ПРАВОТВОРЧЕСТВО.
1. ПОНЯТИЯ И ПРИНЦИПЫ ПРАВОТВОРЧЕСТВА
2. ВИДЫ ПРАВОТВОРЧЕСТВА
3. СТАДИИ ПРАВОТВОЧЕСТВА. ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА
4. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ. ПОНЯТИЯ И ВИДЫ.
Вопрос №1
Правотворчество – деятельность уполномоченных органов государства по изданию, переработке и отмене НПА в единстве с их содержанием (юридическим нормами). Некоторые исследователи считают, что государство не творит право, а этот процесс происходит в недрах общества и государство должно лишь надлежащим образом оформлять те выявленные правовые потребности, которые сложились в обществе. Профессор Алексеев С.С. писал так: «правотворчество в принципе начинается тогда, когда потребности общества определились…». Общество объективно развивается поступательно, и законы лишь должны способствовать развитию. Но не выдумывать самим. Необходимо выявлять общественные процессы и соответствующим образом оформлять. Понятие правотворчества охватывает все виды и способы деятельности по возведению воли общества в закон:
|
|
1. Непосредственное правотворчество (референдум, всенародный опрос).
2. Все виды представительного правотворчества. Народ делегирует полномочия органам (принятие НПА органами государства, заключение различных договоров нормативно-правового содержания, санкционирование обычаев и норм общественных организаций, формирование юридических прецедентов). Юридический прецедент не признаётся источником права.
В юриспруденции выработан ряд принципов правотворчества:
1) Принцип законности. Принимать НПА может только уполномоченный орган, с соблюдением определенной процедуры.
2) Демократизм.
3) Научность. Привлекать для подготовки законопроектов той или иной отрасли права.
4) Профессионализм.
5) Принцип гласности.
6) Системность. Принимаемый НПА органично включался в систему НПА.
Вопрос №2
В зависимости от субъектов:
Ø Непосредственное правотворчество народа (референдум). Референдум – высшая форма прямого выражения воли народа по ключевым вопросам государственной жизни. Сам народ выступает субъектом правотворчества. В конечном счёте источником власти является народ. Но затем народ становится объектом власти. Для референдума характерно:
1) Решения обладают высшей юридической силой.
2) Они не нуждаются не в чьём утверждении (отмена путём референдума).
3) Проводится в условиях полной свободы и добровольности. Никакого насилия или контроля осуществляться не должно.
4) Его организация – обязанность государства.
Ø Всё остальное правотворчество это вид представительного:
1. Законотворчество. Один из распространённых ведущих видов правотворчества. Им занимаются представительные органы государства, которые избираются населением.
|
|
2. Подзаконное правотворчество. Реализуется органами исполнительной власти. Предназначено для того, чтобы детализировать, конкретизировать законы и обеспечить их исполнение (ФЗ «О милиции», постановление правительства РФ «О выполнении закона о милиции» - в нём содержалась материальная часть данного закона, приказ министра – ещё более конкретизирует закон). Указ президента, распоряжения правительства, приказ и инструкция министров, приказ и распоряжения агентств.
3. Договорное правотворчество. Договоры между федеральным центром и субъектами.
4. Правотворчество органов местного самоуправления.
5. Локальное правотворчество. Это создание НПА в отдельных учреждениях, организациях как коммерческого, так и некоммерческого характера.
6. Делегированное правотворчество. Относительно новый для нашей страны вид правотворчество (правотворчество органов местного самоуправления). Государство делегирует муниципальным образованиям права на издание НПА (мэрия г.Томска, администрация сельского поселения). В советское время этим пользовались профсоюзы.
7. Чрезвычайное законодательство.