Эмпатия

Три условия отношений консультанта облегчают для клиентов достижение состояния эмпатии по отношению к себе как во время консультирования, так и после его завершения. В различной степени Я-концепции клиентов могут создавать условия для осознания большей части переживаний. Осознание клиентами того, что консультант чутко прислушивается к их чувствам, дает клиентам возможность переживать и анализировать свои чувства и таким образом лучше понимать себя. Кроме того, клиенты начинают осознавать, как важно самим прислушиваться к своим собственным чувствам — это позволяет разрабатывать правильные планы действий и определять жизненный курс на будущее. Также следует отметить, что чем большую эмпатию клиенты способны испытывать по отношению к самим себе, тем выше вероятность того, что они будут испытывать эмпатию по отношению к консультантам и другим людям и показывать эту эмпатию, улучшая, таким образом, качество своих отношений с людьми. Итак, конгруэнтность, безусловное позитивное отношение и эмпатия консультанта способствуют превращению клиентов в эффективных консультантов, работающих над собой, а также способствуют росту и развитию клиентов. Консультанты, в недостаточной мере обладающие этими условиями отношений, могут увеличивать степень неконгруэнтности своих клиентов, степень их отрицательного отношения к себе и величину недостатка эмпатии, которую клиенты испытывают по отноше­нию к себе и к другим. Однако опытные личностно-центрированные консультанты могут существенно омогать своим клиентам стать личностями.

Дополнительное применение

Личностно-центрированное консультирование было представлено здесь в связи с универсальной возможностью его проведения при индивидуальной работе с клиентами. Однако интересы и взгляды Роджерса были намного шире. Он настаивал на том, что принципы личностно-центрированного консультирования можно использовать при проведении занятий в группах встреч, при аудиторном обучении, при обучении специалистов в области менеджмента, а также при разрешении конфликтов.

Я хочу закончить эту главу красивым высказыванием Лао Цзы, основная идея которого глубоко созвучна мыслям Роджерса. Здесь как бы суммируется главное в разработанной Роджерсом теории личностно-центрированного консультирования.

Это похоже на то,

Как если бы он слушал,

И такое выслушивание

Окутывало бы нас тишиной,

В которой, наконец,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: