Упражнение 11. Ходьба на месте, считая про себя,— вдох на счет 1—5, пауза на счет 1—3, выдох на звук «пффф»

Упражнение 12. Прыжки на месте (можно двигать руками, как бы прыгая со скакалкой): два прыжка — вдох, два прыжка — пауза, четыре прыжка — выдох на любой удобный звук.

Упражнение 13. Представьте, что у вас замерзли руки,— согрейте их своим дыха­нием (следите за тем, чтобы дыхание было реберно-диафрагмальным).

Упражнение 14. Погасите активным, пре­рывистым выдохом несколько воображае­мых горящих свечей.

Упражнение 15. Представьте, что на низ­ком журнальном столике стоят цветы. Накло­нитесь к цветам и вдохните их аромат: вдох медленный, плавный; вы наслаждае­тесь чудесным запахом (при вдохе — жи­вот вперед, ребра расширить, низ живота подтянуть).

Данные упражнения могут быть рекомен­дованы как дыхательная гимнастика перед началом рабочего дня учителя, которая поможет разогреть речеголосовой аппарат, настроить его на длительную голосовую работу.

Опытные наблюдения в школах г. Куй­бышева показали, что учителя, как правило, не уделяют внимания вопросу подготовки своего речеголосового аппарата к работе. Это отражается, во-первых, на состоянии связок — к концу рабочего дня у большин­ства учителей наблюдается осиплость, пер­шение и другие признаки утомленности голосового аппарата. Систематические пе­реутомления такого рода ведут к временной потере, голоса — ларингиту, который счи­тается профессиональным заболеванием. Во-вторых, страдает учебно-воспитатель­ный процесс: тусклый оттенок голоса учи­теля обедняет читаемое им художественное произведение, а частые паузы для «добора» дыхания ведут подчас к искажению смысла произведения. И, в-третьих, без подготовки к речи невозможна благозвучная речь и вы­разительное чтение и как следствие — не достигаются многие задачи урока.

Безусловно, названные нами способы под­готовки к речевой деятельности (аутотре­нинг, самомассаж и дыхательная гимнасти­ка) обеспечат полноценный труд при повы­шенной голосовой нагрузке лишь при усло­вии соблюдения гигиенических требований к голосу профессионального характера, а так­же при систематической работе педагога над развитием речевого дыхания и совершен­ствованием различных свойств голоса.

И. Б. ЖОЛОБОВА,
Самарский педагогический институт


[1] Дыхательную гимнастику Йогов см.: Васильев Т.Э. Начала Хатха-Йоги. – М., 1990; Пропастин Г.Н. Через века. – М., 1979; Гимнастика А.Н. Стрельниковой // Изобретатель и рационализатор. – 1975. - № 7; Физкультура и спорт. – 1990. - № 2.

[2] Это упражнение используется японскими менеджерами для поддержания высокой работоспособности в течение дня.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: