий религиозные гонения. Это не удовлетворило рядовых заговорщиков, которые стали собираться в окрестностях Амбуаза, где находился королевский двор. Однако они были разбиты правительственными отрядами. Гизы отменили Мартовский эдикт и сурово расправились с мятежниками. Принц Конде был арестован и приговорен к смерти. Его спасла только внезапная кончина Франциска II 5 декабря 1560.На престол взошел несовершеннолетний Карл IX, а реальная власть оказалась в руках его матери регентши Екатерины Медичи. Гизы утратили свое влияние, Конде был освобожден и приближен ко двору, а Антуан Наваррский назначен генерал-лейтенантом Французского королевства. Екатерина при поддержке канцлера М.Л'Опиталя, главы партии «политиков» (поборников веротерпимости во имя высших интересов государства), пыталась проводить курс на примирение враждующих конфессий (Генеральные штаты в Орлеане 1560 и Понтуазе 1561, диспут в Пуасси 1561). В январе 1562 был издан Сен-Жерменский (Январский) эдикт, позволивший гугенотам исповедовать свою веру за городскими стенами или в частных городских домах. Но Гизы и бывшие соратники Генриха II, недовольные уступками кальвинистам и ростом влияния принца Конде, образовали «триумвират» (Ф.Гиз – Монморанси – Сент-Андре). Триумвиры вступили в переговоры с католической Испанией о совместной борьбе против протестантов и даже привлекли на свою сторону Антуана Наваррского.

Первая религиозная война (1562–1563). 1 марта 1562 Франсуа Гиз напал на совершавших богослужение гугенотов в местечке Васси (Шампань). Триумвиры захватили Карла IX и Екатерину Медичи в Фонтенбло и добились от них отмены Январского эдикта. В ответ Конде и Ф. д'Андело заняли Орлеан, сделав его своим оплотом; они заключили союз с английской королевой Елизаветой I и немецкими протестантскими князьями. Триумвиры взяли Руан, помешав объединению сил англичан и гугенотов в Нормандии; при его осаде погиб Антуан Наваррский. Получив подкрепление из Германии, Конде подошел к Парижу, но затем двинулся в Нормандию. 19 декабря 1562 у Дре он был разбит войсками триумвиров и взят в плен; в свою очередь католики потеряли маршала Сент-Андре и коннетабля Монморанси (первый убит, второй попал в плен). Возглавивший гугенотов адмирал Колиньи укрылся в Орлеане. Ф.Гиз осадил осадил город, но вскоре погиб под его стенами от руки убийцы. Смерть Гиза открыла путь к переговорам. В марте 1563 лидеры гугенотов и католиков при посредничестве Екатерины Медичи заключили Амбуазский мир, в своих основных пунктах подтвердивший Январский эдикт.

Вторая религиозная война (1567–1568). Обострение отношений между гугенотами и королевской властью привело к постепенному отходу Екатерины Медичи от политики веротерпимости. Воспользовавшись походом испанской армии герцога Альбы в Нидерланды (1566), регентша собрала под предлогом защиты французских границ большую армию, которую внезапно двинула против гугенотов (лето 1567). Их вожди, предупрежденные об этом, сделали попытку захватить короля и его мать в бургундском замке Монсо. Те, однако, успели бежать в Мо, а затем, благодаря мужеству швейцарской гвардии, прорвались в Париж. Конде осадил столицу, но 10 ноября 1567 был разбит коннетаблем Монморанси у Сен-Дени; сам Монморанси пал на поле битвы. Преследуемые войсками католиков под командованием Генриха Анжуйского, брата короля, гугеноты отступили в Лотарингию, где соединились с армией немецких наемников пфальцграфа Иоганна-Казимира. В начале 1568 их объединенные силы оттеснили католиков к Парижу и осадили Шартр. В этих условиях Екатерина пошла на заключение 10 марта 1568 мира в Лонжюмо, подтвердившего положения Январского эдикта; она также предоставила Конде крупный кредит для расчета с Иоганном-Казимиром.

Третья религиозная война (1568–1570). Получив передышку, Екатерина Медичи стала готовить новое нападение на гугенотов. Она добилась отставки канцлера М.Л'Опиталя, а затем потребовала от Конде возвращения долга. Тот отказался; был отдан приказ об аресте принца и других вождей гугенотов, которым, однако, удалось укрыться в портовом городе Ла-Рошели на западном побережье Франции, ставшем с того времени их главной цитаделью. Карл IX аннулировал прежние уступки протестантам. В январе 1569 Конде, получив военную помощь от англичан, двинулся на соединение с немецкой наемной армией, присланной во Францию маркграфом Баденским и герцогом Цвейбрюккенским, но был настигнут королевскими войсками под командованием Генриха Анжуйского и маршала де Таванна и разбит у Жарнака (на границе Лимузена) 13 марта. В битве погиб сам Конде, и гугенотов возглавили адмирал Колиньи и юный Генрих Бурбон, сын Антуана Наваррского. В июне 1569 они соединились с немецкими наемниками во Вьенне и осадили Пуатье. Отчаянная оборона города, которой руководили сыновья Ф.Гиза (Генрих Гиз и Шарль Майеннский), заставила гугенотов отступить; 3 октября они потерпели страшное поражение при Монконтуре от герцога Анжуйского. Однако католики не воспользовались своим успехом: вместо того, чтобы преследовать остатки армии Колиньи, они тратили время на осаду героически защищавшихся кальвинистских городов. На деньги ларошельского купечества Колиньи набрал новую армию и весной 1570 двинулся на столицу. Разбив королевские отряды в Бургундии, он спустился по долине Луары и стал угрожать Орлеану и Парижу. Правительству Карла IX пришлось спешно заключить с ним Сен-Жерменский мир, который предоставил гугенотам свободу вероисповедания во всей Франции, кроме Парижа, и право занимать государственные должности; в обеспечение договора им были переданы четыре крепости – Ла-Рошель, Монтобан, Коньяк и Ла-Шарите.

Четвертая религиозная война (1572–1573). Чтобы ограничить политическое влияние Гизов, Карл IX начал сближение с вождями гугенотов. Колиньи, вскоре приобретший большой вес при дворе, предложил организовать вторжение в Испанские Нидерланды как способ объединения французов; ради примирения религиозных партий возник проект брака Генриха Наваррского с сестрой короля Маргаритой. Однако придворные круги во главе с Екатериной Медичи, недовольные усилением политических позиций гугенотов, вступили в союз с Гизами. 18 августа 1572 состоялась свадьба Генриха и Маргариты, но уже 22 августа было совершено покушение на Колиньи. Под давлением своего католического окружения Карл IX одобрил план избиения гугенотов в ночь Св. Варфоломея 24 августа 1572 (см. ВАРФОЛОМЕЕВСКАЯ НОЧЬ). В результате резни в Париже и других французских городах погибло около двадцати тысяч кальвинистов, среди них Колиньи. Их лидер Генрих Наваррский оказался пленником в Лувре. Но правительству не удалось ликвидировать гугенотское движение. Гугеноты отчаянно обороняли Сансерр и Ла-Рошель; и если Сансерр был взят, то под стенами Ла-Рошели королевская армия потерпела полную неудачу. Король был вынужден заключить с ними Ла-Рошельский мир, подтвердивший условия Сен-Жерменского договора и закрепивший за гугенотами Ла-Рошель, Ним и Монтобан.

Пятая религиозная война (1574–1576). Понимая необходимость консолидации своих сил, гугеноты предприняли шаги по созданию собственной политической организации. В результате съездов в Мило в 1573 и 1574 и в Ниме в 1575 возникла Гугенотская конфедерация – своеобразная федеративная республика на юге Франции со своими органами управления и армией. Перед лицом политического раскола Франции новый французский король Генрих III (1574–1589) начал очередную безуспешную попытку искоренить «ересь». Гугеноты получили крупную финансовую помощь от Англии и большое войско от пфальцграфа Иоанна-Казимира; в феврале 1576 Генрих Наваррский бежал из Лувра и возглавил протестантскую армию. В союз с ним вступил младший брат короля и глава партии «политиков» герцог Франциск Алансонский. После того как протестанты овладели важными крепостями в Ангулеме (Сен-Жан д'Анжели) и в Нормандии (Сен-Ло и Валонь), король издал в Болье в 1576 эдикт, повторивший условия Ла-Рошельского мира; вдобавок Франциск Алансонский получил Анжу, Турень и Берри, Генрих Наваррский – Гиень, а Луи Конде, сын убитого при Жарнаке Луи Конде, – Пикардию; протестантам было предоставлено дополнительно еще восемь крепостей.

Шестая (1576–1577), седьмая (1580) и восьмая (1584–1598) религиозные войны. Неудачи королевской власти в борьбе с гугенотами и возникновение кальвинистской республики на юге страны побудила католиков создать свою политическую организацию. В 1576 в Перонне (Пикардия) по инициативе Г.Гиза была образована Католическая лига. На Генеральных штатах в Блуа (декабрь 1576) лигисты открыто потребовали полного истребления гугенотов. Опасаясь популярности Г.Гиза, Генрих III провозгласил себя главой Лиги и аннулировал эдикт в Болье. Вспыхнула новая война, в которой на стороне протестантов выступили Швеция, Дания, Англия и немецкие протестантские князья. Эта война, не знавшая крупных военных столкновений, но сопровождавшаяся жестокими стычками и разбоем, завершилась в сентябре 1577 Бержеракским миром, закрепленным эдиктом в Пуатье: он повторял в основном условия эдикта в Болье, но также требовал ликвидации всех политических организаций, как католиков, так и кальвинистов. По истечении трехлетнего срока действия этого мира в 1580 разразилась новая, седьмая, война, в результате которой король уступил Генриху Наваррскому Керси и Аженуа (договор во Флексе).

Восьмая религиозная война, или Война трех Генрихов (1584–1598). После смерти в 1584 Франциска Алансонского наиболее вероятным наследником французского престола стал кальвинист Генрих Наваррский. Это спровоцировало восстановление Католической лиги во главе с братьями Гизами (Генрих Гиз, Шарль Майеннский и кардинал Луи Лотарингский); лигисты вступили в декабре 1584 в тайное соглашение с испанским королем Филиппом II и выдвинули претендентом на французскую корону кардинала Шарля Бурбона, дядю Генриха Наваррского. Другой ведущей организацией католического лагеря стала образованная в том же году Парижская лига, в которую вошли представители столичной буржуазии, ремесленников и бедноты. Под нажимом лигистов Генрих III издал в июле 1585 Немурский эдикт, поставивший протестантизм вне закона; однако он отказался лишить Генриха Наваррского и Луи Конде прав на престол. Это сделал в сентябре 1585 папа Сикст V. Разразилась война.

Основные военные действия развернулись в 1587. Получив крупную субсидию от Елизаветы I, Генрих Наваррский нанял в Германии большую армию. 20 октября 1587, не дождавшись ее прихода, он разбил королевские войска при Кутра. Однако 24 ноября Г. Гиз во главе отрядов лигистов нанес поражение немецким наемникам при Вимори. Возросший авторитет Гизов в католическом лагере вызвал опасения короля, который стал склоняться к соглашению с протестантами. Конфликт Генриха III и Г.Гиза, открыто притязавшего на власть и пользовавшегося поддержкой парижан, чрезвычайно обострился. 12 мая 1588 в Париже вспыхнуло восстание против короля (День баррикад); 13 мая Генрих III бежал в Шартр. Под давлением католиков ему пришлось принять все требования лигистов: он передал Лиге шесть городов, одобрил решения Тридентского собора, лишил «еретиков»-Бурбонов прав на престол и назначил Г.Гиза главнокомандующим. В октябре 1588 Генеральные штаты в Блуа, большинство которых составляли сторонники Гизов, высказались за продолжение войны с гугенотами. 23–24 декабря по приказу короля были убиты Г.Гиз и кардинал Лотарингский, а 15 января 1589 распущены Генеральные штаты. Это вызвало новое антикоролевское восстание в Париже, которое Генриху III не удалось подавить. Он покинул столицу и в апреле 1589 заключил договор о совместных действиях с Генрихом Наваррским. Их объединенные силы осадили Париж. Но 1 августа Генрих III был убит агентом Лиги монахом Ж.Клеманом. Генрих Наваррский, отступив в Нормандию, провозгласил себя королем Генрихом IV. В ответ лигисты объявили королем кардинала Бурбона под именем Карла X. Генриха IV поддержали Англия и немецкие протестанты, Карла X – Испания.

В 1589–1590 Генрих IV одержал две победы над новым главой Лиги герцогом Майеннским – при Арке 21 сентября 1589 и при Иври 14 марта 1590 – и дважды осаждал Париж. В 1590 умер кардинал Бурбон, и часть лигистов стала ориентироваться на Испанию; Париж занял испанский гарнизон. Внутри католического лагеря произошел конфликт между умеренными (герцог Майеннский) и радикалами (Парижская лига), закончившийся победой умеренных (декабрь 1591). Длительная разрушительная гражданская война способствовала увеличению числа сторонников компромисса с Генрихом IV среди католического дворянства и буржуазии. Приняв в июле 1593 католическую веру («Париж стоит мессы»), он выбил последнее оружие из рук своих врагов. В марте 1594 Париж открыл перед ним ворота. В 1595 в союзе с англичанами и голландцами Генрих IV разгромил испанцев при Фонтен-Франсез (Бургундия), а в 1598 заключил с Испанией Вервенский мир на условиях statu quo. К этому времени уже вся Франция признала его власть. 13 апреля 1598 он издал Нантский эдикт, который подвел итог Религиозным войнам. Гугеноты получили право занимать государственные должности, свободно отправлять свой культ везде, кроме Парижа, иметь своих представителей при дворе и армию в двадцать пять тысяч человек; им предоставлялось во владение двести городов (Ла-Рошель, Монпелье, Монтобан, Сомюр и др.); государство обязалось выделять средства на их богослужебные нужды.

В результате Религиозных войн во Франции возникло своеобразное гугенотское государство в государстве и установилась относительная религиозная терпимость. Королевская власть сумела выстоять и вскоре восстановила свои прежние позиции. После Ла-Рошельской войны с гугенотами 1627–1628 Людовику XIII ликвидировал их политическую самостоятельность (Эдикт милости 1629), а в 1685 Людовик XIV, отменив Нантский эдикт, уничтожил их религиозную автономию.

5 вопрос!СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ЕРЕСИ!!!

В эпоху средневековья ереси были распространены преимущественно в народной среде. Носителями еретических идей, как правило, являлись странствующие проповедники, не принадлежавшие ни к одному из сословий. Зачастую это были т. н. "ваганты" – беглые монахи, лишенные сана клирики, студенты и актеры. Их проповедь всегда носила антицерковный характер и, как правило, антигосударственный. Еретики средневековья отрицали таинства и обряды, не признавали власть церковной иерархии, высмеивали духовенство. Нередко отрицалась вообще любая власть, в т. ч. светская, а в качестве идеала провозглашалось общество, основанное на всеобщем братстве и общности имущества. Еретические идеи порой заносились возвращавшимися с Востока пилигримами или купцами, слышавшими множество учений и мифов разных народов и нередко становившимися последователями причудливых и эклектичных верований. Средневековые секты иногда формировались и вокруг неортодоксальных богословов, которых было весьма много, поскольку тяга к богословским знаниям была велика и по всей Европе постоянно проводились ученые диспуты. Впрочем такое случалось нечасто. Такие группы формировались исключительно из студентов, кочевавших от одного преподавателя к другому, поэтому эти секты были весьма неустойчивыми и быстро распадались.С точки зрения вероучения, средневековые ереси отнюдь не представляли собой единого целого. Среди них встречались учения, в основе которых лежал возрождавшийся гностицизм (богомилы, альбигойцы или катары). Другие, не имея развитой богословской системы, строили доктрину исключительно на критике Церкви, пытаясь подражать придуманным ими самими идеалам апостольских времен (вальденсы). В Средние века сохранялись и наследники всевозможных древних ересей, терзавших Церковь в первые века христианства и до конца так и не уничтоженных (таковы, например, различные группы антитринитариев). Целый ряд сект возник в результате подъема национального самосознания. Их последователи противопоставляли себя католичеству именно как вселенской вере, мечтая о создании независимых национальных христианских общин. Таковы чешские братья или польские братья. Эти общины стали предтечами позднейших протестантских церквей.

Наиболее благоприятными регионами для распространения ересей в Средние века являлись Восточная Европа и юг Франции. Здесь христианство было менее укоренено и языческие традиции имели большее влияние на население. Иногда еретические учения распространялись на огромной территории и оказывали заметное влияние на политическую жизнь Европы. Так было, например, с альбигойцами, ставшими причиной вооруженного конфликта общеевропейского масштаба.

6 вопрос!Соц-эконом развитие Англии!

16 век занимает особое место в истории Англии. Английская деревня становилась основной сферой проникновения капитала, создавая наилучшие условия для первоначального накопления. Аграрный переворот, базировавшийся на экспроприации (перевод - конфискации имущества) крестьянства, совпадал с мануфактурной стадией развития капитализма в промышленности, чем в значительной мере был ускорен генезис капитализма в Англии и созданы условия для победы нового способа производства.

Характер процесса разложения феодальных порядков проявился в эволюции главного производственного отношения – рентного, - которое, хотя и оставалось в 16-начале 17 в. феодальным, качественно трансформировалось под влиянием рыночных цен, связанного с притоком золота из Нового Света и его общим удешевлением.

К концу 15 в. в связи с заменой барщины и продуктивного оброка денежной рентой (коммутация) в Англии исчезло крепостничество: отношения между классами сельского общества приобретали «договорный характер». Выкуп барщины для бОльшей части крестьян стал фактически освобождением, уничтожив основу их несвободы – работу на домене лорда. Углубился раскол дворянства на 2 слоя: старое и новое (джентри). Старое дворянство – это не столько те аристократические «кланы», которые смогли уберечь себя и свои имения во времена войны Алой и Белой розы, сколько дворяне, сохранявшие в своих владениях преимущественно феодальные порядки. Аристократы не могли снизойти до того, чтобы заниматься повышением уровня доходности своих поместий, неумеренное стремление к роскоши – это стало причинами упадка аристократии в середине 17 века.

Оставаясь дворянством, джентри приблизились к буржуазии (были связаны с ней идентичными устремлениями экономического порядка). Джентри частично приобретали земельные владения благодаря тюдоровской политике пожалований и расширяли их за счёт крестьянский держаний (при помощи насильственной экспроприации). Новый дворянин (джентри) стал значимой фигурой в английской деревне. Необходимым условием хозяйствования являлось совмещение феодальной ренты с коммерческой прибылью за счёт капиталистических методов ведения хозяйства.

Названная тенденция противоречила системе рыцарских держаний (сущ. до 1646г). Сохранялся принцип единонаследия в передачи земли, система опеки малолетних наследников и т.д. – эти устаревшие нормы противоречили материальным интересам джентри, поэтому джентри столкнулись с злоупотреблением абсолютизма, что сыграло важную роль в формировании буржуазно-дворянской программы в революции середины 17 в.

Интенсивность хоз. изменений в деревне в период генезиса капитализма очень отразилось на судьбе крестьянства: преобладающей формой крестьянского землевладения в 16-17 вв. был копигольд (держание на воле лорда и по обычаю манора, пришедшее на смену вилланству). Допуск к держанию копигольдер получал обычно в манориальной курии, где после уплаты денежного взноса (вступного файна) и принесения присяги лорду ему выдавали копию протокола, который фиксировал высоту ренты, размеры участка и срок держания. Положение копигольдера зависело от воли лорда. Институт копигольда становится наиболее бесправной формой крестьянского землевладения: манориальные лорды посягали на владельческие права копигольдеров, которые искали защиты от произвола в судах общего права. Но суды до конца 15-начала 16 века рассматривали жалобы свободных держателей и отклоняли вопросы, связанные с копигольдом (в начале 16 в. рассмотрение дел обычных держателей было еще чрезвычайно редким, только в 17 в. происходит частичное признание ими норм манориального обычая). Без признания манориального обычая судами общего права, без относительного укрепления обеспеченности копигольдеров крестьянство в Англии исчезло бы быстрее, чем в действительности, но признание манориального обычая стало для гос.власти удобным юридическим маневром, с помощью которого можно было укрепить незыблемость феодальных порядков и отвергнуть требование превращения копигольда во фригольд.

В судьбе копигольда ярко отразились интенсивность и последствия капиталистической перестройки деревни, отмеченной специфическими чертами в каждом из регионов Англии.

Наиболее отсталым в экономическом плане был север страны. Небольшое кол-во городов играло здесь скорее военно-административную роль, чем роль центров промышленности и торговли. Длительные войны с Шотландией вызывали необходимость организации местного ополчения, формировавшегося из землепашцев севера, освобожденных от поземельных налогов. Юридическая обеспеченность их земельной собственностью была поэтому более значительной по сравнению с крестьянами других гравств страны.

В 16 в. патриархальный уклад северных графств обнаруживает признаки распада: здесь начинает проявляться влияние капиталистических сдвигов в сельской экономике более развитых регионов Англии. Вольности северного крестьянства начинают приходить в упадок из-за огораживаний, повышения файнов и твердых рент.

Запад и юго-запад Англии отличались наиболее ранним и интенсивным распространением отношений феодальной зависимости, значительной традиционностью и малоподвижностью аграрных структур. Возможно поэтому в 16-17 вв. здесь развивался процесс не столько открытой и насильственной ломки поземельных отношений в пользу лордов, сколько более разрушительный и подлинно массовый процесс скрытого обезземеления крестьянства, его экспроприации «мирными» средствами в рамках манориального права. На юго-западе Англии в 16-начале 17 вв., несмотря на развитие пастбищного хозяйства и шерстяной мануфактуры, в деревне сохранялись традиционные отношения (наличие домениального хозяйства лордов, долгосрочная аренда, стабильность копигольдерского держания как ведущей формы землепользования).

Данные описей владений Пемброков свидетельствуют о переходе части копигольда в руки некрестьянских сословных элементов (горожане, джентри), которые стремились превратить землю в источник рентных доходов или коммерческой прибыли. Это означало ломку устойчивости крестьянского землевладения и землепользования, в основе которого лежал труд крестьянской семьи.

Угрозы копигольду как крестян. виду землепольз. и землевлад. представляла имущественная дифференциация крестьянства. Для 16-17 вв. характерна поляризация английской деревни, связанная с размыванием ее ядра (средних слоев йоменри) – это означало вызревание предпосылок аграрной эволюции Англии, результатом которой было исчезновение крестьянства как класса.

Решающую роль в вытеснении крестьянского землевладения играл процесс внедрения в деревню отношений капиталистической аренды, наиболее выгодных для лордов по причине подвижных арендных плат, регулируемых колебаниями рыночной конъюнктуры. Для собственников земли был приемлима не только краткосрочная аренда (7-11 лет), но и феодальная (до 99 лет). Сосуществование различных форм и сроков аренды – это особенность аграрных отношений переходной эпохи. Иногда лендлорды в целях разбогатеть изменяли статус держаний в своих манорах, превращая копигольд и фригольд в аренду.

Особенности хозяйственного развития деревни в юго-западных и западных районах Англии проявились в том, что огораживания (традиционно считаются основным процессом, подрывавшим крестьянское хозяйство) не отличались здесь массовостью и не имели таких гибельных последствий, как в Центральной Англии. В качестве основного метода экспроприации крестьянства на западе страны использовались повышение файнов за допуск к держанию. В течение 16-17 в. они возросли в десятки раз и оказались наиболее подвижной частью поборов с обычных держателей, компенсируя «убытки» лордов маноров, связанные с обычаем твердых рент. Они и играли роль улучшенной, т.е. ориентированной на рыночные колебания цен, ренты и служили процессу «коммерциализации» земельных отношений в английской деревне. Раньше размеры файнов фиксировались и охранялись манориальной юрисдикцией, а в 16-17 вв. непомерное их повышение лучше всего показало приоритет воли лорда над обычаем манора и постепенно деформацией этого обычая. Кроме повышения файнов, истинным бичом англ. замлевладельцев был срочный характер копигольдерского держания (обычно на 21 год). Истечение срока действия манориальной копии в случае кратковременного договора представляло реальную угрозу лишения обладателя крестьянского двора возможности вести самостоятельное хозяйство.

Особенность развития английской деревни в западных и юго-западных регионах страны состояла в процессе скрытого экономического «вытеснения» копигольдеров из с/х производства, что в дальнейшем облегчило юридическую узурпацию их собственности.

В Центральной и Восточной Англии, вместе с экспроприацией, основным методом были огораживания = процесс массовой насильственной экспроприации крестьянства и монополизации эемельной собственности феодалами. К 16 в. в связи с возрастанием спроса на шерсть овцеводство стало вытеснять земледелие, что везде (кроме севера страны) привело к переориентации манора с преимущественного производства зерна на производство шерсти – фактор, отвечающий требованиям английского и международного рынка в период генезиса капитализма. Прямой захват пахотной земли зависимых крестьян под пастбища, сгон держателей с их участков и сдача деревень, рост бродяжничества – так совершалась насильственная ломка традиционных отношений в деревне манориальными лордами. Было 2 этапа резкого усиления огораживаний: 40-50е гг. 16 в. и конец 16-начало 17 в. Первый этап был связан с соц. последствиями закрытия монастырей в ходе Реформации.

7 вопрос!Борьба церкви с ересями!

Борьбу за оздоровление церкви начала монастырь Клюни, основанный в 910г. во Французской Бургундии. Деятельность клюниицев отражала настроение масс, среди которых в ожидании конца света усилились миленаристские чаяния (вера во второе пришествие Христа). Клюнииская реформа имела целью укрепление церковных организаций, приведение в порядок материальной базы и строгую регламентацию ее отношении со светской властью. Монастыри изымались из под власти не только светских сеньоров, но и епископов, что способствовало усилению централизации церкви, клюниицы осуждали продажу церковных должностей, падение нарвов духовенства. Требовали безбрачия духовенства (целибата). Клюниицы заботились о подготовке новых поколений клириков. Широко использовались представления о близком конце света для проповеди и божеского мира, пересечения насилия феодалов. Влияние этих идей оказались недолговечными. В 1059г. монах Гильдебранд (папа Григории 7), добился на латеранском соборе очень важного решения - германская Империя и римскибе набили навсегда отстранялись от выборов пап - выбирали только кардиналы. Позиции церкви укрепились при Григории 8 (1073-1085) 2 задачи:

· полное подчинение светской власти церкви;

· укрепление строгой дисциплины духовенства под неограниченной властью папы “Диктат папы”.

Подооная программа вызвала резкий протест светских властей (особенно Ирландская Империя). Началась борьба за инвеституру. Подавив саксонское восстание Генрих 4 выступил против стремления Григория 7подчинить себе немецкое духовенство и ослабить его связь с королевской властью. В 1076г. на собрании высшего немецкого духовенства в Вормсе он объявил о низложении Григория 7. В ответ папа отлучил Генриха от церкви и лишил Королевского сана. На эти действия Григория 7 откликнулись в Германии крупные немецкие феодалы. Они начали войну против короля, восстали саксонские феодалы. Генрих 4 капитулировал. В январе 1077г. в замке Каноса выполнил прощение. Затем снова выступил против папы 1122г. - Вормскии конкордат - устанавливал разную систему выборов епископов в различных областях империи. В Германии выборы епископа при участии императора. В Италии и Бургундии без участия императора. Вормскии конкордат разрушил систему имперской церкви в Италии и Бургундии.

Для борьбы с ересями церковь создала инквизицию. Еще на заре своей истории церковь считала допустимой насилие в деле утверждения и очищения веры. К борьбе с еретиками призывал Августин - апелировавший не только к церкви, но и к государству. Император Феодосий Великий еще в 382 г. впервые учредил институт разыскания врагов церкви и религии. Тем не менее до 12в. преследование еретиков не носили того планомерного и истребительского характера какой они приобрели в ходе Альбигойских воин и после создания папой Григорием 9 инквизиционных судов, священных трибуналов подчинявшихся папе, а на местах отданных в руки нищенствующих орденов преимущественно доминиканцев. В Испании, Франции, Италии инквизиторы на время делались сильнее епископов. В случае неповиновения инквизиции проклятие грозило и светским властям. Смрадные тюрьмы, пытки, издевательства, костры становились все более привычны в христианском мире, забывшем о евангельской проповеди любви к ближнему и прощении. Усердие инквизиторов подогревалось не только стремлением защитить веру, а как средство сведения личных счетов, политических интриг, обогащение за счет имущества осужденных. Ненависть инквизиции обрушилась на ученых, философов, художников - в творчестве которьх церковь усматривала опасные для себя ростки свободомыслия. Особый размах инквизиция приобрела в позднее средневековье с его печально знаменитой охотой на ведьм. Ереси Павликиан и Богомилов в Византии и на Балканском Полуострове. Во Франции и Италии движение патархов - осуждалось богатство церкви. Ересь катаров 12в. Абсолютировали роль зла в мире.

8 вопрос!Соц-эконом развитие Испании!

Ближе к концу 15 века, на полуострове Периней, да в прочем как и на всей территории Европы, наступил масштабный перелом в развитии экономики. Опираясь на множество показаний и исторических фактов, можно смело заявлять, что в те годы Испания крупный переворот в хозяйстве. Он был выражен в первую очередь в стремительном темпе развития некоторых отраслей в области промышленности, в частности в шёлковой и суконной. В 1573 году, в Испании была созвана сессия кортесов, на которой обсуждался быстрый рост развития экономики. Началась пора глубокого кризиса для Испании. Кортесы стали вспоминать о начале 16 века, когда каждый житель страны, от ребёнка до престарелого человека, постоянно были вовлечены в торговые процессы или производство того или иного товара. Среди городов Кастилии, первое место по промышленным отраслям по праву занимала Севилья. В годы правления Карла 1, в этом городе успешно работало около 16 тысяч мастерских, которые занимались текстильной промышленностью. В них насчитывалось порядка 130 тысяч рабочих. В те годы именно Севилья снабжала весь мир хлопком и щёлком, а также лён и кожу. Также производство шёлка было и в Толедо. Из этого города шёлка любых цветов отправляли на продажу в Бербию или Турцию. В Арагоне самым крупным центром по производству текстиля, была Сарагоса. Даже не смотря на значительный упадок экономики, по прежнему были сохранены старые черты жизни в индустрии. В Валенсии по мимо производства шёлка и шерсти, изготавливались различные пряности. Керамика также производилась в некоторых города, хотя она ценилась на мировых рынка не чуть не меньше остального дорогого товара. Но если сравнивать Испанию с другими странами, в которых промышленные подъёмы были отмечены ещё более масштабные, то по количеству поставляемых товаров Испанией за границу, она не занимала первого места. Текстильная промышленность Испании не в силах была конкурировать со своим главным соперником – Англией. Они не могли производить столько товара, чтобы завоевать мировой рынок торговли. В основном Испания старались торговать товарами, которые они привозили из Америки. Из собственных товаров, они могли предложить только фрукты, шерсть и конечно же вина. Испания закупала у других стран обрабатывающую промышленность, потому, что собственного производства они не имели. Это указывает на то, что в эти годы Испания не была королём рыночных отношений. В начале 16 века была конкуренция Англии и Испании, по поставкам шерсти в Европу. Но уже через некоторое время, Англия стала обрабатывать шерсть самостоятельно и заниматься производством сукна. Практически все суда Испанского порта, которые возили шерсть в город Брюгге, на обратном пути отплывали с портов с полными трюмами готового сукна. Монархия Испании, постепенно стала прислушиваться к многоимённым просьбам кортесов о том, чтобы правительство прекратило препятствовать развитию частного производства в стране. Также они просили открыть специальные школы, в которых бы учили производственному делу, в которых изучали новые отрасли промышленности. Но к сожалению, все эти идеи на протяжении всего 16 века по прежнему оставались только на бумаге. В стране определяли свои интересы исключительно паразитические группы. Именно эта ужасная черта всех королей Испании, попросту погубила промышленные отрасли по шерстяному делу и овцеводству страны.

9 вопрос!Средневековая школа!

Средневековье знало три вида школ. Низшие школы, образовавшиеся при церквях и монастырях, ставили целью подготовить элементарно грамотных духовных лиц — клириков. Главное внимание обращалось в них на изучение латинского языка (на котором велось католическое богослужение), молитв и самого порядка богослужения. В средней школе, возникавшей чаще всего при епископских кафедрах, практиковалось изучение семи «свободных искусств» (грамматика, риторика, диалектика, или логика, арифметика, геометрия, куда входила и география, астрономия и музыка). Первые три науки составляли так называемый тривиум, последние четыре — квадривиум. Позднее изучение «свободных искусств» стало производиться в высшей школе, где эти дисциплины составляли содержание преподавания на младшем («артистическом») факультете. Высшая школа вначале называлась Studia Generalia (буквально — общие науки), потом это название было вытеснено другим — университеты.
Первые университеты возникли в XII веке — частью из епископских школ, имевших наиболее крупных профессоров в области богословия и философии, частью из объединений частных преподавателей — специалистов по философии, праву (римское право) и медицине. Наиболее древним университетом в Европе считается Парижский университет, существовавший в качестве «вольной шкоды» еще в первой половине XII и в начале XIII века (учредительной грамотой Филиппа II Августа 1200 г. о правах Сорбонны). Роль университетских центров, однако, еще в XI веке начали играть итальянские высшие школы — Болонская юридическая, специализировавшаяся на римском праве, и Салернская медицинская школа. Наиболее типичный Парижский университет, устав которого лег в основу других университетов Европы, состоял из четырех факультетов: артистического, медицинского, юридического и богословского (включавшего в себя и преподавание философии в церковном освещении).
Другими наиболее старинными университетами Европы были Оксфордский и Кембриджский в Англии, Саламанкский в Испании и Неаполитанский в Италии, основанные в XIII веке. В XIV веке были основаны университеты в городах Праге, Кракове, Гейдельберге. В XV веке число их быстро увеличйва лось. В 1500 году во всей Европе было уже 65 университетов.
Преподавание в средневековых университетах велось на латинском языке. Основным методом университетского преподавания были лекции профессоров. Распространенной формой научного общения являлись также диспуты, или публичные споры, устраивавшиеся периодически на темы богословско-философского характера. В диспутах принимали участие главным образом профессора университетов. Но также устраивались диспуты и для схоларов (схолары — студенты, от слова Schola — школа).

10 вопрос!Турция развитие!

Население Турции в конце 16 века насчитывало 25 миллионов человек (во Франции 16 миллионов, Италии 13 миллионов, Испании – 8 миллионов). Вершиной могущества Османской империи стало правление султана Сулеймана Кануни (Законодателя) или, на европейский манер, Сулеймана Великолепного. Он являлся покровителем деятелей культуры, сам писал стихи, являлся талантливым государственным деятелем и полководцем. В 1521 г.Сулейман занял Белград, в 1526 г. турки захватили Венгрию, разгромив при Мохаче венгерские, чешские и хорватские войска венгерского короля Лайоша II. В 1529 г. турки осаждали Вену в течении двух недель. Наступление холодов и приближение войск австрийского эрцгерцога Фердинанда Iвынудили султана снять осаду. В войне с Ираном туркам также сопутствовали успехи. Так они захватили в 1536 г. Ирак с Багдадом и в 1553 г. Грузию. При Сулеймане империя простиралась от Венгрии на северо-западе, до Аравии и Египта на юге, от Алжира на западе до Ирака и Грузии на востоке. Зависимыми землями являлась Трансильвания, Молдавия, Валахия, Крымское ханство. Главным противником султана на Западе были Габсбурги, на востоке – Сефевиды. Против Габсбургов, правивших Испанией, Австрией, Италией, Нидерландами, колониями в Новом свете и являвшихся самым опасным противником, османам был необходим союзник. Им стала Франция, которая решилась после поражения от Испании в 1525 г. начать переговоры о союзе с Османской империей. В 1535 г. был заключен договор о мире, дружбе и торговле, который назывался капитуляцией от слова капитул, что значит статья. По договору французский посол обосновывался в Константинополе, подданные обоих государств могли свободно путешествовать по союзным государствам, для французов отменялись пошлины на провоз товаров, подданным Франции предоставлялась защита консула в случае судебной тяжбы между французом и турком.

Но Сулейман был человеком своего времени – представителем азиатской цивилизации – восточным деспотом. Два сына султана были убиты по его же приказу из-за подозрения в стремлении захватить трон отца. Один из убитых пал жертвой интриг любимой жены султана украинки Роксоланы. По правилу, принятому в 15 веке султаном Мехмедом II, при восшествии на престол новый султан для своей безопасности и безопасности государства должен был убить всех своих братьев – конкурентов в борьбе за власть. Это жестокое правило соблюдалось всеми султанами и у Роксоланы был только один выход для спасения жизни своего сына – устранить его конкурентов на пути к трону, сделав его наследником. В таком жестоком и кровавом мире она жила. Его девиз: “Грызи всех или тебя загрызут, убивай или будешь убитым”. (Тонкий налет цивилизованности человеческого общества появился в Западной Европе, России и Северной Америке только к середине 19 века. Смягчению нравов в те времена способствовали только религия и наличие достатка у людей). Роксолана достигла цели – ее сын стал султаном Селимом II. Сулейман приказал задушить своего визиря Ибрахим-пашу опять-таки из-за боязни потерять власть. Султан боялся доверить свою жизнь янычарам и завел дворцовую стражу. Умер правитель на 73 году жизни во время военного похода в Венгрию. При Селиме IIтурки потерпели поражение в морской битве при Лепанто. Коалиционный флот Испании, Венеции, Мальты и Генуи разгромил османский флот, потопив или захватив 224 из 277 кораблей османов. Союзники потеряли только 15 галер. Однако уже в 1573 г. османы завоевали Кипр благодаря новому флоту. В 1574 г. турки захватили Тунис. Тем не менее разгром при Лепанто являлся первой крупной неудачей османской империи на западном направлении. На севере также экспансия остановилась, так как в 1569 г. османское войско погибло под Астраханью, причем из 30 тысяч воинов домой вернулось лишь 7 тысяч.

Cо времени правления султана Мехмеда IIIбратьев правителя перестали убивать – их держали взаперти в течение всей жизни в особом помещении дворца – клетке. При нем делами в государстве распоряжалась его мать, которая за 8 лет правления сына отстранила от власти 11 визирей. Доходы казны в середине 16 века достигали 10-11 миллионов дукатов. Регулярная армия насчитывала 48 тысяч человек плюс конное ополчение феодалов в 130 тысяч человек. Вооружение всадников состояло из лука и стрел, легких копий, мечей и небольших круглых щитов. На голове воина был тюрбан, хотя некоторые надевали шлем. С 15 века турки переняли ряд византийских придворных обычаев. Так даже одежда чиновников различалась в зависимости от их ранга. Визири носили зеленую одежду, улемы фиолетовую. Многие из визирей были славянами по происхождению. Например знаменитый великий визирь трех султанов Сулеймана I, Селима IIи Мурада IIIМехмед Соколлу из сербского рода Соколовичей. Его убийство в 1579 г. стало началом открытого кризиса империи.

Султан назначал визирей (министров) и великого визиря, являлся верховным командующим армией. Правительство султана носило по имени дворца, в котором располагалось, официальное название Баб-и-Али. в переводе “Высокие врата”. По-французски врата – laporte. Отсюда и название принятое в Европе для Турции – Блистательная порта. Все государственные служащие кроме духовенства считались рабами султана. Последний как классический восточный деспот имел право над жизнью и смертью подданных. Никакого привилегированного дворянства в отличие от Западной Европы не было, никаких личных прав феодалам-владельцам тимаров. Все люди были одинаково равны от рождения. Раб мог стать визирем, а потомок визиря с легкостью мог быть лишен всех прав и имущества. Исключение было сделано лишь для духовенства, представители которого пользовались неприкосновенностью. Так любое действие правительства должно быть одобрено шейх-уль-исламом в виде религиозной санкции – фетвы. Фетва – заключение духовенства о соответствии указов властей включая султана принципам шариата. Из 15 султанов в 16-17 вв. 6 были свергнуты по обвинению в нарушении шариата, двое из них казнены. Суд, школа, соблюдение принципов шариата, благотворительность – все эти вопросы находились в руках шейх-уль-ислама и нижестоящего духовенства казиаскеров и кадиев.

При султане действовал имперский совет из высшего духовенства, чиновников и полководцев. Главой администрации являлся великий визир, в провинции (бейлербействе) бейлербей. Главный кадий провинции обнародовал принятые бейлербером решения и обладал правом вето в случае несоответствия этих решений шариату. Провинции делились на уезды (санджаки), а те на волости (нахии). Уездами руководили санджакбеи. Сбор налогов и финансы не подчинялись великому визирю. Эти вопросы были в сфере компетенции баш дефтердара. В провинции действовали дефтердары эйалетов и санджаков.

Султанский двор делился на внутренний и внешний. Внешним двором управлял глава белых евнухов капу агасы, который являлся министром двора, без его ведома никто не имел доступа к султану. Внутренним двором распоряжался глава черных евнухов – руководитель гарема, носившего название “дом блаженства” или “дом счастья”. В случае недовольства султаном женщиной ту могли бросить в мешок с кошкой и змеей и утопить в море. Один из султанов Ибрагим был психически болен, поскольку с детства до 24 лет просидел взаперти в клетке и вышел на свободу после смерти своего брата. Став султаном, однажды он приказал утопить весь свой гарем – 280 женщин. Двор султана насчитывал со слугами 12 тысяч человек. Среди должностей были главный астролог, хранитель парадной шубы султана, хранитель султанской чалмы, страж султанского соловья и страж попугая.

Население Стамбула составляло 100 тысяч в конце 15 века и 400 тысяч в правление султана Сулеймана в 1535 г. Фантастически быстрый для того времени рост населения объясняется тем, что по закону Сулеймана беглых крестьян землевладельцы-сипахи имели право принудительно возвращать, если те прожили в городе менее 20 лет, а на новом месте на селе – менее 15 лет. Это правило не распространялось на Стамбул. То есть только крестьяне, бежавшие в столицу, становились свободными, когда поселялись в Стамбуле. Путешественники отмечали грязный вид улиц Стамбула. “Узкие и кривые, в большинстве своем немощеные, с бесконечными спусками и подъемами, грязные и мрачные “ – таково описание столицы империи. Частные дома большинства стамбульцев были построены из дерева и снаружи не блистали красотой. Деревянный, плотно застроенный город являлся частой жертвой пожаров и только за два месяца 1683 г. в городе произошло 6 пожаров, уничтоживших более 3 тысяч жилых домов. В начале 18 века распоряжением властей было определено, что дома горожан не могут быть выше 9 метров у мусульман и 7 метров у немусульман.

Городские власти через специальных чиновников следили за тем, чтобы цены на все товары давали не более 10 % прибыли продавцу. Исключение делалось только для некоторых трудоемких производств, но и там прибыль не должна была превышать 20 %. Стамбул славился изделиями из кожи, производством оружия, шелковыми и бархатными тканями.

В 16–17 вв. было построено несколько десятков дворцов, насчитывающих до полусотни комнат. Дворцы сооружались по проектам знаменитого архитектора Синана, который умер в возрасте 110 лет, и его учеников.

Тимариотские крестьяне отдавали часть своего урожая в виде ренты феодалу. По закону феодал не имел прав требовать с крестьянина больше определенной доли. Все подданные султана делились на два класса военные и податное сословие. К военным относились воины-мусульмане, духовенство и чиновники. Они не платили налогов и обязаны были служить государству. Ко вторым принадлежали мещане и крестьяне, которые обязаны были платить налоги и нести повинности. Крестьяне мусульмане выплачивали поземельный налог государству, налог-ренту феодалу, налог на скот, на ульи. Крестьяне обязаны были содержать находившихся на постое чиновников и солдат. Сборщики налогов и прочие чиновники, приезжавшие в деревню, взимали особый налог “на зубы” как компенсацию за стачивание зубов о грубую крестьянскую пищу. В 16 веке появилась новая категория крестьян-издольщиков ортакчи. В отличие от крестьян-тимариотов они не имели своей земли, беря в аренду землю феодала, выплачивая ему гораздо большую долю урожая, чем тимариотские крестьяне. В 80 гг. 18 века налог достигал от половины до 2/3 урожая. Крестьяне империи были вынуждены брать в долг у ростовщиков средства под 40 % годовых. Высокие налоги, насилие со стороны феодалов и властей подрывали заинтересованность крестьянина в результатах своего труда. Главной заботой жителей деревни было сокрытия преступления от судей, прибытие которых было более опасно, чем деятельность воров. Английский дипломат Рико П. писал в 1668 г., что жизнь султанских подданных определяет отсутствие уверенности в будущем и опасение за свое имущество, в этом – основная причина “запустения деревень и плохой обработки земли, нежелания строить прочные дома и хозяйственные постройки, которые могли бы простоять более 15 или 20 лет, малого количества плодовых насаждений, красивых садов и виноградников. “А вот свидетельство французского путешественника по Малой Азии в начале 18 века: “Поля наполовину заброшенные, потеряли лучшую часть своих жителей, и ныне можно найти в этой обширной стране лишь несколько незащищенных городов и большое количество полуразрушенных деревень. Крестьяне чрезвычайно ленивы и обрабатывают так мало земли, что огромная часть страны остается невозделанной”. Бедность крестьянских хозяйств, отсутствие гарантий частной собственности предпринимателя и его жизни делало крайне сложным процесс развития капиталистических отношений в Турции. Крестьянские восстания жестоко подавлялись. Так за три года своей деятельности в Анатолии по подавлению восстания (1607–1609 гг.) командующий войском казнил несколько десятков тысяч человек, включая женщин и детей.

Поскольку правительство запрещало концентрацию нескольких тимаров (земельные наделы феодалам за военную службу государству с доходом до 20 тысяч акче) и зеаметов (земельные наделы с доходом от 20 до 100 тысяч акче) в одних руках, а в условиях революции цен, которая затронула Турцию в большей степени, чем Западную Европу, произошло падение доходов сипахиев – землевладельцев. Они были обязаны явиться в военное время в действующую армию и служить в кавалерии. Тимариот не только сам служил, но и выставлял от 2 до 15 вооруженных воинов. Сипахи не могли получать с одного участка больше фиксированного уровня дохода, что вынуждало стремиться к присоединению нескольких участков в одних руках, чтобы поддержать прежний уровень жизни. Так в 16 веке средний доход тимариота превысил ранее установленную планку для данных владений в 3000 акче для тимара и равнялся 5 тысяч акче, дом в провинциальном городе стоил от 1 до 4 тысяч акче, лошадь 800–900 акче. Многие сипахи разорялись, а вакантные земли концентрировались в руках правящей верхушки. Поскольку сипахи не могли быть с середины 16 века источником военной силы, правительство было вынуждено увеличить количество янычарского корпуса с 25 тысяч в 1596 г. до 50 тысяч в 17 веке. При этом с 1630 гг. османская империя отказалась от пополнения рядов янычар за счет налога кровью, то есть принудительного набора детей из семей христиан в возрасте 7-12 лет для подготовки к службе в янычарских войсках. Однако и эти войска уже к концу 16 века не отличались особой дисциплиной. Задержка с выплатой жалованья тем более небольшого вызывала мятежи янычар, которые к тому же в 17 веке не желали больше воевать, предпочитая заниматься торговлей и ремеслом, что веком ранее было немыслимым делом. Янычары выступали против любых попыток властей уменьшить их привилегии. За 1617–1623 гг. они свергли троих султанов.

В конце 17 века расходы правительства в 1.5 раза превышали его доходы, для ликвидации бюджетного дефицита собирали налоги за три года вперед. Широкое распространение получила и откупная система. Сбор налогов правительство отдавало на аукционные торги. Правительство объявляло сумму налогов в том или ином регионе и продавало право их собирать тому из кандидатов, кто назначал как можно большую сумму. Взамен откупщики выкачивали из региона не только затраченные деньги, но и сверх суммы для получения прибыли. Росли налоги и на горожан, хотя чтобы не доводить дело до народных волнений увеличивались косвенные (таможенные пошлины и налоги на товары), но не прямые налоги.

Временная стабилизация экономики, внутриполитического положения и внешнеполитического престижа произошла в середине 17 века. С 1661 г. по 1683 гг. Османской империей управляли великие везири из рода Кепрюлю. Они попытались восстановить сипахийскую систему землевладения. Падение доходности земельных наделов следствие революции цен заставляло землевладельцев всеми силами стремиться не к военным походам, а к увеличению прибыльности наделов. Сокращение численности феодального ополчения и его низкие боевые качества заставляло правительство Османской империи увеличивать размеры регулярной армии, особенно янычарского войска, численность которого достигла к концу 17 века 70 тысяч человек. Но и оно в 17 веке стало пополнятся не только из рядов мальчиков-христиан, забираемых от родителей властями по так называемому “налогу кровью”, но и из среды горожан, которые записывались в янычары, чтобы не платить налоги. Такое войско неохотно шло на войну и плохо воевало.

Визирям из рода Кепрюлю удалось увеличить количество тимаров и зеаметов, но только на время. Военные успехи Османской империи создавали у правительства преувеличенные представления о своих возможностях. В 1669 г. Туркам удалось захватить Крит, в войне с Польшей в 1672–1676 гг. османы получили часть правобережной Украины, но в войне с Россией в 1676-1681 гг. турки потерпели неудачу и границы между государствами остались неизменными.

Очередная война с Австрией оказалась для империи роковой. Все началось с того, что часть венгерских феодалов обратилась к правительству Османской империи с просьбой оказать помощь в борьбе с Габсбургами. В 1683 г. 100 тысячная турецкая армия во главе с великим везирем Кепрюлю Кара Мустафа-пашой, объединенная с отрядами крымского хана и венгерскими мятежниками пересекла границу с Австрией и двинулась к Вене. Ветхие городские стены столицы были плохим убежищем для защитников, которых было только 13 тысяч. 2 месяца длилась осада пока 12 сентября не подоспел король Польши Ян Собесский с 25-тысячным войском и не ударил на османов с тыла. Турецкие войска бежали с поля битвы, бросив весь свой обоз. В результате победы была создана в 1684 г. антиосманская коалиция – Священная лига в составе Австрии, Польши, Венеции, Мальты, России. Турки сдали Буду и Белград. Для пополнения казны во время войны правительство Порты конфисковывало имущество богатых горожан, выпускало серебряные монеты с уменьшенным количеством серебра. Чеканились и медные деньги. В 1696 г. Россия захватила в ходе штурма Азов, в 1697 г. австрийский полководец Евгений Савойский разгромил турецкую армию в битве при Зенте. Поражения от многочисленных противников, угроза финансового краха заставили правительство Османской империи просить мира. По Карловицкому договору 1699 г. Австрия получила всю Венгрию, Трансильванию, Славонию. Польша вернула себе Подолию, Венеция получила Морею и ряд островов. Россия по ми


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: