1. Индивидуальный стиль педагогической деятельности является устойчивым или ситуативным психологическим феноменом?
2. Согласны ли вы с мнением о том, что от типа темперамента зависит индивидуальный стиль деятельности?
3. В каких ситуациях наиболее ярко проявляется индивидуальный стиль педагогической деятельности?
4. В чем заключаются основные отличия индивидуального стиля педагогической деятельности от индивидуального подхода к учащемуся?
5. Какие особенности во внешнем облике и в манере поведения учителя могут быть носителями информации об его индивидуальном стиле педагогической деятельности? Приведите примеры.
6. Возможен ли индивидуальный стиль педагогической деятельности в условиях мультимедийных средств обучения?
7. Наблюдая за педагогами, определите те специфические трудности, которые у них имеются в работе, и специфику индивидуального стиля, направленного на преодоление этих трудностей.
8. Обоснуйте роль ситуации успеха/неуспеха в саморазвитии личности воспитанника в различных воспитательных системах.
|
|
9. Установите, каким образом индивидуальный стиль оказывает положительное и отрицательное влияние на выполняемую педагогическую деятельность.
10. Выделите психологические механизмы, влияющие в ситуации успеха/неуспеха на саморазвитие личности.
11. Представьте систему приемов создания ситуации успеха и преодоления ситуаций неуспеха (оформить схемой).
12. Рассмотрите особенности взаимоотношения учителя с учащимися в разных жизненных ситуациях: на уроке, при изложении нового материала, в беседе с классом, при индивидуальной проверке знаний учащихся и их оценке, при общении во внеучебное время в условиях выполнения общественно полезных дел.
План семинара
«Психология стиля педагогической деятельности»
1. Психологические особенности индивидуального стиля педагогической деятельности.
2. Влияние стиля педагогического общения на эффективность учебной деятельности.
3. Особенности восприятия и оценки учителем ситуаций, в которых наиболее ярко проявляется стиль педагогического общения.
4. Влияние стиля педагогического общения на коммуникативную культуру межличностных отношений в коллективе учащихся.
Основная литература
1. Кан-Калик В А. Основы профессионально-педагогического общения. Грозный, 1979.
2. Кашапов М. М. Психологические основы решения педагогической ситуации: Учеб. пособие. Ярославль, 1992.
3. Климов Е.Л. Индивидуальный стиль деятельности. Казань, 1969.
4. Клюева Н.В. Психологическое обеспечение педагогической деятельности (технологии работы психолога с педагогами). Ярославль, 1998.
|
|
5. Маркова А.К., Никонова АЛ. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя // Вопросы психологии. 1987. № 5.
6. Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1977.
7. Митина JI.M. Психология профессионального развития учителя. М., 1998.
8. Шадриков БД. Деятельность и способности. М., 1994.
9. Шадрикова И А. Роль педагогического оценивания в профессиональном мастерстве учителя. Учеб. пособие для студ. IV-V курсов. М., 1992.
Дополнительная литература
10. Белкин АС. Ситуация успеха. Как ее создать. М., 1991.
11. Гримак Л.П. Общение с собой. М.,1991.
12. Климов ЕА. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань, 1969.
13. Мерлин B.C. Лекции по психологии мотивов человека. М.,1991.
14. Глассер У. Школы без неудачников. Пер. с англ. Пермь, 1972.
15. Митина Л.М. Психологические аспекты труда учителя. Тула, 1991.
16. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности: Книга для учителя. М., 1991.
17. Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. Ростов н/Д, 1996.
18. Щуркова Н.Е. и др. Новые технологии воспитательного процесса.