Сетевые сообщества и Arbitrary community

Социальные среды в новых координатах

11. Блаженны милостивые, ибо награда им в милосердии их,

и другой награды не ждут.

(Борхес)

Данная глава посвящена тем новым организованностям, которые возникают в социальных средах по мере нарастания кризиса индустриальной фазы развития и развертывания процесса фазового перехода

Сетевые сообщества и Arbitrary community

В настоящее время понятие «сетевых сообществ» используется в нескольких разных смыслах:

· сообщества с сетевой структурой управления (гетерархические структуры, астероидные группы),

· товарораспределительные сети, многоуровневый маркетинг;

· сообщества, объединенные сетью Интернет (сообщества, группирующиеся вокруг «Живых Журналов» и форумов, блоггеры и т.д.);

· профессиональные сообщества, чья деятельность непосредственно связана с сетями (от программистов-аутсорсеров до хакеров и производителей сетевых вирусов).

Мы будем понимать под «сетевыми сообществами» любые объединения, связность которых обеспечивается через соответствующую распределенную коммуникационную сеть. Это могут быть:

· Сети связи – Интернет, мобильная связь, на которой заданы флеш-сообщества, телефонный «эфир», радио, есть довольно странная сеть «бутылочников»[1]);

· Сети обмена, к которым относится многоуровневый маркетинг и ряд иных бизнес-сообществ);

· Информационные сети, представленные «Галактикой Гуттенберга», «Галактикой Голливуда», телевизионными сетями.

Сетевое сообщество есть идентичность с заданной коммуникационной функцией.

Такое сообщество может быть представлено как «материал», «коммуникация» и «структура». Сеть не наследуется по «материалу»: если одни и те же люди последовательно образуют несколько сетевых сообществ с различными идентичностями, эти сообщества не обязательно связаны друг с другом эволюционными процессами. Более того, каждое из этих сообществ может быть включено в свою эволюционную цепь:

Следовательно, сетевое сообщество демонстрирует определенную независимость от «материала» и, следовательно, с ним должен быть ассоциирован специфический информационный объект. Если любой информационный объект – это информация, не зависящая от носителей и развивающаяся в силу собственных императивов, то сетевое сообщество – это идентичность, не зависящая от материала. В этой связи отметим, что классическая корпорация – это сетевое сообщество, построенное на непосредственной (устной) бизнес-коммуникации. Аналогично, любая административная структура – это сетевое сообщество, построенное на документированной коммуникации.

Первоосновой любого современного сетевого сообщества является инфраструктура, на котором это сообщество «задано». Для многих сообществ базовой инфраструктурой является Интернет, который разрабатывался военным ведомством с конкретной целью – обеспечением связи в случае ядерной войны. В отсутствие такой войны сетевая инфраструктура Интернета используется сообществами паразитически.

Основной механизм сетевых сообществ – коммуникационный, причем заданный на «ничейных» инфраструктурах. Любая мощная социальная энергетика, приложенная к той или иной коммуникационной структуре, вызывает появление гетерархических организованностей в социальной среде – сетевых сообществ.

Большинство сетей состоит из плотного ядра, где все знают всех и все общаются со всеми, и разреженной оболочки, как правило, связанной с ядром, но не друг с другом.

Сети часто порождаются «незавершенностями», поскольку всякая незавершенность, незамкнутость создают коммуникационный повод[2]. По той же причине сетевые структуры нередко возникают на границе проектности, не обязательно сетевой.

Сетевые сообщества могут быть классифицированы различными способами.

1. Классификация по управляющим схемам:

· Сообщества, инициированные внешними событиями и развивающиеся под влиянием внешних событий, иными словами, существующие в парадигме: воздействие – ответ (например, сообщества любителей анимэ, политическая оппозиция);

· Сообщества, инициированные внутренним ядром, «отцами-основателями», и развивающиеся в силу внутренних императивов (к этому типу относится большинство «старых» клубов любителей фантастики, военно-исторические клубы, филателисты и другие собиратели);

· Сообществами, инициированные доступом к определенному коммуникационному каналу и развивающиеся по мере развития этого канала (радиолюбители, фидошники, очень многие интернет-сообщества, блоггеры).

Интересно, что ролевое сообщество неоднородно по этому классификационному принципу: часть ролевых «тусовок» живет в парадигме «воздействие – ответ», часть инициирована внутренним ядром, часть, наконец, инициирована доступом к коммуникационному каналу, созданному другими ролевиками.

2. Классификации по внешним признакам:

· Малые сообщества (размер семьи – домена);

· Средние сообщества (размер рода – клана – корпорации);

· Большие сообщества (соизмеримы с национальными государствами).

3. Классификация по уровню связности

· Плотные сообщества (сообщество тождественно своему ядру);

· Неплотные сообщества.

Заметим здесь, что для неплотных («живых») сетей коммуникация с внешним пространством объемнее, но медленнее, нежели внутренняя. Сети стремятся к плотности и замкнутости (то есть, в конечном счете, к самоизоляции). Эволюция сообщества нередко приводит к имплозии: ядро резко сжимается, его плотность растет, оболочка сбрасывается и рассеивается в пространстве. Результатом имплозии могут стать своеобразные «невидимые», но социально значимые сообщества – «черные дыры». Такие сообщества не транслируют внешнему миру свою групповую идентичность и вообще не взаимодействуют с внешним миром, как сообщества. При этом они продолжают поддерживать исключительно высокий уровень внутренней коммуникации. Такие структуры могут значительно изменить свойства социальной среды, в частности, повысить ее упругость.

4. Классификация по внутреннему времени жизни, то есть по числу преодоленных кризисов Грейнера:

· креативные сообщества;

· корпоративные сообщества;

· информационные холдинги;

· штабные сообщества;

· матричные сообщества.

По мере роста количества сообществ, объема и скорости сетевых коммуникаций сетевые сообщества становятся все более значимой составляющей социальных сред. Можно предположить, что с какого-то момента времени все базовые и иллюзорные социосистемные процессы будут происходить внутри тех или иных сетевых сообществ, тем самым «пространство сетевых сообществ» окажется социосистемно замкнутым и обретет статус Представления социосистемы (наряду с родом, полисом, национальным государством). В США для подобного Представления используется термин Market Community, но нет никакой необходимости соотносить этот совершенно новый системный объект со старым рыночным механизмом регулирования экономики. Учитывая, что новое Представление будет задано не на одном сетевом сообществе, а на совокупности таких сообществ (возможно, имеющих общую коммуникационную среду), и что всякое сообщество есть «идентичность с заданной коммуникативной функцией», разумно использовать для него обозначение Arbitrary community, то есть сообщество на произвольных идентичностях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: