Требования к устройствам и системам автоматизации очистных машин и комплексов, обеспечивающие безопасность для обслуживающего персонала

Требования к устройствам и системам автоматизации очистных машин и комплексов должны соответствовать “Правилам безопасности в угольных и сланцевых шахтах”, “Нормативам по безопасности забойных машин, комплексов и агрегатов, 1990, Утв. Министерством уг.промышленности Украины”.

1. Перед началом работы забойных машин или перед включением любого ее подвижного узла, работа которого может представить опасность для находящихся поблизости людей, должен подаваться предупредительный звуковой сигнал. Слышимость сигнала должна обеспечиваться по всей зоне, опасной для людей. Для машин, работающих в одном забое, как правило, должны применяться предупредительные сигналы, отличающие между собой.

Предупредительный звуковой сигнал должен формироваться с помощью речевого или неречевого сообщений. Рекомендуется применять сигналы речевого сообщения

Предупредительный звуковой неречевой сигнал должен иметь уровень громкости - не менее 96 дБ на расстоянии 1м по оси излучателя звука. Длительность подачи сигнала – 6…15с., частота – 800…1200Гц. По структуре сигнал может быть прерывистым, непрерывным, а также модулированным по частоте или амплитуде. Прерывный сигнал, как правило, должен скважностью равной 2, с длительностью импульса 1…2с. Непрерывный сигнал может быть однотональным и многотональным с временем звучания каждого тона 0.3 … 0.5с.

Сигналы речевого сообщения должны содержать названия включаемого обьекта (например, “Внимание! Включается комбайн”) и повторяться три раза. Уровень громкости - не менее 76 дБ на расстоянии I м по оси излучателя звука. Длительность подачи сообщения – 6…15с., частота подачи сообщения от 350 до 3500Гц.

В системе предупредительной сигнализации должен предусматриваться автоматический контроль подачи предупредительного сигнала. Допускается осуществлять контроль сигнала по электрическим параметрам (току или напряжению) цепи сигнализации в самой удаленной ее точке. Выполнение контроля подачи предупредительного сигнала не обязательно при местном управлении в тех случаях, когда сигнализаторы звука находятся на машине, излучаемый сигнал воспринимается машинистом.

2. В структуре системы управления забойными машинами должна быть предусмотрена оперативная громкоговорящая связь в очистном забое. Количество и места размещения переговорных устройств в за­бое должны обеспечивать удобство и безопасность их использования. Двухсторонняя громкоговорящая связь должна обеспе­чиваться как при наличии напряжения на участке, так и при его от­сутствии а течение 4 час.

Допускается использовать посты связи для размещения органов управления и элементов индикации.

3. Система управления машинами забойного комплекса должна быть выполнена таким образом, чтобы все средства контроля и защиты (метан-реле, приборы контроля проветривания и выбросоопасности в забое, устройства предупредительной сигнализации и оповещения, устройства электрических защит в силовых цепях и др.) от возникновения производственных опасностей, связанных с включением машин и подачей напряжения, включались в работу до пуска ма­шин.

4. Система управления не должна допускать несанкциониро­ванного включения машин при включенном состояний блокировочных и защитных устройств, а также при выполнении различного рода пере­ключениий.

5. Необходимо выполнять непрерывный контроль параметров газовой обстановки, пылеподавления и проветривания.

6. Система управления должна осуществлять необходимые блокировки, связанные с технологией работы, а также предусмотренные для обеспечения безо­пасности эксплуатации машин (комплекса).

Требования к устройствам и системам автоматизации по управлению

очистными машинами и комплексами

1. Система управления должна обеспечивать включение и отключение машины путем кратковремен­ного воздействия на орган управления; Оперативное отключение питания машин и механизмов должно осуществляться за время, не превышающее 0,2с.

2. Система управления должна предусматривать один или сочетание следующих видов управления: местное; дистанционное в зоне видимости машины; дистанционное вне зоны видимости машины и автоматизированное. Выбор требуемых видов управления определяется исходя из условий обеспечения безопасности при управлении забойными машинами и комплексами. Для машин, в которых предусмотрено два и более видов управления, должно быть применено устройство переключения для выбора каждого из видов управления.

3. Если в системе управления предусмотрено два пульта управления – на машине и в выработках, то должна быть исключена возможность одновременного пуска с двух и более пультов, а отключение должно выполняться с любого пульта.

4. В системе дистанционного управления в зоне видимости машины, как правило, должен предусматриваться беспроводный канал между носимым пультом и машиной.

5. Система дистанционного управления вне зоны видимости машин (комплекса) должна содержать стационарные пульты по длине лавы, установленные через 10м, или центральный (централизованный) пульт на штреке. В такой системе может предусматриваться как проводный, так и беспроводный канал между пультом и машиной.

6. Схемы дистанционного управления аппаратами, предназначенными для подачи напряжения на машину и для включения электродвигателей машины, должны обеспечивать нулевую защиту, защиту от самовключения и от потери управления при колебаниях напряжения питания в пределах от 0,8Uн. до 1,1 Uн, кратковременном (до 1с) повышении напряжения до 1,5 Uн.; контроль заземления передвижных машин, автоматическое отключение и невозможность включения машины при обрыве или замыкания проводов внешнего участка схемы.

7. Автоматический контроль заземления должен осуществляться с исполъзованием заземляющей жилы в цепи управления. Величина контролируемого сопротивления должна составлять не более 100 и 50 Ом длямашин напряжением соответственно до 660 и 1140В. Цепи контроля сопротивления заземления машин должны иметь искробезопасные параметры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: