Может выделяться следующая иерархия обобщенных представлений, определяющих задачи аналитической разведки:
+----------------------+
|национальная идеология <- представления о своей нации: ее
+-----------+----------+ особенностях, ее месте в мире;
|
+-----------+----------+
|национальная стратегия <- основные направления и способы
+-----------+----------+ деятельности на 20..100 лет вперед
|
+-----------+----------+
|национальная программа <- основные планы на 5..20 лет вперед
+----------------------+
Не может быть хорошей национальной стратегии, если нет национальной идеологии. Не может быть хорошей национальной программы действий, если нет национальной стратегии. Затруднительно выделять союзников и противников, полезное и вредное, если нет национальной программы действий.
В формировании идеологии, стратегии, программы не обязательна большая четкость. Четкости должно быть не больше, чем позволяют имеющиеся обобщенные и конкретные представления и используемые методы интеллектуальной работы. Корректную нечеткость не следует подменять риторикой.
Надо различать идеологию, стратегию, программу для пропаганды и для фактического применения. Можно с пользой для общества говорить одно, а делать другое. Плохо, когда идеология, стратегия, программа существуют только в пропагандистском, риторическом варианте.
+-------------------------------------------------------------+
| При отсутствии национальной стратегии работа аналитической разведки на стратегическом уровне становится бессмысленной. |
+-------------------------------------------------------------+
Но служба АР может поспособствовать появлению эффективной национальной стратегии:
- информировать, какие могут быть национальные стратегии в принципе и какие приняты в разных странах;
- какие методы выработки национальной стратегии используются;
- какие обстоятельства должны быть учтены при выработке своей национальной стратегии.
Небесполезным является изучение глобальной картины прошлых и текущих стратегий наиболее влиятельных субъектов (государств, государственных союзов, транснациональных корпораций, массовых движений, международных организаций) и воздействия этих стратегий на события в обществе.