Представление о самом себе

С неизлечимо больными детьми была проведена большая работа, которая помогла нам понять, что происходит в их внутреннем мире. Кублер-Росс (1983) установила, что дети знают, что происходит с ними, когда они умирают. Она отме­тила, что дети переживают такие же стадии печали и горя, как и взрослые: неприятие, гнев, спор, депрессия и, наконец, по­ложительная реакция. В данном случае положительная реак­ция предполагает осознание ситуации и решимость прожить оставшиеся дни с максимальной полнотой. Эти стадии могут появляться в любой последовательности, причем некоторые из них могут быть пропущены. В процессе умирания психичес­кая жизнь некоторых индивидов преимущественно протекает на одной эмоциональной стадии. Нередко появляется надежда: иногда это — надежда на исцеление, а иногда надежда за­кончить неоконченные дела. Вообще говоря, страх составляет неотъемлемую часть детских переживаний.

Во многих случаях Кублер-Росс отмечала, что с помощью творческой деятельности — сочинения историй или рисова­ния — дети приспосабливаются к событиям, которые происхо­дят в их жизни, и сообщают это знание, нередко в символичес­кой форме, тем, кто способен выслушать их. Тем, кому прихо­дится работать с серьезно больными или осиротевшими детьми, она рекомендует предоставлять детям как можно больше воз­можностей заниматься сочинительством и рисованием.

Блубонд-Лангер (1978) проанализировала больничные мате­риалы по серьезно больным детям. Она обнаружила, что у таких детей оценка своего состояния проходит ряд последователь­ных стадий: от удовлетворительного самочувствия до стадии 1


(серьезно болен), стадия 2 (серьезно болен и поправлюсь), стадия 3 (неизменно болен, но поправлюсь), стадия 4 (неизменно болен и никогда не поправлюсь) и, наконец, стадия 5 (умирание). Эти представления о своем состоянии имеют последовательный ха­рактер. Конкретные события должны объединиться с предыду­щей информацией, прежде чем ребенок перейдет к следующей стадии. Ребенок не перейдет к следующей стадии до тех пор, пока на данной стадии не произойдет событие, способное уско­рить такой переход. Поэтому даже в тех случаях, когда друг умирает от аналогичной болезни, ребенок не перейдет к ста­дии 5, если на стадии 4 не получит сведений о смерти друга.

Мы полагаем, что установленные Кублер-Росс стадии можно без труда объединить с указанной схемой изменения представле­ния о своем состоянии. При достижении каждой новой стадии понимания в реакциях детей вновь проявляются чувства непри­ятия, гнева и т. д. Если консультант способен понять этот про­цесс и обеспечить возможность переживания и обсуждения эмо­ций с помощью рисунков с целью формирования положитель­ной реакции и понимания, тогда в состоянии ребенка, возможно, наступит улучшение, и он получит возможность рас­смотреть и положительно оценить происходящее.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: