Концепция государственной политики в области информатизации разработана межведомственной комиссией по вопросам информатизации в Республике Беларусь в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. N 591 "О создании межведомственной комиссии по вопросам информатизации в Республике Беларусь" (далее - Указ Президента Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. N 591).
Информатизация - это организационный, социально-экономический и научно-технический процесс обеспечения потребности органов государственной власти, юридических и физических лиц в получении сведений о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах на базе информационных систем и сетей, осуществляющих формирование и обработку информационных ресурсов и выдачу пользователю документированной информации.
Целью государственной политики в сфере информатизации является создание органами государственной власти необходимых правовых, экономических, организационных и других условий, обеспечивающих развитие процессов информатизации для защиты прав и законных интересов граждан и государства.
|
|
Государство в лице своих органов:
§ организует формирование и использование информационных ресурсов, оказывает содействие развитию процессов информатизации, принимает меры по повышению качества документированной информации и информационных услуг;
§ стимулирует создание современных информационных технологий, систем и сетей, обеспечивает развитие соответствующих коммуникаций;
§ создает условия для открытости, общедоступности и сохранности информационных ресурсов; осуществляет регулирование отношений в сфере информатизации через инвестиционную, налоговую и бюджетную политику;
§ определяет полномочия государственных органов в области информатизации.
Развитие процессов информатизации в последнее десятилетие позволяет говорить о том, что мировое сообщество переживает подлинную социально-экономическую революцию – переход от индустриального к информационному обществу, характерной чертой которого является определяющая роль информации, получаемой с помощью информационных технологий и телекоммуникационной связи во всех сферах человеческой деятельности и общества в целом.
Информатизация, основанная на развитии информационных технологий, национальных и глобальных телекоммуникационных сетей, открывает принципиально новые возможности организации экономической жизни и трудовой деятельности людей, развития здравоохранения и образования, сохранения и защиты окружающей среды, предупреждения природных, социально-экономических и политических чрезвычайных ситуаций и кризисов, создания системы эффективного государственного управления и сбалансированного развития международных отношений.
|
|
Информатизация, включающая бурный рост глобальных телекоммуникационных сетей, прежде всего сети "Интернет", коренным образом меняет социально-политическую и культурную жизнь миллионов людей на всех континентах, ведет к формированию единого мирового информационного пространства. Республика Беларусь как государство, обладающее достаточно развитой информационной и телекоммуникационной инфраструктурой, развитой экономикой и высоким интеллектуальным потенциалом, может и должна быть составной и неотъемлемой частью этого пространства.
Осознанное формирование политики перехода к информационному обществу началось с Соединенных Штатов Америки, где в 1993 году было объявлено о новой стратегической инициативе - создании национальной информационной инфраструктуры и включении ее в глобальную информационную инфраструктуру развитых стран. Страны Европейского союза, Канада, Япония и другие осознали опасность снижения темпов создания информационного общества и технологического отставания от США и приняли собственные программы развития и всестороннего внедрения информационных технологий. В частности, пятая рамочная программа научно-технологического развития Европейского экономического сообщества на 1998-2002 годы предполагает выделение четверти ее бюджета (3,6 млрд.евро) на развитие и внедрение новых информационных технологий.
В Российской Федерации в настоящее время формируется государственная политика создания единого информационного пространства России и включения его в глобальную информационную инфраструктуру с учетом интересов российской экономики, обеспечения информационной безопасности и защиты национального информационного пространства.
Необходимость формирования единого информационного пространства осознается и на уровне Союза Беларуси и России, а также на уровне Содружества Независимых Государств.
Таким образом, информатизация, создание и внедрение новых информационных технологий, обеспечение эффективной деятельности информационных систем и сетей являются в настоящее время общемировой тенденцией формирования глобального информационного пространства.
Цель настоящей Концепции - определение задач и объектов государственной политики в области информатизации, разработка основных направлений и механизмов ее реализации, обеспечение анализа возможного воздействия информатизации на социально-экономическое, политическое и культурное развитие Республики Беларусь.
Концепция должна послужить основой для определения основных направлений деятельности государственных органов по становлению информационного общества в Беларуси, ее вхождению в мировое информационное сообщество, формированию и реализации государственной политики в области информатизации, выполнению взаимоувязанных государственных программ и созданию единой государственной системы информатизации.
Исходными для разработки Концепции явились Конституция Республики Беларусь, нормативные правовые акты, принятые Президентом Республики Беларусь, Национальным собранием Республики Беларусь, Правительством Республики Беларусь, в том числе Указ Президента Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. N 591, Законы Республики Беларусь "Об информатизации", "О государственных секретах", "Об основах государственной научно-технической политики", "О стандартизации", "О сертификации", "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования", а также предложения министерств, государственных комитетов и других республиканских органов государственного управления.
В настоящем документе нашли также отражение положения Концепции государственной информационной политики Российской Федерации, Концепции формирования информационного пространства Содружества Независимых Государств, утвержденной 18 октября 1996 г. Решением Совета глав правительств СНГ.