Изобразительное искусство Древнего мира
Художественная культура Древнего Мира (время появления первых государств)
Месопотамия (Шумер, Акад, Вавилон, Ассирия, Персидская империя)
Цивилизация Междуречья располагалась между Тигром и Евфратом. В Месопотамии появились скульптура, рельеф, мозаика, резьба по камню, гравировка.
Известные памятники культуры Месопотамии:
- Клинопись
- Зиккураты (ступенчатые храмы)
- Город Вавилон («врата бога»)
- «Сказание о Гильгамеше» (философский эпос)
- Библиотека царя Ашур-Банипала
Иштар – богиня плодородия, материнства и войны
Египет
Время существования культуры Древнего Египта примерно 3 тысячелетия (с 4 тыс до нэ до 332г до нэ, когда был он был завоеван Александром Македонским)
Основные черты:
- Вера в божественность царской власти
- Вера в загробную жизнь, связь искусства с заупокойным культом
- Наличие канона
Пирамиды - усыпальницы фараонов
Канон в искусстве:
- У скульптуры: стоящие фигуры напряжены и выпрямлены, головы поставлены прямо, руки опущены и прижаты к телу, левая нога выдвинута вперед
- У рельефа: голова и ноги – в профиль; глаз, плечи, грудь – анфас; фигура фараона – крупнее остальных.
Архитектура – религиозная
|
|
Анубис – бог в образе шакала или дикой собаки (или человека с головой шакала или собаки), считался покровителем умерших.
Амарнское искусство:
15 век до нэ – время правления фараона Эхнатона.
Культы всех богов отменяются и устанавливается единобожие – поклонение богу солнца Атону. Символ нового бога – солнечный диск, чьи лучи заканчиваются простертыми ладонями. Отказ от требований канона и любовь к жизни.
Нефертити – жена Эхнатона
Шапольон (французский ученый) расшифровал египетские иероглифы.
Античная художественная культура
Древняя Греция
Этапы развития древнегреческой культуры:
- Крито-микенский (эгейский) 3-2 тыс до нэ
- Гомеровский 11-9 вв до нэ
- Архаический 8-6 вв до нэ
- Классический 5 в до нэ
- Эллинистический конец 4 в - конец 1 в до нэ
Эпоха архаики.
Архитектура:
По понятиям античного человека, храм является моделью мира, «воплощением храма небесного, где обитали боги».
Ордер (разновидность колонны) представляет собой систему правил, которые выражаются в порядке соотношения и расположения колонн и лежащего на них перекрытия (антаблемента).
Основные виды: дорический (строгая мужская), ионическая (с завитушками женская), коринфский (с растительным узором).
Дорический храм, воплощая дух гражданственности и героики, несет в себе идею силы и мужества.
Ионический храм, воплощая спокойствие, величие духа и строгое изящество, несет в себе идею женственности
|
|
Части ионической колонны: волюты (завитки), капитель, база, ствол колонны
Коринфская капитель напоминает корзину из растительного орнамента, заканчивающихся четырьмя волютами.
Греческий храм считался жилищем божества, поэтому во всех греческих храмах находилась статуя того бога, в честь которого он был воздвигнут.
Афинский акрополь: статуя Афины – воительницы (промахос), храм Ники аптерос, пинакотека, пропилеи, эрехтейон, Парфенон.
Скульптура
Скульптуру высекли из различных пород камня, вырезали из дерева, делали из терракоты. Во второй половине 6 в. до нэ появляются первые литые фигуры из бронзы.
Образ физически сильного и мужественного человека нашел отражение в статуях могучих обнаженных юношей – куросах, которые могли изображать и богов, и людей.
Коры – мраморные фигуры девушек, задрапированных в длинные одежды.
Эпоха классики
Театр
Драма в буквальном переводе с греческого означает «действие» и объединяет все три созданных античной драматургией театральных жанра – трагедия, комедия, сатировская драма.
Калокогатия – единство внутренней и внешней красоты
Скульптура
Гимнастические упражнения, развивающие крепость тела и стойкость духа, стали основой воспитания свободного гражданина. Расцвету атлетики способствовали и общегреческие состязания, среди которых центральное место занимали Олимпийские игры.
Мирон статуя Дискобола: мускулы дискобола напряжены, тело изогнуто, а лицо совершенно спокойно. В искусстве Мирона скульптура овладела искусством движения.
Скульптор Поликлет статуя юноши с копьем – Дорифор (бронза). Искусство Поликлета устанавливает равновесие человеческой фигуры, работал над пропорциями.
Эпоха Эллинизма
Ника Самофракийская (Лувр, Париж). Статуя богини победы воздвигнута в память морской победы над флотом сирийского царя на острове Самофракия.
Венера Милосская (Агесандр, Лувр, Париж). Ученые полагают, что в одной руке она держала яблоко, другой придерживала ниспадающие одежды.
Последний значительный памятник греческого искусства – скульптурная группа, изображающая гибель троянского жреца Лакоона и его сыновей (скульпторы – агесандр, Атенодор, Полидор)
ВЫВОДЫ:
- В греческой культуре человек рассматривается как малое подобие Вселенной (микрокосм) в единстве внешней и внутренней красоты (идеал Калокагатии)
- Космос понимается как разумно устроенный обитаемый ми, в центре его – человек, поэтому художественная культура Древней греции антропоморфна (человекоподобна)
- Культура древней греции гуманистична, рационалистична, агональна (агон – состязательность)
- Человек – есть мера всех вещей
Эпос Эллиада, Одиссея
Значение культуры античности и ее влияние на европейскую цивилизацию
Сравнение древнегреческой и древнеримской культуры
Эволюция скульптуры в древней греции