Личность консультанта. Роль и место консультанта в консультировании организаций. Профессиональная подготовка консультанта. Требования к личности консультанта – модель эффективного консультанта. Необходимые качества в профессии консультанта: безоценочность; чуткость к эмоциональному состоянию человека; пластичность (динамичность в сочетании с гибкостью); эмоциональная сдержанность и терпимость; аутентичность; профессионализм; открытость собственному опыту; толерантность к неопределенности; ответственность; реалистичность целей. Отрицательные черты личности консультанта: авторитарность, пассивность и зависимость; склонность к манипуляциям и использованию клиентов для удовлетворения своих потребностей; неумение быть терпимым к различным проявлениям клиентов, невротическая установка в отношении денег. Система ценностей консультанта. Основные тенденции, определяющие ошибки в работе начинающих психологов-консультантов: сверхзабота о клиенте и сверхсамоценность психолога-консультанта. Типичные ошибки психолога-консультанта: самоутверждение психолога-консультанта; излишняя естественность (говорит и делает, что ему хочется) или искусственность (играет роль, надевает «маску»); стремление постоянно дать совет; оценивание клиента; перенос ответственности за свою работу на клиента; неумение слушать и слышать; разговорчивость; отождествление с проблемами клиента и др.
|
|
Влияние профессиональной деятельности на личность консультанта. Профессиональные деформации.
Очное и дистантное психологическое консультирование организаций и сотрудников. Индивидуальное и групповое организационное консультирование.
Литература:
Основная:
- Исмагилова Ф.С. Основы профессионального консультирования. М., 2003. – 256 с.
- Истратова О.Н. Справочник психолога-консультанта организации. Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 638 с.
3. Кочюнас Р.Основы психологического консультирования /Пер. с лит. - М.: Академический проект, 1999. - 239 с.
- Шейнис М.Ю. Рабочая книга психолога организации. – Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2001. – 224 с.
- Шнейдер Л.Б. Основы консультативной психологии: Учеб.пособие. – М.:Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005.- 352 с.
Дополнительная:
6. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. М.: ПЕР СЭ. 2001.
7. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Психология профессиональных деструкций: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005.
8. Меновщиков В.Ю. «Введение в психологическое консультирование» М. «Смысл» 2000.
- Немов Р.С. Основы психологического консультирования. -- М.: Владос, 1999.
- Психология в управлении человеческими ресурсами: Учебное пособие/Под ред.Кабаченко Т.С. – СПб.:Питер, 2003. – 400 с.
Веб-ресурсы: по выбору студента в соответствии с библиографическим списком
|
|
Самостоятельная работа студентов:
Домашнее задание №1. «Удовлетворенность работой»
Цель: анализ самомотивирования в работе.
Инструкция: «Представьте себе, что Вы ищите работу. Вы хотите, чтобы новая работа удовлетворяла Вас с точки зрения как внешних, так и внутренних мотивов. Напишите по три условия, при выполнении которых вы будете удовлетворены своей работой».
Внешние мотивы (н-р, хорошее начальство, хорошая зарплата, соц.пакет, льготы и др.)
1.
2.
3.
Внутренние мотивы (н-р, гибкий график работы, ответственная работа, самосовершенствование и др.).
1.
2.
3.
Проведите подобный опрос у своих друзей, знакомых, родителей (4 чел.). Примечание. Если опрашиваемый вами человек работает, пусть поставит оценку удовлетворенности внешними и внутренними мотивами. 1 – совсем не удовлетворен, 2 – частично удовлетворен, 3 – полностью удовлетворен.
Напишите анализ.
Домашнее задание №2.
Посмотрите одну из телевизионных передач с участием психологов. Охарактеризуйте невербальное (внешний вид, голос, жестикуляцию, мимику, позы и др.) и вербальное (слова, комментарии) поведение психолога в студии. Составьте свое мнение об этом профессионале, учитывая свое первое впечатление. Что Вам понравилось и не понравилось в его поведении и действиях. Результаты наблюдения оформите письменно. Выделите объективные и субъективные критерии оценки.
Домашнее задание № 3.
Найдите пять анекдотов о психотерапевтах или психологах. Запишите их. Выделите основные личностные характеристики и выражения, приписываемые данным специалистам в анекдотах.
Домашнее задание № 4.
Прочитайте учебную литературу по теориям мотивации и выпишите основные психолого-социальные факторы мотивации (деньги, статус, потребность в уважении и др.). Вы можете опираться в своей работе на теорию ERG Альдерфера, а можете использовать любую другую современную теорию мотивации. Проранжируйте выделенные факторы для себя. Подумайте и запишите как распределятся факторы для работающего в организации психолога-консультанта. Сравните свои предпочтения и психолога-консультанта.
Домашнее задание № 4.(по желанию)
Задание рассчитано на тех, у кого есть знакомые практикующие психологи, желательно консультанты, или психотерапевты. Важно: Вы должны их знать не только с профессиональной, но и с личной стороны.
Составьте психологический портрет выбранного человека. Выделите основные личностные качества. Опишите, чем Вам нравится и не нравится данный человек. Понаблюдайте, как ведет себя этот человек вне работы: что говорит, делает, чем увлекается?
Предоставить выполненные домашние задания по теме преподавателю. Задания войдут в портфолио и будут учитываться при оценивании работы студента по данной дисциплине.