Результаты данного исследования свидетельствуют о том, чтоконсультанты, овладевшие проективной методикой, распределяют на основе рисунков и высказываний 80% времени между благополучными и неблагополучными детьми. Рисунки неблагополучных детей в большей мере указывали на наличие дезинтеграции и ригидности, чем рисунки благополучных детей. Большинство благополучных детей начинало рисунок с середины листа, тогда как неблагополучные дети начинали рисовать с нижней части. Детские рисунки и слова, употреблявшиеся для их описания, позволяют школьному консультанту проникнуть во внутренний мир детских чувств. Консультант, овладевший проективной методикой и способный
распознавать эмоции, скрывающиеся под покровом метафорического языка, может определить учащихся, нуждающихся в индивидуальной заботе. При работе с детскими рисунками консультанты должны помогать детям выразить словами свои мысли и чувства по поводу содержания рисунков. Для этой цели можно попросить ребенка порассуждать с точки зрения предмета, изображенного на рисунке (т. е. с точки зрения куста роз). Предмет изображения (образ) позволяет детям проектировать некоторые из своих мыслей и чувств, прокладывая путь к более непосредственной беседе о них (Allan, 1978; Allan and Clark, 1984).
|
|
В руках консультантов стратегия розового куста служит надежным аналитическим орудием для выявления детей, подвергшихся или подвергающихся сексуальному насилию. Розовый куст символизирует эмоциональную сущность ребенка. В таких случаях дети, подвергшиеся жестокому обращению, рисуют розовый куст полностью защищенным оградой и используют язык, указывающий на сексуальное или физическое насилие. Проективная методика нередко позволяет получить полезную информацию, однако применять ее необходимо с величайшей осторожностью. Консультанты, заинтересованные в применении этой методики, должны пройти специальную подготовку под руководством опытного супервизора.
Методы визуализации и рисования розового куста можно использовать в групповой работе с учащимися. В таких случаях учащиеся обсуждают свои рисунки, а консультант может уделить несколько минут каждому ребенку.
Глава 5
Спонтанные рисунки
В консультировании