Организационные и методические приемы интервью

Психологическая помощь - система мероприятий, направленных на смягчение или преодоление психологических трудностей, решение психологических проблем, возникающих у человека или группы людей, средствами практической психологии.

Организационной формой реализации консультативных услуг является психологическая консультация - психологический центр, укомплектованный специалистами-психологами, имеющими профессиональные знания и навыки в области психологического консультирования. Взаимодействие консультанта и клиента психологической консультации (т.е. человека, получающего психологическую помощь от психолога-консультанта) происходит, как правило, в форме консультативной беседы. Консультативная беседа — это основная форма психологического консультирования, процесс диалогического общения, в ходе которого один человек (консультант) помогает другому (клиенту) использовать свои внутренние ресурсы для личностного развития в позитивном направлении.

Структурные единицы консультативной ситуации: клиент, психолог, проблема. В процессе консультирования происходит взаимодействие и взаимовлияние всех его структурных единиц. Клиент приходит к психологу со своей проблемой, т.е. источником проблемы является сам человек. В тоже время и проблема влияет на человека своим существованием. Например, человек боится общения с новыми людьми и, следовательно, избегает нового общества, чувствуя при этом дискомфортное состояние.

Проблема влияет на выбор консультантом методов и методик работы. Если человек обращается за помощью в избавлении его от страха метрополитена, то тест на уровень интеллекта в данном случае не актуален. В тоже время и психолог – консультант влияет на проблему клиента. Выбор того или иного метода будет зависеть от уровня подготовки консультанта и теоретического самоопределения психолога. В том случае, когда психолог владеет только одним методом воздействия на клиента, например релаксацией, он и выберет только тот слой (уровень) сложности проблемы, с которой сможет работать данным методом. В соответствии с парадигмой, принятой для себя консультантом будут определяться цели, задачи и методы для решения соответствующей проблемы

Технология процесса консультирования.

Две группы инструментов, с помощью которых психолог – консультант управляет консультационной ситуацией: личность самого психолога и условия общения.

Личность психолога представлена в процессе консультирования речью психолога, языком тела, профессиональны и личностным самоопределением.

Условия общения при консультировании – это плоскость общения клиента и психолога, дистанция общения, пространство общения.

Консультирование в основном можно разделить на две большие группы: пассивное консультирование (активное слушание) и активное воздействующее консультирование. Воздействующее консультирование может также делиться на две группы: диалогическое консультирование и монологическое (авторитетное) консультирование.

Технологические приемы ведения беседы напрямую зависят от парадигмы, выбранной психологом – консультантом для работы беседы. В тоже время, можно отметить простые и доступные приемы консультирования. К таким приемам относятся: ограничение речи консультанта в диалоге, приближение разговорной речи консультанта к языку клиента, краткость и точность высказываний консультанта, анализ эмоциональных переживаний клиента, альтернативные формулировки, акцентирование эмоциональных переживаний, использование парадоксальных вопросов, уточняющие и углубляющие формулировки, использование интерпретации, перефразирование. Во время консультации необходим контакт консультанта с клиентом вербальный и невербальный: контакт глаз, контакт поз (подстройка к клиенту в НЛП), контакт чувств и эмоций.

Роль психолога-консультанта существенно влияет на процесс консультирования, определяя стиль и методы работы, используемые техники, особенности психологического взаимодействия с клиентом, а в конечном счете – эффективность встречи.

В литературе выделяют следующие роли консультанта:

1. Авторитет

2. Помощник

3. Эксперт

4. Судья, следователь

5. «Жилетка», эмпатический

6. Аналитик

7. Экспериментатор

8. Учитель, воспитатель

9. Родитель

10. Гуру

11. Пастор

12. Врач

13. Фасилитатор, инициатор

14. Партнер

15. Проводник

16. Провокатор

17. Шут, трикстер

18. Переводчик

19. Избавитель, спаситель

20. Волшебник, гипнотизер

21. Друг

22. Терпеливый слушатель, «эхо»

23. «Зеркало»

24. Наблюдатель

Некоторые из них известны и рекомендованы, другие используются редко или считаются «непрофессиональными», однако все они выражают те или иные аспекты работы консультанта.

На данный момент не существует полного и структурированного описания ролевого репертуара консультанта. Читаем у Р. Кочюнаса: «Многих, особенно начинающих консультантов, приводит в замешательство отсутствие универсального ответа на вопрос о роли консультанта в процессе оказания психологической помощи. Эта роль обычно зависит от принадлежности консультанта к определенной теоретической ориентации, его квалификации, личностных черт, наконец, от ожиданий клиента»

Как правило, ролевой репертуар консультанта складывается стихийно, что зачастую приводит к репертуарной бедности или противоречию одних усвоенных ролей другим. Трудности освоения профессиональной роли препятствуют формированию идентичности психолога-консультанта, снижают мотивацию и повышают тревожность в работе, а также сказываются на результативности консультативного процесса.

Рассмотрим факторы, определяющие использование психологом той или иной роли:

1. Функции психолога (задачи, цели, этапы консультации)

2. Личностные особенности и профессиональный стиль консультанта

3. Теоретическая принадлежность (школа)

4. Мировоззрение консультанта

5. Тип клиента

И если мировоззрение, школа и личность психолога способствуют появлению узкого набора привычных ролей, то профессиональные задачи и внимание к индивидуальным особенностям клиентов требуют расширения своего ролевого репертуара консультантом.

Мировоззрение консультанта делает использование некоторых ролей для него неприемлемым, тем самым ограничивая ролевой репертуар.

Необходимо отметить еще два момента, с анализом и обеспечением которых связано начало консультации и весь ее процесс – это контакт и контракт, которые взаимодействуют между собой, вкраплены в течение консультативной практики. Контакт – своеобразная эмоциональная связь, которая устанавливается между психологом и клиентом, слияние партнеров, хорошо относящихся друг к другу. Контакт является почвой и определяет саму возможность консультативного взаимодействия.

Контракт – согласованные список ожиданий клиента и психолога от процесса и результата консультации. Клиент, заключая его, определяет для себя какова цель его визита к психологу, что именно он хочет от этого специалиста и как он узнает, что достиг результата. Психолог вносит в контракт свои возможности, то есть насколько желания, запрос клиента достижим с точки зрения профессионального потенциала психолога.

Контракт, заключаемый в консультации – динамический, то есть он изменяется в зависимости от состояния и понимания участников.

Контракт невозможен без контакта, и именно это сочетание делает беседу собственно консультацией. Контакт создает почву для контракта, без контакта контракт воспринимается как агрессия и приносит вред, в то же время контракт ограничивает и оформляет контакт, дает возможность найти середину между эмоциями и эмоциональностью, разумом и чувствами.

В консультативном процессе происходит контракт на время, место, оплату, процесс, результат, метод.

Контракт на время, место и оплату часто заключается до начала собственно консультации. Психолог оговаривает с клиентом, сколько минут будет уделено консультативной беседе (обычно в пределах одного часа), где именно и когда она будет проводиться, а также, сколько это будет стоить. Оплата играет большую роль в консультации, так как обеспечивает мотив изменений клиента.

В процессе беседы заключается контракт на результат, который связан с четким определением запроса клиента. Контракт на процесс нередко бывает сложно выделить в консультации, так как он скрыт, завуалирован. Психолог может предложить клиенту воспользоваться техниками арттерапии, медитации, гештальта, получив согласие, применить их.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: