Усвоение учебного материала невозможно без самостоятельной работы обучающихся. В ходе такой работы происходит перевод содержания в соответствие с индивидуальным стилем мышления, способами познания, опытом. Способы познания и самообучения далеко не всегда оказываются адекватными строению и особенностям информации. Поэтому представляется необходимым специальное обучение студентов как структуре психологического знания, так и способам ее освоения. Самостоятельная работа студента должна начинаться уже на лекции, а лектор обязан не только ориентировать обучающихся на самостоятельную работу на лекции, но и помогать им вырабатывать наиболее продуктивные методы поиска и освоения информации.
Самостоятельная работа на лекции
Прежде всего, следует научить студентов правильно работать с конспектами лекций. Конспект состоит из основных теоретических положений, фактов, сущности экспериментов, проводимые конкретными исследователями. Написание конспекта приучает студента выделять существенное в лекции, осмысливать иллюстративный материал, кратко записывать содержание лекций.
|
|
Суть работы с конспектами на лекции состоит в следующем. За 10-15 минут до конца лекции преподаватель дает задание студентам подготовить конспект по прочитанной лекции. При этом, если это делается первый раз, необходимо разъяснить суть опорного конспекта и его назначение. В процессе подготовки первого конспекта преподаватель контролирует процесс, консультирует. В дальнейшем студентам предоставляется полная самостоятельность.
Завершается работа в первый раз анализом 1-2 работ студентов на этом же или на следующем занятии. На последующих занятиях свои конспекты озвучивают 1-2 студента, преподаватель высказывает свои замечания. Подготовка конспектов может быть задана на дом при изучении учебной литературы.
В результате такой работы осуществляется контроль учебной деятельности студентов, совершенствуются способы познавательной деятельности, а учебный материал сохраняется в структурированной самостоятельно форме. Можно позднее позволить пользоваться конспектами на зачетах, и на экзаменах.
Другой эффективной формой самостоятельной работы студентов на лекции может служить решение учебных задач. Здесь можно использовать как репродуктивные, так и творческие задачи, но решение, которых осуществляется в совместной деятельности.