Клоака Максима в Риме -сточный канал, существующий до наших дней, относится к древнейшим сводчатым конструкциям.
С распространением римского владычества на Древнюю Грецию и Восток в Рим проникли утонченность и роскошь эллинистических городов. Приток богатств из завоеванных стран в течение 3 — 1 вв. до н. э. изменяет нравы римлян, порождая среди господствующих классов расточительство. Римские храмы, виллы, дворцы превращаются в своего рода музеи искусства.
Увлечение греческим искусством проявляется, прежде всего, в обращении к ордерной системе. Однако римляне приходят к новому пониманию ее значения. В то время как в греческой архитектуре ордер играл конструктивную роль, в Риме он используется главным образом в декоративных целях. Это происходит потому,- что опорные функции в римской архитектуре выполняет стена. Большое место, поэтому принадлежит арке, опирающейся на массивные столбы. Колонны не были способны нести на себе нагрузку многоэтажных сооружений со сводчатыми и купольными перекрытиями и лишь в аркадах сохраняют конструктивную роль, причем чаще оформляются в пышном коринфском ордере. Кроме того, римляне заимствовали у этрусков тосканский ордер, колонна которого отличается от дорического наличием базы, отсутствием триглифно-метопного фриза и каннелюр. В императорский период возникает особая разновидность коринфской капители в виде комбинации ее с капителью ионической.