Воскресение Христово видевше

Пасхальное песнопение — а также Воскресная песнь по Евангелии. У нас поют обычно на 6-й, хотя специальных указаний нет, а вот по Дониконовской традиции, по Оку Церковному «Воскресение Христово видевше» положено петь на 7-й глас, на практике — тоже поют на 7-й. Может быть это связано с тем, что начало этой песни роспето 7-м гласом в качестве недельной хвалитной стихиры. Существует, вообще-то, масса разводов, в том числе и путем или демеством. Встречается развод и на глас 6-й, вероятно это уже поздняя традиция.

Тропари воскресные отпустительные

Обычно поют гармонизированный знаменный. Случается, эти тропари поют на глас недели, вот это уже ошибка!

Эти тропари положены на Воскресном всенощном бдении после Великого славословия. По Типикону тропари исполняются на 1-й или 2-й глас, которые меняются каждую неделю поочередно. В 3-й главе Типикона написано буквально следующее: «таже тропарь воскресен един от обою, гласа первого: Днесь спасение мiру бысть: или гласа втораго: Воскрес от гроба:». Глас предписан совершенно явно, никаких указаний на 3-й, 4-й и т. д. — нет! Об этом же прямо говорит и Скабалланович.

По своему значению эти тропари занимают особенное место в Воскресном бдении, что видно, во-первых, уже из того, что они не отменяются даже в двунадесятые Богородичные праздники. Кроме того, эти тропари поются единожды и не покрываются богородичным, что ставит их наряду с тропарями двунадесятых праздников. Гласовое исполнение этих тропарей также отличается, как я уже сказал, во-первых они не зависят от гласа недели, и во-вторых, их напев является самогласным, почему глас и не указывается ни в Октоихе, ни в Часослове, а только в Типиконе. Тем, что они не следуют гласам, они ставятся безусловно выше отпустительных.

Теперь что касается практики Дониконовской: она традиционно следует уставным указаниям. И по сей день распространены эти самые знаменные самогласны 1-го и 2-го гласов. Замечательно, что древние мелодии этих тропарей сохранились, хотя мне лично жаль, что в гармонизованном виде...

Правда есть в древнерусской практике и особенность — это когда сам тропарь идет речитативом, а концы тропарей в уставе указано петь по концам тропарей на Бог Господь, это есть и в крюковых книгах, как сообщил мне один старообрядческий головщик. Как раз для данных тропарей такое исполнение несколько странно — впрочем, информации требует проверки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: