Упражнение 12. Прыжки на месте (можно двигать руками, как бы прыгая со скакалкой): два прыжка — вдох, два прыжка — пауза, четыре прыжка — выдох на любой удобный звук.
Упражнение 13. Представьте, что у вас замерзли руки,— согрейте их своим дыханием (следите за тем, чтобы дыхание было реберно-диафрагмальным).
Упражнение 14. Погасите активным, прерывистым выдохом несколько воображаемых горящих свечей.
Упражнение 15. Представьте, что на низком журнальном столике стоят цветы. Наклонитесь к цветам и вдохните их аромат: вдох медленный, плавный; вы наслаждаетесь чудесным запахом (при вдохе — живот вперед, ребра расширить, низ живота подтянуть).
Данные упражнения могут быть рекомендованы как дыхательная гимнастика перед началом рабочего дня учителя, которая поможет разогреть речеголосовой аппарат, настроить его на длительную голосовую работу.
Опытные наблюдения в школах г. Куйбышева показали, что учителя, как правило, не уделяют внимания вопросу подготовки своего речеголосового аппарата к работе. Это отражается, во-первых, на состоянии связок — к концу рабочего дня у большинства учителей наблюдается осиплость, першение и другие признаки утомленности голосового аппарата. Систематические переутомления такого рода ведут к временной потере, голоса — ларингиту, который считается профессиональным заболеванием. Во-вторых, страдает учебно-воспитательный процесс: тусклый оттенок голоса учителя обедняет читаемое им художественное произведение, а частые паузы для «добора» дыхания ведут подчас к искажению смысла произведения. И, в-третьих, без подготовки к речи невозможна благозвучная речь и выразительное чтение и как следствие — не достигаются многие задачи урока.
Безусловно, названные нами способы подготовки к речевой деятельности (аутотренинг, самомассаж и дыхательная гимнастика) обеспечат полноценный труд при повышенной голосовой нагрузке лишь при условии соблюдения гигиенических требований к голосу профессионального характера, а также при систематической работе педагога над развитием речевого дыхания и совершенствованием различных свойств голоса.
И. Б. ЖОЛОБОВА,
Самарский педагогический институт
[1] Дыхательную гимнастику Йогов см.: Васильев Т.Э. Начала Хатха-Йоги. – М., 1990; Пропастин Г.Н. Через века. – М., 1979; Гимнастика А.Н. Стрельниковой // Изобретатель и рационализатор. – 1975. - № 7; Физкультура и спорт. – 1990. - № 2.
[2] Это упражнение используется японскими менеджерами для поддержания высокой работоспособности в течение дня.