С неизлечимо больными детьми была проведена большая работа, которая помогла нам понять, что происходит в их внутреннем мире. Кублер-Росс (1983) установила, что дети знают, что происходит с ними, когда они умирают. Она отметила, что дети переживают такие же стадии печали и горя, как и взрослые: неприятие, гнев, спор, депрессия и, наконец, положительная реакция. В данном случае положительная реакция предполагает осознание ситуации и решимость прожить оставшиеся дни с максимальной полнотой. Эти стадии могут появляться в любой последовательности, причем некоторые из них могут быть пропущены. В процессе умирания психическая жизнь некоторых индивидов преимущественно протекает на одной эмоциональной стадии. Нередко появляется надежда: иногда это — надежда на исцеление, а иногда надежда закончить неоконченные дела. Вообще говоря, страх составляет неотъемлемую часть детских переживаний.
Во многих случаях Кублер-Росс отмечала, что с помощью творческой деятельности — сочинения историй или рисования — дети приспосабливаются к событиям, которые происходят в их жизни, и сообщают это знание, нередко в символической форме, тем, кто способен выслушать их. Тем, кому приходится работать с серьезно больными или осиротевшими детьми, она рекомендует предоставлять детям как можно больше возможностей заниматься сочинительством и рисованием.
|
|
Блубонд-Лангер (1978) проанализировала больничные материалы по серьезно больным детям. Она обнаружила, что у таких детей оценка своего состояния проходит ряд последовательных стадий: от удовлетворительного самочувствия до стадии 1
(серьезно болен), стадия 2 (серьезно болен и поправлюсь), стадия 3 (неизменно болен, но поправлюсь), стадия 4 (неизменно болен и никогда не поправлюсь) и, наконец, стадия 5 (умирание). Эти представления о своем состоянии имеют последовательный характер. Конкретные события должны объединиться с предыдущей информацией, прежде чем ребенок перейдет к следующей стадии. Ребенок не перейдет к следующей стадии до тех пор, пока на данной стадии не произойдет событие, способное ускорить такой переход. Поэтому даже в тех случаях, когда друг умирает от аналогичной болезни, ребенок не перейдет к стадии 5, если на стадии 4 не получит сведений о смерти друга.
Мы полагаем, что установленные Кублер-Росс стадии можно без труда объединить с указанной схемой изменения представления о своем состоянии. При достижении каждой новой стадии понимания в реакциях детей вновь проявляются чувства неприятия, гнева и т. д. Если консультант способен понять этот процесс и обеспечить возможность переживания и обсуждения эмоций с помощью рисунков с целью формирования положительной реакции и понимания, тогда в состоянии ребенка, возможно, наступит улучшение, и он получит возможность рассмотреть и положительно оценить происходящее.