Григорьев Сергей Георгиевич
Гриншкун Вадим Валерьевич
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ.
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ
Учебник для студентов педагогических вузов и
слушателей системы повышения квалификации педагогов
Москва
Настоящий учебник предназначен для подготовки студентов педагогических вузов, а также переподготовки педагогов в области освоения методологией, технологиями и средствами информатизации всех видов образовательной деятельности. Учебник адресован настоящим и будущим педагогам вне зависимости от их специальности.
Материал учебника рассчитан на читателей, знакомых с основами информатики и информационных технологий.
Учебник содержит необходимый учебный материал, контрольные вопросы, экзаменационные билеты и примерную тематику курсовых работ, что допускает его применение как в качестве основы для очного обучения в рамках курса «Информатизация образования», так и для самостоятельного изучения возможных путей повышения эффективности образования за счет использования информационных и телекоммуникационных технологий.
|
|
Учебник составлен с учетом результатов личных научных и учебно-методических работ авторов, а также с использованием содержания печатных изданий и ресурсов сети Интернет, указанных в списке рекомендованных источников
© Григорьев С.Г.,
Гриншкун В.В., 2005
Все права защищены
СОДЕРЖАНИЕ
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ | |
ОТ АВТОРОВ | |
РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ИНФОРМАТИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАНИЯ | |
Тема 1.1. Что такое информатизация образования | |
Тема 1.2. Плюсы и минусы информатизации | |
Тема 1.3. Информатизация образования и жизнь общества | |
Вопросы и задания к разделу 1 | |
РАЗДЕЛ 2. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ | |
Тема 2.1. Проникновение технических средств информатизации в образование | |
Тема 2.2. Компьютеры и их окружение | |
Тема 2.3. От мультимедиа к «виртуальной реальности» | |
Тема 2.4. Специализированные средства мультимедиа и их использование в обучении | |
Тема 2.5. Телекоммуникационные средства, применяемые в образовании | |
Вопросы и задания к разделу 2 | |
РАЗДЕЛ 3. ТЕХНОЛОГИИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ | |
Тема 3.1. Информационные и телекоммуникационные технологии | |
Тема 3.2. Технологии хранения и представления информации. Гипертекст и гипермедиа | |
Тема 3.3. Технологии информационного моделирования | |
Тема 3.4. Диалог и монолог как технология ввода и вывода информации | |
Тема 3.5. Технологии информатизации в коррекционной педагогике | |
Вопросы и задания к разделу 3 | |
РАЗДЕЛ 4. ИНТЕРНЕТ В ОБРАЗОВАНИИ | |
Тема 4.1. Технологии передачи информации | |
Тема 4.2. Информационные ресурсы сети Интернет | |
Тема 4.3. Образовательные Интернет-порталы | |
Тема 4.4. Выработка адекватного отношения обучаемых к информации, поступающей через Интернет | |
Вопросы и задания к разделу 4 | |
РАЗДЕЛ 5. МЕТОДЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | |
Тема 5.1. Информационные и телекоммуникационные технологии в учебном процессе | |
§1. Виды и классификация компьютерных средств обучения | |
§2. Оценка качества компьютерных средств обучения | |
§3. Методика информатизации обучения | |
§4. Индивидуализация и дифференциация обучения на основе применения средств информатизации образования | |
§5. Использование средств коммуникаций для межличностногообщения в процессе обучения | |
Тема 5.2. Информатизация контроля и измерения результатов обучения | |
§1. Компьютерные средства измерения и контроля | |
§2. Требования к созданию и применению контрольно-измерительных материалов | |
§3. Методы информатизации контроля и измерения результатов обучения | |
Тема 5.3. Информатизация внеучебной деятельности | |
Тема 5.4. Информатизация научных и методических исследований | |
Тема 5.5. Информатизация организационно-управленческой деятельности учебного заведения | |
§1. Виды и классификация компьютерных средств организационно-управленческой деятельности | |
§2. Информационные и телекоммуникационные технологии в библиотеке учебного заведения | |
§3. Информатизация деятельности преподавателя | |
§4. Информационные технологии и работа с родителями | |
Вопросы и задания к разделу 5 | |
РАЗДЕЛ 6. РАЗРАБОТКА СРЕДСТВ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ | |
Тема 6.1. Инструменты для создания средств информатизации | |
Тема 6.2. Анализ содержания обучения | |
Тема 6.3. Разработка образовательных гипермедиа-ресурсов | |
Тема 6.4. Проектирование и разработка интерфейса образовательных ресурсов | |
Вопросы и задания к разделу 6 | |
РАЗДЕЛ 7. ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО | |
Тема 7.1. Понятие информационно-образовательной среды | |
Тема 7.2. Обучение в условиях формирования информационно-образовательной среды | |
Тема 7.3. Технологии информатизации и проблема сохранения здоровья обучаемых | |
Тема 7.4. Информационно-образовательное пространство | |
Вопросы и задания к разделу 7 | |
РАЗДЕЛ 8. ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ | |
Тема 8.1. Факторы формирования готовности педагогов к использованию средств и методов информатизации | |
Тема 8.2. Система подготовки педагогов в области информатизации образования | |
Вопросы и задания к разделу 8 | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | |
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ | |
Примерные экзаменационные билеты по курсу информатизации образования | |
Примерные темы курсовых работ | |
Задания для лабораторных работ | |
Задания для практической работы | |
Список основных понятий |
|
|